Познавательно - творческий проект в этнокультурном направлении «Менам дона коми кыв (кыы)»




 

 

1. Название проекта Познавательно - творческий проект в этнокультурном направлении «Менам дона коми кыв (кыы)» – проводится ежегодно в течение учебного года.
2. Участники конкурса с указанием должности Заведующий - Хозяинова Элеонора Владимировна; Старший воспитатель - Беляева Надежда Федоровна; Воспитатели - Артеева Валентина Владимировна, Артеева Евдокия Васильевна, Демидова Эльза Эдисоновна, Канева Ольга Петровна, Марченко Анна Семеновна, Степанец Надежда Валентиновна, Чупрова Ольга Николаевна, Чупрова Валентина Алексеевна, Чупрова Ольга Николаевна, Фролова Валентина Филипповна; Педагог-психолог - Пархачёва Павла Геннадьевна; Учитель – логопед Филиппова Анна Александровна; Инструктор по физической культуре Рочева Раиса Ивановна; Музыкальные руководители - Синюшкина Марина Владимировна, Тула Наталия Альбертовна.
3. Наименование организации, представителем которого является участник конкурса Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» с. Ижма
4. Целевые аудитории проекта Заведующий, воспитатели, специалисты дошкольного образования, воспитанники, родители воспитанников, социальные партнеры
5. Территория реализации проекта Детский сад, районный центр детского творчества (далее - РЦДТ), Дом Культуры, детская библиотека, музей
6. Проблематика проекта Актуальность в реализации проекта – Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Особое место этнокультурного образования в общей образовательной системе определяется ее полиэтническим составом, поликультурностью общества. В нашей многонациональной республике важно создание гибкой, многоуровневой системы этнокультурного образования, способствующий сохранению и развитию коми языка и культуры с дошкольного возраста, а так же консолидации народов республики на основе уважения других культур. В системе дошкольного образования это задача решается через реализацию основной образовательной программы дошкольного образования, которая разработана в соответствии примерной, авторской, региональных программ, стандарта дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает интерес и образовательные потребности воспитанников, родителей, педагогов, которые направлены на изучение, внедрение специфики национальных, социокультурных, климатических условий нашего региона (Республики Коми и Ижемского района). Следовательно, региональное содержание становиться значимым в проектировании образовательной деятельности.
7. Цели и задачи проекта Исходя из вышесказанного определяется цель проекта – воспитание в детях духовно – нравственных, патриотических чувств к своему народу, Родине. Актуальные задачи в этнокультурном образований: –учить видеть красоту и ценность традиции коми народа (Ижемского народа), особенность коми языка (Ижемского диалекта); - формировать интерес к легендам коми народа, произведениям коми поэтов и писателей; - развивать творческий интерес к культуре родного края, - воспитать гордость за достижения в республике(районе, селе) и уважение к традициям коми народа, культуре, языку
8. Описание проекта Пояснительная записка. Старший дошкольный возраст является важным периодом становления личности. Интенсивно развиваются не только психические качества, но и нравственные чувства, волевые качества и активно социализируется в обществе. Социальное развитие связано с формированием «Я – концепции», т.е. осознанием ребенком себя как личности, «Я - часть общества» где я живу, кто и что меня окружает, представление о мире, ценностях своего рода, культуры в культуре, живущая по специфическим и самобытным закона. Создание детской субкультуры – все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, ее составляют народные игры, детский фольклор и юмор, эстетические представления, детское философствование и т.д. Данные задачи по приобщению к культуре, традициям, фольклору, искусству, языку включены во всех пяти образовательных областях и реализуются через различные виды детской деятельности, где развиваются интересы, любознательность и познавательная мотивация детей к родному краю, культуре, языку. Для реализации данных задач педагогами проектируется развернутый план с различными мероприятиями с программным содержанием:
Название мероприятия
1. Разработка рабочих программ по этнокультурному образованию (интеграция этнокультурного образования в образовательных областях) – знакомство с селом, районом, республикой, символиками Республики Коми - с гербом, гимном, флагом, с географической картой, природой, особенностями края, района, особенностями культуры коми народа. Коми языковой материал интегрируется во всех 5 образовательных областях (методическая работа в презентации).
2. Разработка коми игр и пособий для создания развивающей предметно – пространственной среды, презентации для образовательной деятельности, конспектов для сборника –учет принципа наглядности, доукомплектование материала в соответствии с темами программы. Игровой материал создается для развития познавательных интересов (знание городов республики, сел района, достопримечательностей села и столицы, животного и растительного мира, рек, озер, гор); развития мышления, умения соблюдать правила игры. Дидактические игры «Найди часть конструкции», «Собери объект», «Дополни сюжет», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Лото», «Коми сер». Пособия «Гортса пемöс видзан йöр», «Изьва керка», «Вöрса озыр лун» (Приложение1).
3. Проведение коми недели – работа музея в детском саду, выставка пособии, флэш-моб с родителями «Ми сернитам комиöн», «Ми лыддьысям комиöн», образовательная деятельность на коми языке – «Вежливые слова» (Приложение 2), краткосрочный прект на тему «Путешествие в край северного сияния» (Приложение 3), игры и игровые ситуации на коми языке (Приложение 4), встреча с интересными людьми – ознакомление с коми фольклором, бытом, традициями; воспитание доброжелательного отношения к знаменитым людям района, республики, дать представления об их достижениях. Активное привлечение родителей в образовательный процесс.
4. Конкурс чтецов на уровне «Менам дона чужанiн” ДОО – 1 этап, районный уровень – 2 этап (организаторы Управление образования, РЦДТ) – знакомство с коми писателями, поэтами, учим применять выразительные средства – образные слова, эпитеты, сравнения; развиваем интерес к коми произведениям. Вокальный районный инструментальный конкурс исполнителей детских песен композиторов республики коми на коми языке «Енбиа том войтыр» (в презентации)
5. Театрализованная деятельность (постановка авторской сказки «Еджыд кöр», постановка рассказа «Квайт чунь», легенды «Яг – Морт». Произведения были представлены в республиканском проекте «Дзолюк - Малышок» - продолжаем совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки в драматизациях- умение жестом, мимикой передавать свое к содержанию произведения, развиваем познавательный интерес, творчество, чувство радости от исполнения, воспитываем проявлять героям произведения сострадание, желание помочь (фотографии в презентации + ссылки+ видематериалы).
  Участие на празднике республиканского значения «Луд» (песни, хороводы, народные игры, фольклор – потешки, колыбельные песни, заклички, мастер – классы) – привлечение детей к народным традициям, праздникам, обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии коми народной музыки, фольклора(фотографии в презентации).
7. Участие в республиканском проекте «Дзолюк - Малышок» - в целях сохранения и развития коми языка, культуры, приобщения детей и родителей в совместную творческую деятельность (фотографии в презентации.
8. Создание панно «Мой любимый край» -развивать умение развивать обследовать изделия декоративно - прикладного искусства, исследовать и анализировать коми орнаменты, выделять их содержание. Совместное создание с родителями альбомов, книг «Пуяс», «Черияс», «Коми юяс» (фотографии в презентации).
9. Методическое объединение воспитателей дошкольных групп на тему «Этнокультурное развитие дошкольников с применением интерактивных технологий и методов». В рамках методического объединения включено проведение: 1.Познавательно-речевого занятия «Тайö кöдзыд еджыд тöв». Дети закрепляют признаки зимы, учат стихи на коми языке с помощью мнемотехники(воспитатель Чупрова О. Н.). 2.Путешествия по стране игр на поезде. На станциях детям предлагают поиграть в коми подвижные, хороводные, дидактические игры (воспитатель Фролова В. Ф.) 3.Авторские интерактивные и компьютерные игры на интерактивной доске проводит с дошкольниками воспитатель Артеева В. В. Приложение
10. Празднование Дня рождения Республики Коми - расширять знания детей о республике коми, что она является частью России, закрепить символики, географическое расположение, природные богатства, воспитываем патриотические чувства, любовь к своей родине, гордость!

 

Содержательный раздел (конспекты игр, организованной образовательной деятельности, презентации) проекта представлен в Приложениях 4.

Учет принципов при реализации проекта:

-принцип научной обоснованности;

- принцип системности и последовательности;

-принцип наглядности;

- принцип воспитывающий и развивающий;

- принцип осознания процесса обучения;

- принцип культуросообразности, учет национальных ценностей и традиции.

Желаемые результаты:

- приобретение и закрепление знаний о родном селе, районе, Республике Коми;

- воспитанники хорошо знают и называют герб, флаг Республики Коми и Ижемского района;

- имеют представления о традициях, культуре, проявляют интерес к своему краю;

- умеют передавать художественные произведения коми поэтов, писателей;

-умеют играть в коми народные игры;

-активное участие родителей в образовательном процессе.

9.. Показатели результативности и эффективности проекта (количественные и качественные, плановые и фактические) Применительно к детям: -могут называть героев коми сказок, легенд; - научились запоминать стихотворения коми поэтов и писателей по мнемотехнике и передавать по памяти; - понимают значение праздника» Луд», традиции коми (Ижемского) народа; -научились сравнивать мотивы коми орнамента, из части составлять целый орнамент, -проявляется умение из орнаментов составлять повествовательный рассказ; -проявляется интерес к театрализованной деятельности. Применительно к родителям: - Принимают непосредственное участие в образовательном процессе; - расширяют возможность сотрудничества со своими детьми, что безусловно сказывается на положительный результат детско-родительских отношений; - обогащают познавательный, творческий опыт, участвуя в проекте. Применительно к педагогам: -выявляются способные воспитанники, которых необходимо развивать в перспективе, - открываются таланты и мастерство родителей, которые можно применить в развитий детского сада; - пополняется методический материал по этнокультурному образованию – игры, конспекты, сценарии (материал в Приложении); - обобщение педагогического опыта в сборнике «Этнокультурное образование и воспитание детей в Ижемском районе»; -повышается статус педагогов и детского сада.     Конкурсы чтецов:
№   Название конкурса Фамилия имя - ребенка Достижение
1.   Конкурса чтецов приуроченного к Международному дню родного языка среди воспитанников дошкольных образовательных организаций   Рочева Арина МБДОУ «Детский сад №3» с. Ижма;   1 место
2.   Конкурс чтецов «Дзордзалö чужан му»(РЦДТ) Гичева Катя 2 место
3. Конкурс чтецов «Дзордзалö чужан му» (РЦДТ) Терентьева Плина 1 место
4. Конкурса чтецов приуроченного к Международному дню родного языка среди воспитанников Канева Ярослава 1место

 

 

10. Перспективы проекта, в том числе описание возможности тиражирования Проект реализуется ежегодно и в перспективе планируется издание альбома и диска, в котором будут представлены активные участники проекта, победители и призеры конкурсов, масштабные мероприятия с участием всех участников образовательного процесса, методические разработки, пособия, игры, итоговые мероприятия.
11. Количество публикации в СМИ, социальных сетях с указанием ссылок на них https://mdou3izhma.ucoz.ru/index/dostizhenija/0-244 https://www.youtube.com/watch?v=H8uAnJ9TPVE https://mdou3izhma.ucoz.ru/news/postanovka_jag_mort/2018-11-01-157 https://mdou3izhma.ucoz.ru/news/dzoljuk_malyshok/2018-07-02-152 https://mdou3izhma.ucoz.ru/news/kmo/2018-12-19-162)
12. Наличие отзывов о проекте Отзывы о проведенных мероприятиях в Приложении 5
13. Контактные данные (телефон, почтовый адрес/ адрес электронной почты) Телефон 88214094460 Почтовый адрес: с. Ижма, ул. Семяшкина, дом 25 а Электронный адрес: mdou3-izhma@yandex.ru

 

 

Приложение 1

 

 

 

Приложения 2

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Тема: Вежливые слова. (Вежавидзана кывъяс).

Цель: Позитивная социализация детей и приобщение их к социокультурным нормам.

Задачи: Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

Развитие навыков общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

Формы работы: 1.Дидактическая игра «Учимся общаться»

-Доброе утро! Мы с вами здороваемся каждый день.

- Как вы думаете, зачем мы это делаем? Что мы этим желаем человеку. Совершенно верно, здоровья и хорошего самочувствия. (Здравствуйте! А по коми Видза оланныд!).

- Но всех ли мы приветствуем одинаково? Что вы говорите, когда встречаете друга? (Здравствуй! Привет! А по коми Видза олан! Чолом!)

- Как надо здороваться в зависимости от времени суток?

(Доброе утро! Бур асыв! Добрый день! Бур лун!

Добрый вечер! Бур рыт! Доброй ночи! Бур вой!)

-Вечером, когда вы уходите домой из детского сада, вы говорите «До свиданья»! По коми аддзысьлытöдз! Далее воспитатель придумывает различные варианты ситуаций и предлагает детям самим придумать ответы на русском и коми языках.

2. Дидактическая игра «Переводчики». Волшебные слова на коми и русском языках

Чолом –привет! Видза олан – здравствуй! Видза оланныд – здравствуйте! Аттьö – спасибо! Аддзысьлытöдз – до свиданья! Став бурсö – всего хорошего!

3. Знакомство со сказкой Соломонии Пылаевой «Аттьö».

Идея: вежливость нужна всем. Вопросы по содержанию:

-О каком главном слове шла речь в сказке?

-Когда надо говорить «спасибо»?

-По коми сказать «спасибо».

-Вспомните случаи, когда надо говорить «спасибо».

Сказки Валентины Осеевой о волшебных словах.

Инсценировка эпизодов о вежливости.

4.Стихотворение-игра Серафима Попова «Мед мусса коми кывъяс».

Пызан бердад сёйны-юны Тэрмасьны оз ков, Эн, эн вунӧд йӧзлы шуны: - Нянь да сов! Олӧмыд кӧ ылӧ нуас, Медым оз бось жуй, Чужан муыд тэныд шуас: - Шуда туй! Уджыд му вылад эм уна, Вӧчны быдтор куж, Мырсьысьлы эн вунӧд шуны: -Кыпыд удж!   Кодзулӧн кор енэж жуӧ, Вод да синтӧ кунь, Мамыд тэныд, пиук, шуас: -Чӧскыд ун! Сылы, коді вӧчӧ бура, Кодлӧн зэв пӧсь сыв, Тэныд пыр мед шуны сюрас «Аттьӧ» кыв.! Асыв пырис миян расӧ, Сійӧс вежас рыт. Воддзаыслы: - Шуда асыв! Мӧдыслы: - Бур рыт!  

6. Закрепление слов вежливости в режимных моментах

Приложение 3

 

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад №3» с.Ижма.

 

 

ПРОЕКТ на тему

«Путешествие в край северного сияния»

Старшая группа

 

Проект разработал

Воспитатель - Степанец

Надежда Валентиновна

 

 

Вид проекта: Информационно-познавательный, краткосрочный.

Срок: две недели.

Цель: способствовать развитию познавательного интереса детей к окружающему миру. Формировать представление о многонациональном составе нашей страны.

Участники проекта: воспитатель и дети старшей группы.

Планируемый результат:

Развитие интегративных качеств ребёнка: проявляет любознательность, интерес к изучению природы, имеет представление о Крайнем Севере, может поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения.

Виды интеграции образовательных областей:

Образовательная область «Познание» познакомить детей с животным и растительным миром, климатическими особенностями Крайнего Севера, культурным наследием народа, проживающего на данной территории, развивать любознательность.

Образовательная область «Социализация»: воспитывать у детей уважение к культуре, быту, обычаям и традициям коренных народов Севера; активно и доброжелательно взаимодействовать с детьми и педагогом во время игры.

Образовательная область «Коммуникация»: расширять словарный запас детей: тундра, ягель, яранга, чум, северное сияние, полярная ночь, вечная мерзлота, пурга, буран, варган, малица, нарты, оленья упряжка.

Образовательная область «Музыка»: обогащать детские впечатления, закреплять умение детей самостоятельно выполнять танцевальные движения, характерные для северных народов.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям, приобщать к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.

Образовательная область «Физическое развитие»: развивать самостоятельность, творчество, формировать выразительность и грациозность движений, привлекать к активному участию в коллективных играх.

Образовательная область «Безопасность»: закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду.

Образовательная область «Художественное творчество»: развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции, умение созерцать красоту окружающего мира.

План работы по реализации проекта:

1.Подготовительный этап:

-Разработка плана реализации проекта.

-Подбор познавательной и художественной литературы.

-Подбор иллюстраций, картин.

2. Основной этап:

Совместная деятельность педагога с детьми.

Образовательная область «познание»:

Проведение познавательных бесед:

- что такое Север?

-растительный и животный мир тундры.

-северный олень

Образовательная область «Художественное творчество»:

- рисование «девочка в малице».

-рисование в «тундре».

- лепка «северный олень».

- аппликация «северные мотивы».

- коллективный коллаж «край северного сияния».

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

- С. Михалков «Моя Родина-Россия».

- энциклопедия «Я познаю мир»: глава «тундра«.

- чтение сказок народов Севера:

- нанайская сказка «Айога».

- ненецкая сказка «Кукушка».

- саамская сказка «Тала-медведь и великий колдун».

- эскимосская сказка «Как звери и птицы достали солнце».

- заучивание наизусть стихов о Родине.

Образовательная область «музыка»:

- разучивание песни «Моя Россия».

- разучивание песни «Песенка о тундре»

- разучивание песни «Оленёнок».

- разучивание танца «Хейро».

- знакомство с варганом.

Образовательная область «Физическая культура».

- Разучивание подвижных игр:

«Важенка и оленята»;

«Полярная сова и лемминги».

3. Завершающий этап:

-выставка детских работ;

-оформление экспозиции в музыкальном зале;

-интегрированное занятие «Путешествие в край северного сияния».

Перспективы: постановка новой проблемы, разработка и реализация нового проекта.

 

 

Приложение 4

Речевые упражнения, игровые ситуации

1.Уджтас. Аддзöй паныд вежöртаса кывъяс (антонимъяс).

Кагульнича. Роч мойдысь Кöвдум локтіс Коми пармаö. Паныдасис Кöинкöд:

- «Ок, кутшöм тэнад дженьыд пельяс да дыш кокъяс!»

- «Кöч шензис: «Абу сідз!»

- «А кыдз?» (дженьыд – кузь, дыш – тэрыб).

-«Ок, ставсö ме дзуги! Отсав меным, Кöчильöй, вöрті гöгыльтчыны да ставсö тöдмавны».

Мунöніс и сернитöны: «Тайö енэж, а паныд… му. Пуяс джуджыдсь, а турун…ляпкыд, öні лун, а сэсся воас … вой. Луныс югыд, а войыс…пемыд» да сідз водзö.

2. Тöдмав, мый Кöдзыд Пöль козьналiс челядьлы.

Ки маласöн тöдмавны, кутшöм чача Кöдзыд Пöль дзебöма нопъяс. Челядь тöдмалiс чачасö – öшöдö коз вылö.

3.Мый вошис.

Кагульнича гижан пöв (пызан) вылын тэчöма серпасъяс (чачаяс). «Куням синъяс», - шуöм бöрын, челядь куньöны синъяс. Кагульнича дзебö öти серпас (чача). «Восьтам синъяс», - челядь восьтöны синъяс да висьталöны, кутшöм серпас (чача) вошис.

4.Сетам киысь киö.

Челядь пукалöны джодж дöра вылын кытшöн кианыс кутöны чачаяс, сетöны ёртыслы чачасö сьыланкыв улö. Сöмын сьыланкыв помасьö, чачаяс кольöны челядьлöн киын. Кагульнича юасьö: «Мый тайö?» кага вочавидзö: «Менам – акань (пон, кань…)

5.«Волшебнöй кывъяс»

Могъяс: Велöдны шыблавны мач ерта ертлы увсянь. Велöдны кор и кутшöм вежливöй кывъяс индыны.

Ворсöм: Челядь сулалöны кытшын. Воспитатель вошйö кывйитлöс(фраза) и кодлы кö шыбитö мач: «Вотча локтiгöн висьталöны…», «Тэ кö кодöскö öбöдитiн, колö шуны…»,«Сейöм бöрын висьталам…», и тадзi водзö. Кага, кодi кутiс мач,помалö кывйитлöсö.

6. «Кöдзыд кывъяс»

Мог: Озырмöдны челядьлысь кыв запассö,ышöдны шуны унджык кыв.

Ворсöм: Воспитатель: Лым баба висьталö,мый зэв ена радейтö кöдзыд тöв. А группаын шоныд и сiйö полö сылöмысь. Лым баба корö лöсьöдны кöдзыд кывъяс. (лым, лым чиръяс, лым морт, йи, вой тöв, пуж, бушков, чизыртöв и тадзi водзö.

7. «Кодi кöнi тöвйö?»

Мог: Кужны лöсьöдны неыджыд висьт.

Ворсöм: Воспитатель сеталö челядьлы вöрса зверъяслысь маскаяс. Найö висьталöны кöнi тöвйны.

- Ме ур. Ме тöвъя пу пытшкын. Сея кольяс да тшакъяс.

- Ме ош. Тöвнас узя гуын.

- Ме кöч. Чеччала лым вывтi, йира пу кырсь. Пола кöинысь да ручысь.

«Жугалöм телепон»

Мог: Ярскöба (внятно) шуны кывъяс.

Ворсöм: Челядьяс гусьöн висьталöны кыв орччöн пукалысь ертлы. И сiдз медбöр ворсысьöдз. Кывйыс кö сiйö жö, телепоныс дзонь.

 

8. Ворсöм «Кодлöн коктуй»

Цель: Формировать и закреплять представление детей о животном мире.

Задачи:

1.Расширять лексический запас и кругозор детей.

2.Закреплять у детей представления о животных.

3.Развивать зрительную память и любовь к животных.

Ворсöм: «Челядь,кыдзи тi думайтанныд, кодлöн тайö коктуйясыс?

Медым вöлi кокньыджык тöдмавнысö, кывзöй нöдкывъяс.»

 

 

1. Дзоляник, еджыдiник Яг кузя чеччалö, Лым кузя войöдö. 2.Ёсь пиня, скöр да тшыг. Войын век ветлö, Кодöс кутны корсьö. 3. Пуысь–пуö чеччалö, Пашкыр бöжнас машитö. 4.Олö ылыс ягын, Мича бöжа, мудур чой. Кодi тöдмалас коктуйсö, пуктö колана серпас.    

 

9. Игра-задание (ворсöм) «Кодi тайö?»

Цель: Формирование у детей связной речи.

Задачи:

1. Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.

2.Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

3.Учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения.

Ворсöм:

Челядь, видзöдлöй, кодi танi дзебсьöма? Медвозд шыöсыс нимас «К». Олö вöрын. Вомас ёсь пиньяс. Выйым шоныд пась – гöн. Нёль лапа, бöж. Кор дзоля юö мамлысь йöв. Кузь тöвся войясö вурзалö тöлысь вылö. Кодi тайö? Молодечьяс!

 

10.Задание. Дзугöм кывъясысь лöсьöд серникузя.

Юркар, Сыктывкар, мулöн, коми. (Сыктывкар – Коми мулöн юркар)

Лунвылысь, миянö, турияс, тулыснас, локöны. (Тулыснас миянö локтöны лунвылысь турияс).

Чирк, турун, пиын, олö. (Турун пиын олö чирк).

Мортöс, вель, лым, тэчис, Костя, лöсьыд. (Костя тэчис вель лöсьыд лым мортöс).

Кань, вылын, уска, куньса, öшинь, шондi, еджыд, водзын, куньса, куткырвидзö. (Öшинь вылын, шондi водзын, еджыд уска, куньса синма куткырвидзö кань).

 

 

11.Задание. Кутшöм лэбачъяс аддзисны Митрук дедыскöд?

 

12. Задание. Кутшöм пу вылысь тайö коръясыс

 

 

13. Задание. Кодi дзебсьöма серпас вылын?

 

14.Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники

Цель: учить детей запоминанию и воспроизведению стихотворений с помощью мнемотехники.

Задачи: 1. развивать память, внимание, мышление;

2. активизировать словарный запас;

3. расширять знания об окружающем мире;

4. помочь детям преодолеть робость и застенчивость.

 

ВидзÖдлÖ таблица и висьталÖ ме бÖрсянь кывбуръяс.

15.Уджтас Соломония Пылаевалöн и коми йöзкостса мойдъяс кузя.

Задание. Педагог называет героев, а дети называют названия сказок. Уджтас. Кагульнича висьталö геройясöс, а челядь висьталöны кутшöм мойдысь геройъясыс.

Цель: закрепить знания по сказкам С. Пылаевой и коми народным сказкам.

Мог:вынсьöдны тöдöмъяс Соломония Пылаевалöн и коми йöзкостса мойдъяс кузя.

 

Сказки Соломонии Пылаевой. Мойдъяс Соломония Пылаевалöн

 

Кагульнича. Челядь ті тöданныд уна мойд Соломония Пылаевалысь и коми йöзкостса мойдъяс. öні ворсыштам: «Ме висьтала геройъясöс, а ті мойдлысь нимсö, кöні паныдасьöны тайö геройъясыс».

 

ГЕРОИ: Геройъяс: 1.Кöр, кöч, руч, тулан, кöин. 2. Кöч, вурдысь, руч, ыж, петук, лягуша, шыр, пон 3. Пик нима шыр, руч, шыръяс. 4. Бур ань, ош, ошпи, кöин, кöч, ичöт нывка. 5. Кöчиль, гулю, курöг, варыш. 6. Лягушаяс, тури, дзодзöг, гулю, курöг 7. Петук, кöк-вок, руч.. 8.Кöин, кöинлöн ертъяс, кöза. Название сказки: Нима мойд: (Кöр) (Плöтник кöч) (Повзьöдчысь шыр) (Аттьö) (Кöчильöй лэбалö) (Лягушаяслöн нöдкыв) (Петук да кöк вок) (Сямтöм кöин)  

 

Коми народные сказки. Коми йöзкостса мойдъяс.

 

1.Шыр, гадь. (Шыр да гадь)

2.Васька кань, петук, Шарик пон, кöза. (Вен)

3.öш, меж, порсь, дзодзöг, петук. (Шоныд корсьысьяс)

4. Шыр, катша, руч, кöин, ош. (Шыр да катша)

5.Старик, ыджыд пи, шöркост пи, медічöт пи, чер, кепысь. (Кепысь да чер)

6.Ош, мужик, руч, кык сера пон. (Ош, руч да мужик)

7.Руч, кöч. (Дона пася руч).

 

 

2.Задание. Найти игрушку-героя по сказкам С. Пылаевой и коми народным сказкам.

Уджтас. Аддзы чача-герой С. Пылаевалöн и коми йöзкостса мойдъясысь.

 

3.Задание. В каких сказках С. Пылаевой и коми народных сказках встречается: - лиса; -заяц; -волк; - медведь; -собака; - петух; - коза; - кошка;

-баран; - свинья; - овца; - мышка; - голубь и т.д.?

Уджтас. Кутшöм С. Пылаевалöн мойдъясын и коми йöзкостса мойдъясын паныдасьö: руч; - кöч; - кöин; -ош; -пон;

-кань; - петук; -кöза; - порсь; -öш; - меж; - дзодзöг; - шыр; - гадь;

- тури; - гулю; - курöг; - рака да сідз водзö.

 

4.Задание. В каких сказках С. Пылаевой и коми народных сказках встречается лиса домашние животные? В каких сказках– дикие животные?

Уджтас. Кутшöм С. Пылаевалöн мойдъясын и коми йöзкостса мойдъясын паныдасьöны гортса пемöсъяс? Кутшöм мойдъясын паныдасьöны вöрса пемöсъяс?

 

 

16. Подвижные игры. «Тöдмав ним»

Пукалö Миша, пукалö Миша, льöмпу улын,

Сēйö Миша, сēйö Миша,сьöд льöм.

Локтас кад-ковмас сувтны, нимсö сылысь шуны.

(выбирают водящего,он сидит в кругу, дети идут по кругуи говорят слова. Затем останавливаются, ребенок который оказался сзади водящего,подходит к нему, руками закрывает уши и называет по имени, если угадает меняются.)

«Гажа мач» (ворсö музыка)

Тэ тырав гажа мач, öдйö, öдйö кияс кузя,

Код дорын лоас гажа мач

Сĭйö миян йöктас.

(Дети передают под музыку по кругу мяч, когда музыка останавливается, у кого окажется мяч в руках тот танцует в кругу)

 

 

Приложение 5

Отзывы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: