Типичное предприятие имеет три основных направления деятельности: производство, финансы, маркетинг (СЛАЙД 8).
![]() |
К производственной сфере деятельности предприятия относится: материальное производство, хранение, транспортировка, торговля и обмен, связь и т. д.
Финансовая функция включает в себя действия, связанные с обеспечением организации ресурсами за приемлемую цену и с распределением этих ресурсов по организации. Направление финансовой деятельности: составление бюджета, экономический анализ инвестиционных предложений, обеспечение фондами и др.
Маркетинговая деятельность заключается в продаже и/ или продвижении на рынок товаров и услуг предприятия (реклама, ценообразование).
Производство, финансы и маркетинг должны взаимодействовать в разработке изделия или процесса, прогнозирования и выработке реальных производственных графиков, в принятии качественных и количественных решений, с этой целью должен быть организован непрерывный обмен информацией между ними.
Рассмотрим организационную структуру предприятия обеспечивающую решение производственных задач.
Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и др. составляющих единый хозяйственный объект. Структура предприятия определяется следующими основными факторами:
· размером предприятия;
· отраслью производства;
· уровень технологии и специализации производства (предприятия).
Какой-либо устойчивой стандартной структуры не существует. Однако, общие элементы, присущие всем предприятиям можно выделить.
Вариант конкретной структуры, например, машиностроительного предприятия может иметь вид (СЛАЙД 9)
В структуре предприятия АСОИ и У и входит в состав более старшей системы – АСУ (СЛАЙД 10).
Организационно-штатная структура АСОИ и У предполагает наличие специального отдела АСУ-П. В составе этого отдела должен быть информационно-вычислительный центр (ИВЦ) предприятия (СЛАЙД 11). Кроме того, в составе отдела АСУ-П должны быть подразделения, осуществляющие функции совершенствования управления и функции проектирования и внедрения АСУ-П. Для оперативного управления предприятием создаются связанные с ИВЦ центральный диспетчерский пункт (ЦДП) и диспетчерские пункты (ДП) производств или цехов. В ИВЦ хранится и в любой момент может быть использована нормативно-техническая, справочная, экономическая информация, необходимая для принятия решений на определенном уровне управления.
Функциональная структура АСУ-П определяет автоматизированную часть информационно-вычислительных работ, выполняемых на предприятии в процессе организационного управления (СЛАЙД 12).
Выделенная для автоматизации формализованная часть информационно-вычислительных работ условно разделяется на подсистемы по функциям управления предприятием, структурно-организационному делению и фазам управления: планирование, регулирование, контроль, анализ, учет и т. д. К функциям управления предприятием обычно относят управление подготовкой производства, технико-экономическое планирование, оперативное управление основным производством, управление материально-техническим снабжением, бухгалтерский учет, управление вспомогательным производством, управление реализацией и сбытом, управление финансами, управление кадрами.
Исходя из перечисленных функций управления предприятием осуществляется конкретное «наполнение» математического, информационного, программного и другими видов обеспечения АСОИ и У, а также построение ее функциональной части. Вариант функциональной схемы АСОИ и У АСУ-П имеет следующий вид (СЛАЙД 13).
Слайд 13. Децентрализованная структура.
(Централизованная – самостоятельно).