Ладовая и тональная основа




Автор текста – Александр Аронович (Аркадьевич) Гинзбург (Галич).

Александр Галич – советский и российский поэт, прозаик, драматург, сценарист, музыкант, автор и исполнитель своих собственных песен под свой собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Также член Народно-трудового союза российских солидаристов.
«Галич» — литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии («Г»), имени («Ал») и отчества («ич»).

Родился Александр Галич 19 октября 1918 года в Екатеринославе, - городе, который до недавней поры носил название Днепропетровск, и который в 2016 году был переименован в город Днепр. Отец Александра Галича работал экономистом, мать работала в консерватории, младший брат – кинооператором, дедушка – педиатром, а дядя был известным литературоведом Л. С. Гинзбургом. Таким образом, судьба показала Александру Аркадьевичу жизнь с разных сторон, что нашло отклик в творчестве поэта. Первым опубликованным стихотворением юного Александра стало стихотворение «Мир в рупоре». В ранний период своего творчества Александр Галич пишет несколько пьес для театра, а также пробует писать сценарии для фильмов. За сценарий к фильму «Государственный преступник» Александра Аркадьевича торжественно награждают почётной грамотой КГБ СССР. В конце 1950-х годов Александр Галич начал сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь от романсовой традиции и искусства Александра Вертинского, Александр Галич стал одним из ярких представителей жанра русской авторской песни. В этом жанре Александр Галич сформировал особое направление. Впоследствии его творчество было сначала запрещено, и он был вынужден уехать из России, и умер во Франции в результате несчастного случая 15 декабря 1977 года. Песня, написанная к фильму «Учитель музыки», «Щенок по имени Пёс», была запрещена, и ноты также были запрещены к публикации по причине того, что текст написал Александр Галич, которого даже не указали в титрах. На момент запуска фильма в производство его творчество находилось под запретом публикации — в опале оказалось всё его творчество, в том числе и песня о щенке. Ноты и текст песни опубликовали лишь в 1995 году, и она стала очень популярна.

 

О «Песне о рыжем щенке».

Песня была написана в 1972 году специально для фильма «Учитель музыки», снятого Наумом Бирманом, где ее исполняет хор мальчиков. Детский хор в фильме сыграли воспитанники Хорового училища имени Михаила Ивановича Глинки при Ленинградской капелле.

 

Текст «Песни о рыжем щенке»

У нас вчера пропал щенок

Сбежал куда-то он.

И все мы прямо сбились с ног,

И потеряли сон.

Мы ровно двести сорок раз

Прошли по всем дворам.

И мы хотим спросить у вас,

И мы хотим спросить у вас,

И мы хотим спросить у вас,

Он не встречался вам?

 

Рыжий щенок, веселый щенок.

Щенок по имени Пес.

Хвост крючком, уши торчком

И черный пуговкой нос.

Рыжий щенок, веселый щенок.

Щенок по имени Пес!

 

 

Приходят к нам издалека,

Трезвонят день-деньской.

Приносят белого щенка,

Приносят серого щенка,

Приносят черного щенка,

А нужен нам другой.

 

Рыжий щенок, веселый щенок.

Щенок по имени Пес.

Хвост крючком, уши торчком

И черный пуговкой нос.

Рыжий щенок, веселый щенок.

Щенок по имени Пес!


Никто найти его не мог,

Ну просто стыд и срам!

И лишь на третий день щенок

Домой явился сам.

И он, придя, пролаял так:

"Я пёс или не пёс?!

Я был на выставке собак,

Я был на выставке собак,

Я был на выставке собак,

И я медаль принёс!"

Рыжий щенок, веселый щенок.

Щенок по имени Пес.

Хвост крючком, уши торчком

И черный пуговкой нос.

Рыжий щенок, веселый щенок.

Щенок по имени Пес.

Щенок по имени Пес!

 

Куплеты написаны в двусложном стихотворном размере под названием каталектический четырёхстопный ямб, это стандартный стихотворный размер, которым часто пользовался великий представитель русской классической литературы Александр Сергеевич Пушкин. Припев же написан в смешанном размере, чередуются двусложные и трёхсложные стопы, конкретно - чередуются дактиль и хорей. Это обусловлено требованиями музыкального ритма и логикой развития музыкальной мысли.


Музыкально — теоретический анализ.

Музыкальная форма

Сочинение написано в куплетной форме: три куплета с припевами между ними, с двутактовым фортепианным вступлением и кодой. Куплет состоит из четырёх предложений, где первое и третье - по 8 тактов и полностью повторяют друг друга, второе предложение - тоже 8 тактов, но четвёртое предложение, несмотря на то, что начинается оно так же, как и второе, - имеет двутактовое расширение, в итоге получается предложение из 10 тактов, в результате чего мы имеем неквадратный однотональный период из четырёх предложений повторного тематического строения с расширением. Припев состоит из трёх предложений. Первое и второе предложение - по четыре такта, третье - восемь тактов, но началом своим повторяет первое. Таким образом, перед нами модуляционный (с отклонением в До мажор) период из трёх предложений повторного тематического строения. Формально его можно назвать квадратным: если совместить первое предложение со вторым, трактуя их как фразы, то получится два предложения по восемь тактов. Формально. Однако же не стоит забывать, что третье предложение - скорее предложение с расширением и микрокодой, которое, вместе со своим расширением и микрокодой, каким-то таинственным образом уместилось в 8 тактов, но оно не слышно как квадратное. Кода представляет собой, если говорить откровенно, предложение в семь тактов с двумя дополнениями: одно два такта, второе - шесть. Но можно сказать, что это период единого строения, состоящий из семи тактов, с двумя дополнениями: одно два такта, второе - шесть. Взволнованный характер произведения подчёркивается обилием скачков в мелодии и постоянной ритмической пульсацией в партии рояля.

 

Фактура на протяжение всей песни гомофонно-гармоническая. Фактурные особенности сочинения придают музыке рельефность и большую выразительность: скачки, связанные с выделением смысловых вершин, готовят мелодическую кульминацию. В первом и в третьем предложении скачок на малую сексту появляется практически сразу же, при том что после этого скачка мелодия стремится опять вернуться в исходное положение. Из этого следует, что волнение скрытое. Мелодия стремится оторваться от начального звука, как бы побежать срочно искать щенка, но здравый смысл ей говорит, что уже хватит искать, теперь надо только ждать. И поэтому мелодия всё время возвращается к исходному звуку Ми.
Ритмический рисунок второго предложения полностью повторяет ритмический рисунок первого. Мелодическая же линия претерпевает некоторые изменения. Исходный звук Ми лишь затрагивается, используется лишь в качестве затакта, мелодия не выдерживает и бежит искать щенка везде - вместо унисона появляются интервалы, а затем и аккорды. В третьем предложении есть одна особенность: мелодическая линия полностью повторяет мелодическую линию первого предложения, однако в фортепианном сопровождении происходят существенные изменения: верхний голос фортепианной партии, который дублирует хоровую, перемещается на октаву выше, а также звучит не в одноголосном, а в аккордовом изложении, а аккомпанемент звучит не в широком расположении, которое придаёт больший воздух фактуре, как в первом предложении, а в тесном, более концентрированном, при этом в низком регистре. Четвёртое предложение представляет собой волнообразную неточную восходящую секвенцию сначала в одноголосном изложении в партии солиста, а затем в аккордовом изложении, вмещая все хоровые партии. И, если в третьем предложении уже звучал нюанс mf, по сравнению с первыми двумя - р, то в четвёртом опять возвращается нюанс р - для того, чтобы сделать огромное crescendo к кульминации на доминанте в конце куплета. В припеве вторгающимся кадансом звучит одноимённый мажор: переживаниям за судьбу щенка противостоит радость, что он такой прекрасный, весёлый, воспоминания о нём. В первом предложении припева учащается ритм, вместо фигуры четверть-восьмая появляется фигура три восьмых + восьмая - восьмая пауза - восьмая, что характеризует подвижность музыки и стремление убежать скорее от реальности переживаний, волнений и неизвестности в мир прекрасных и радужных воспоминаний. Мелодическая линия в целом относительно плавная, важный скачок только один: в конце первого предложения со звука Ми вверх на звук Ре, на малую септиму. Второе предложение отличается тем, что в нём встречается самый высокий звук в произведении в партии хора - Фа# второй октавы. Музыкальная кульминация в данном случае тесситурно — динамическая, не несущая в себе определенной смысловой нагрузки. Мелодически это подчеркивается лишь повышением тесситуры. Третье предложение включает в себя фрагмент с отклонением в другую тональность и метрические изменения, после чего и мелодическая линия, и метр, и гармония возвращаются. В коде вводится новый элемент: гавканье. Это - кода-заключение, нового смыслового материала в ней не введено, зато вводится элемент игры и звукоизобразительности. Таким образом, проанализировав особенности сочинения, можно сделать вывод, что куплеты носят характер взволнованный, а припевы - радостный и весёлый, в конце же третьего куплета становится понятно, что с щенком не просто всё хорошо, но он ещё и принёс медаль! В результате радость последнего припева становится уже не радостью воспоминаний, а вполне реальной радостью. Кода же является кодой-заключением и в ней присутствует элемент звукоизобразительности в виде гавканья, потому что радость от того, что щенок вернулся, превышает даже возможности традиционной мелодии. Всё это говорит о большой внимательности композитора к связи текстовой и музыкальной составляющих.

 

Жанровая основа

Жанровая основа — песенная. Это образец киномузыки: песня из советского кинофильма, написанная для детского хора с солистом и с сопровождением. Характер песни подчёркивается, прежде всего, включением в фортепианном сопровождении постоянной ритмической пульсации, а также нестандартной гармонизацией мелодии, колористической трактовкой аккордов.

 

Ладовая и тональная основа

Переменчивый характер музыки – от волнительного и тревожного до светлого и радостного - подчеркивается постоянной переменой лада основной тональности между куплетами и припевами в произведении – с Ля мажора – на ля минор. В процессе развития в припеве возникает отклонение в тональность До мажор в тактах 47-49.

Из гармонических средств выразительности нужно отметить интересные сочетания аккордов, вносящие в мелодию новые выразительные оттенки, в частности использование нестандартной трактовки аккордов, внимание по большей части к мелодической линии, чем к функциональному соотношению аккордов.
Ладотональный план и гармонический язык сочинения, несмотря на кажущуюся его простоту, крайне интересны. Основная тональность миниатюры — Ля мажор, A dur. В этой тональности звучат двутактовое вступление, припев и кода. Однако куплеты все звучат в одноимённой тональности, в ля миноре, что, опять же, подчёркивает характер песни. Таким образом, можно сказать, что характер песни подчёркивается различными средствами: и метрически, и ритмически, и ладово, и гармонически, и фактурно. В развитии музыкального материала встречаются некоторые гармонические особенности. Приведем в пример некоторые из них. Как уже было сказано, двутактовое вступление представляет собой ритмизованное тоническое трезвучие Ля мажора. Затем, сразу же, сопоставлением, звучит ля минор в первом куплете. Первая фраза первого куплета целиком проходит на тоническом трезвучии ля минора в сопровождении, в то время как мелодия живёт своей жизнью. Далее появляется любопытная цифровка: тоническое трезвучие мажорной субдоминанты, предваряющее тоническое трезвучие медианты, за которым следует тоника. Второе предложение начинается с квартсекстаккорда уже минорной субдоминанты, предваряющего тоническое трезвучие очень далёкой тональности - Си бемоль мажора, которое, в свою очередь, предваряет неполный уменьшённый септаккорд к основной тональности, разрешившийся в медианту. На словах "потеряли сон" звучит сначала второй мажорный квартсекстаккорд, а затем второе мажорное трезвучие. Завершается предложение вторым секундаккордом, переходящим в доминантовый квинтсекстаккорд к основной тональности. Гармонический язык третьего предложения практически полностью повторяет гармонический язык первого. Четвёртое же предложение включает в себя одно доминантовое звено секвенции и два тонических, расширение же приводит к доминанте основной тональности, чем и завершается куплет. Из всего вышесказанного видно, что гармонический язык песни подчинён логике мелодической линии и аккорды трактует не столько в функциональном их смысле, по логике движения гармонических функций, сколько колористически. Точно такой же логики придерживался композитор и в припеве, и в коде. Отклонение в другую тональность присутствует в тактах 47 - 49. Это отклонение в тональность До мажор, которая является параллельной тональностью для ля минора, но, учитывая тот факт, что припев звучит в Ля мажоре, - очень далёкой тональностью.
В песне наблюдаются неаккордовые звуки, что является следствием колористической трактовки звуков и аккордов.

 

Мелодия (мелодика)

Характер мелодии лирический, песенный. Несмотря на это, в музыке присутствует некоторое количество восходящих скачков, особенно в куплетах. Все три куплета имеют одинаковое строение, поэтому они полностью идентичны между собой. Скачки эти объясняются тревожным настроением, заключённым в куплетах.

В мелодии много скачков на широкие интервалы: квинты, сексты, септимы. Есть движения по звукам аккордов, что придаёт мелодии цельность и упорядоченность. Нужно отметить, что чёткий ритм мелодии и мелодическая целеустремленность присутствует во всех хоровых партиях, придавая мелодии стремительность и решительность.

 

Тип голосоведения

В произведении используется параллельное голосоведение, что обусловлено дружным поиском щенка, общей идеей, таким образом подчёркнутой в музыке.

 

Темп, размер, ритмический рисунок, агогика

Темп произведения – быстрый, несколько напоминает скачки верхом — тем не менее, это достаточно удобный для исполнения темп, позволяющий пропеть горизонталь и услышать, выстроить вертикаль.

Сочинение написано в сложном составном размере 6/8. Такой размер придает разбираемому хору ощущение борьбы, волнения, стремительности, целеустремленности. В партитуре стоит ремарка "Живо", что дает хормейстеру чёткое указание, как следует исполнять данное произведение.
Вместе с тем необходимо учитывать особенности сочинения — его содержание, настроение.
Агогика в данной песне если и вообще допустима, то лишь в одном фрагменте: в тактах 47- 49, весь остальной материал, учитывая характер произведения, требует метрономического соблюления единого темпа.

 

Динамика

Динамика песни напрямую связана с образом, содержанием, интонационно - вокальным построением мелодии и мелодикой фраз.

Динамика в сочинении используется различная, что также связано с характером хора. Вступление звучи на forte, затем, в рамках двух тактов, пианист делает diminuendo. Куплеты слелует исполнять, начиная с piano, затем следовать в точности указаниям композитора - благодаря тому, что жил он не так давно, у нас есть уникальная возможность обойтись без споров, чья же редакция верна, что хотел сказать композитор и каким образом.

В целом можно говорить об использовании волнообразной динамики, характерной для музыки композиторов - песенников, одним из которых является автор данного произведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: