Table of Contents
Annotation
Как говорит знаменитый приматолог и нейробиолог Роберт Сапольски, если вы хотите понять поведение человека и природу хорошего или плохого поступка, вам придется разобраться буквально во всем – и в том, что происходило за секунду до него, и в том, что было миллионы лет назад. В книге автор поэтапно – можно сказать, в хронологическом разрезе – и очень подробно рассматривает огромное количество факторов, влияющих на наше поведение. Как работает наш мозг? За что отвечает миндалина, а за что нам стоит благодарить лобную кору? Что «ненавидит» островок? Почему у лондонских таксистов увеличен гиппокамп? Как связаны длины указательного и безымянного пальцев и количество внутриутробного тестостерона? Чем с точки зрения нейробиологии подростки отличаются от детей и взрослых? Бывают ли «чистые» альтруисты? В чем разница между прощением и примирением? Существует ли свобода воли? Как сложные социальные связи влияют на наше поведение и принятие решений? И это лишь малая часть вопросов, рассматриваемых в масштабной работе известного ученого.
· Роберт Сапольски
o
o
o Введение
§
§ Подход к изучению
§ Человек как животное, или Как разнообразна наша агрессия
o Глава 1
o Глава 2
§
§ Три метафорических (не буквальных!) слоя
§ Лимбическая система
§
§ Автономная нервная система и древние области мозга
§ Место встречи лимбической системы и коры
§ Миндалина
§
§ Миндалина и агрессия, первые сведения
§ Другая функция миндалины выходит на сцену
§ Миндалина – часть взаимосвязанной структуры мозга
§ Лобная кора
§
§ Подразделения лобной коры
§ Лобная кора и сознание
§ Метаболизм лобной коры и внутренняя уязвимость
|
§ Лобная кора и социальное поведение
§ Расхождение между разумом и эмоциями – ложная установка, о чем нужно обязательно помнить
§ Лобная кора и ее связь с лимбической системой
§ Мезолимбическая/мезокортикальная дофаминовая система
§
§ Ядра, входы и выходы
§ Награда
§ Предвкушение награды
§ Стремление
§ Небольшая заключительная тема – серотонин
§ Выводы
o Глава 3
§
§ Универсальные правила против натруженных ног
§
§ Сенсорные триггеры поведения у некоторых видов
§ Теневой контроль: бессознательные и подсознательные сигналы
§ Информация от внутренних органов
§ Подсознательные словесные стимулы
§ Еще более тонкие подсознательные сигналы
§ Изумительно замысловатая история
§ Выводы
o Глава 4
§
§ Кривотолки о тестостероне
§
§ Сопоставления и причины
§ Действие тестостерона в подробностях
§ Сопряженный эффект тестостерона
§ Ключевое обобщение: гипотеза «вызова»
§ Окситоцин и вазопрессин: мечта маркетолога
§
§ Немного об окситоцине и вазопрессине
§ Что заметили нейробиологи
§ Просоциальный или социальный?
§ Эффект окситоцина и вазопрессина в контексте обстоятельств
§ Темная сторона окситоцина и вазопрессина
§ Эндокринология женской агрессии
§ На помощь!
§ Материнская агрессия
§ Женская агрессия с кулаками
§ Предменструальная агрессия и раздражительность
§ Стресс и неосмотрительные действия мозга
§
§ Базовый раздел: острая и хроническая реакция на стресс
§ Короткое отступление: о стрессе, который мы любим
§ Пролонгированный стресс и нейробиология страха
|
§ Продолжительное напряжение, организующая и оценочная функции коры
§ Длительное напряжение, просоциальность и антисоциальность
§ Развенчание мифа: алкоголь
§ Итоги и некоторые выводы
o Глава 5
§
§ Нелинейное возбуждение
§ «Ага! Вот оно!» и настоящее запоминание
§
§ Назад из мусорной корзины
§ Пластичность аксонов
§ Раскопки в куче исторического пепла
§ И другие области нейропластичности
§ Некоторые выводы
o Глава 6
§
§ Реальность подросткового периода
§ Изнанка созревания лобной коры
§
§ Изменения лобной коры и когнитивные функции у подростков
§ Изменения лобной коры и эмоциональные функции у подростков
§ Рисковые подростки
§ Сверстники, социальное принятие и социальное исключение
§ Эмпатия, сочувствие и моральные суждения
§ Подростковое насилие
§ И последнее: почему лобная кора не может взрослеть, как все?
o Глава 7
§
§ Путь усложнения
§ Коротко о развитии мозга
§ Стадии
§
§ Чувствуя боль другого
§ Моральное развитие
§ Уровень 1. Можно ли съесть печенье? Доконвенциональное суждение
§ Уровень 2. Можно ли съесть печенье? Конвенциональное суждение
§ Уровень 3. Можно ли съесть печенье? Постконвенциональное суждение
§ Зефир в шоколаде
§ Последствия
§ Начало начал: Зачем нужна мама
§ В шторм сгодится любая мама
§ К месту назначения разными дорожками
§ Психологический портрет с точки зрения биологии
§ Два отступления
§
§ Свидетели насилия
§ Травля
§ Ключевой вопрос
§ Кувалда
§ Культура С прописной и строчной К
§
§ Коллективистские и индивидуалистические культуры
|
§ Культура чести
§ Классовые отличия
§ Девять долгих месяцев
§ Что слышно в утробе
§ Устройство и особенности мозга мальчиков и девочек, что бы это ни значило
§
§ Теперь про нас
§ Расширим понятие «среда»
§ Выводы
o Глава 8
§
§ Часть 1: Гены снизу вверх
§
§ Знают ли гены, что они делают? Величие окружающей среды
§ Эпигенетика
§ Блочное строение генов: экзоны и интроны
§ Мобильные генетические элементы, стабильность генома и нейрогенез
§ Случайности
§ Некоторые итоги, важные для этой части главы
§ Часть 2: Гены сверху вниз – генетика поведения
§
§ Первые попытки
§ Близнецы, приемыши и приемные близнецы
§ Споры вокруг близнецов и приемышей
§ Тонкая природа оценок наследственных эффектов
§ Разница между признаком с высокой наследственностью и признаком с высокой наследуемостью
§ Надежность оценок наследуемости
§ Взаимовлияние ген/среда
§ Часть 3: Действительно, в какой мере гены определяют поведение (о котором здесь идет речь)?
§ Объединение генетики поведения и молекулярной генетики
§ Изучение генов-кандидатов
§ Серотониновая система
§ Дофаминовая система
§ Нейропептиды окситоцин и вазопрессин
§ Гены, связанные со стероидными гормонами
§ Раскидываем сеть пошире, а не ищем, где светлее
§ Выводы
o Глава 9
§
§ Определения, общность и различия
§ Коллективизм против индивидуализма
§ Скотоводы и южане
§
§ Насилие обращается внутрь
§ Культуры равенства и неравенства
§ Численность населения, плотность населения, неоднородность населения
§ Последствия культурных кризисов
§ …И религия
§ Гоббс или Руссо
§
§ Сломанные кости
§ Древность во плоти
§ Война и охотники-собиратели, прошлое и настоящее
§ Некоторые выводы
o Глава 10
§
§ Эволюция 101[290]
§ Поведение может формироваться эволюцией
§ Низвержение группового отбора
§ Индивидуальный отбор
§ Родственный отбор
§
§ Как узнать родственника?
§ Реципрокный альтруизм
§
§ Огромный вопрос № 1: какая стратегия сотрудничества оптимальна?
§ Огромный вопрос № 2: как в принципе могла стартовать кооперация?
§ На трех ногах
§
§ Парочки и турнирные бои
§ Конфликт родителей и детей
§ Генетический конфликт полов
§ Многоуровневый отбор
§
§ Генотип и фенотип: самый значимый уровень отбора
§ Возвращение группового отбора
§ А что у нас?
§
§ Турнирное свободное скрещивание или моногамные брачные пары?
§ Индивидуальный отбор у нас
§ Родственный отбор у нас
§ Реципрокный альтруизм и неогрупповой отбор
§ Как всегда: При чем тут гены?
§ Еще одна трудная тема: Непрерывность и постепенность эволюционных изменений
§
§ Прерывистое равновесие
§ Последняя – политически важная – трудность: Все ли признаки адаптивны?
o Глава 11
§
§ Мощь разделения на своих и чужих
§ Мы
§ Они
§
§ Думать о Чужих и чувствовать Чужих
§ Люди из разных Групп друг с другом и разные Группы друг с другом
§ Уникальные черты деления на мы и они у людей
§
§ Множественность Своих
§ Бездушный и/или некомпетентный
§ Несколько моих лучших друзей
§ Управление размежеванием
§
§ Скрытые силы намеков и настроя
§ Уровень сознания и осознания
§ Изменение порядка значимости категорий Мы/Они
§ Контакт
§ Эссенциализм и индивидуализация
§ Иерархия
§ Выводы
o Глава 12
§
§ Природа и разнообразие иерархий
§ Ранг и иерархия у людей
§
§ Принадлежность к разным иерархиям
§ Узкоспециализированные пирамиды
§ Внутренние стандарты
§ Вид сверху, вид снизу
§ Распознавание ранга
§ Мозг и статус
§ Тело и статус
§ И мы сами
§
§ Одна очень странная вещь, которую мы делаем время от времени
§ Ох, почему бы и нет? Политика и политическая ориентация
§
§ Внутренняя непротиворечивость политической ориентации
§ Бессознательные факторы, лежащие в основе политической ориентации
§ Интеллект
§ Стиль мыслительного процесса
§ Разница в аффективных характеристиках
§
§ И естественно, немного биологической канвы
§ Повиновение и конформизм, неповиновение и нонконформизм
§
§ Истоки
§ Нейронная основа
§ Аш, Милгрэм и Зимбардо
§ Сила обстоятельств, или Какие черти в нас водятся
§ Другая точка зрения
§ Что воздействует на рычаги повиновения и конформизма
§ Природа власти или принуждение к конформизму со стороны социума
§ Что требуется и в каком контексте
§ Природа жертвы
§ Что зависит от того, на кого оказывают давление
§ Стресс
§ Альтернатива
§ Итоги и выводы
o Глава 13
§
§ Главенство мышления при принятии моральных решений
§ Ну да, конечно: Социальный интуитивизм
§ Снова дети и животные
§ Мистер Спок и Иосиф Сталин
§ Контекст
§
§ «Но это же совсем другой случай»
§ Культурный контекст
§ На сцену вступают дураки: Практическое приложение открытий науки о нравственности
§
§ Кто из мертвых белых мужчин был прав?
§ Быстро и медленно: две отдельные проблемы – «Я/Мы» и «Мы/Они»
§ Прямодушие и лицемерие
o Глава 14
§
§ Чувствовать, переживать, понимать и другие тонкости
§ Животные, «заражающие» своими эмоциями и отзывчивые к чужим
§ Дети, «заражающие» своими эмоциями и отзывчивые к чужим
§ Эмоциональный посыл и/или разумное решение?
§
§ Аффективная сторона дела
§ Когнитивная сторона дела
§ Мифический скачок вперед
§ Самое главное: когда мы действительно что-то делаем
§
§ Делать хоть что-нибудь
§ Делать что-нибудь полезное
§ Да существуют ли они вообще – эти «чистые» альтруисты?
§ Выводы
o Глава 15
§ Пример 1
§ Пример 2
§ Примеры 3, 4 и 5
§ Почувствовать чужую боль
§ Отвращение и чистота
§ Реальные и метафорические ощущения
§ С помощью клейкой ленты
§ На темной стороне метафор
§ Огонек во тьме
o Глава 16
§ Не забудьте проверить ее слезные каналы
§ Три позиции
§ Демаркационные линии на песке
§
§ Возраст: зрелость в среднем по группе и зрелость конкретной личности
§ Масштаб и природа повреждений мозга
§ Ответственность на уровне мозга и на уровне общества
§ Принятие решений на шкале времени
§ Причина и принуждение
§ Начать действие и прекратить действие
§ «Ты такой умный» или «Ты так здорово потрудился»
§ Но можно ли из этих рассуждений извлечь нечто полезное?
§
§ Объяснить удается много, а предсказать – почти ничего
§ Какими они увидят нас
§ Постскриптум: о трудном, но осуществимом действии
o Глава 17
§
§ Наши лучшие ангелы: Более отрадные стороны души[497]
§
§ Почему в прошлом люди были такими ужасными?
§ Почему люди стали не такими ужасными?
§ Действительно ли люди стали не такими ужасными?
§ Некоторые традиционные способы
§
§ Религия
§ Общение
§ Сжигать мосты и наводить мосты
§ Сотрудничество
§ Наказание
§ Выбор партнера
§ Примирение и то, что маскируется под его синонимы
§ Осознание собственной иррациональности
§ Неспособность к убийству и отвращение к нему
§ Возможности
§
§ Руссо с хвостом
§ Личность в истории
§ И наконец: потенциальная мощь коллектива
o Эпилог
§
§ Два последних замечания
o Благодарности
o Приложение 1
§
§ Один нейрон
§ Два нейрона: Синаптическая связь
§
§ Крах синцитщиков
§ Нейромедиаторы
§ Типы нейромедиаторов
§ Нейрофармакология
§ Три и более нейрона
§ Нейромодуляция
§ Повышение четкости сигнала во времени и пространстве
§ Два разных типа боли
§ Какой из человечков?
§ Еще на ступеньку выше
o Приложение 2
o Приложение 3
§
§ Днк – инструкция по сборке белков
§ Мутации и полиморфизмы
o Список сокращений
o Аббревиатуры в ссылках
o Источники иллюстраций
· notes
o Сноски
Роберт Сапольски
Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки
Переводчики Юлия Аболина, Елена Наймарк, д-р биол. наук
Научный редактор Даниил Марков
Редактор Анастасия Ростоцкая
Руководитель проекта И. Серёгина
Корректоры Е. Аксёнова, С. Чупахина
Компьютерная верстка А. Фоминов
Арт-директор Ю. Буга
Дизайн обложки Pete Garceau
© Robert M. Sapolsky, 2017.
All Rights Reserved
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2019
Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.
Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
* * *
Мэлу Коннеру, который научил меня…
Джону Ньютону, который вдохновил меня…
Лизе, которая спасла меня…
Эта книга издана в рамках программы «Книжные проекты Дмитрия Зимина» и продолжает серию «Библиотека «Династия». Дмитрий Борисович Зимин – основатель компании «Вымпелком» (Beeline), фонда некоммерческих программ «Династия» и фонда «Московское время».
Программа «Книжные проекты Дмитрия Зимина» объединяет три проекта, хорошо знакомые читательской аудитории: издание научно-популярных переводных книг «Библиотека «Династия», издательское направление фонда «Московское время» и премию в области русскоязычной научно-популярной литературы «Просветитель».
Подробную информацию о «Книжных проектах Дмитрия Зимина» вы найдете на сайте ziminbookprojects.ru.
Введение
Мое воображение то и дело рисует подобный сюжет: команда наших с боем прорывается в его секретный бункер. Ладно, фантазировать так фантазировать: я одной левой вырубаю его элитную охрану, влетаю в бункер с пулеметом Браунинга на изготовку. Он выхватывает свой люгер, но я вышибаю у него пистолет. Его рука тянется за припрятанной на случай провала капсулой с цианидом. Но я и тут успеваю – выбиваю ее. Он издает яростный рык и бросается на меня с нечеловеческой злобой. Мы схватываемся, катаемся по земле, я изворачиваюсь, придавливаю его и молниеносно надеваю наручники. «Адольф Гитлер! – объявляю я. – Вы арестованы за преступления против человечества!»
И вот на этом самом месте героическое выступление фантазии заканчивается и воображение блекнет. Что я сделаю с Гитлером? Организм реагирует настолько остро, что мне приходится мысленно переключиться на глаголы в сослагательном наклонении, чтобы хоть как-то дистанцироваться от ситуации. Что следовало бы сделать с Гитлером? Стоит дать себе волю, как в голове тут же рисуются картины мщения. Перебить позвоночник в районе шеи так, чтобы его парализовало, но при этом он бы все чувствовал. Ослепить с помощью тупого предмета. Лишить слуха, проткнув барабанные перепонки; вырвать язык. И чтобы он продолжал жить, питался через трубку и дышал на аппарате. Обездвиженный, лишенный возможности видеть, слышать и говорить – только чтобы чувствовал. Впрыснуть ему что-нибудь, из-за чего он заболеет раком, и рак будет изъедать его плоть, и язвы будут расти и расти – пока каждая клетка его тела не возопит в агонии, пока каждый миг существования не превратится в ад. Вот что следовало бы сделать с Гитлером. Вот что я хотел бы сделать с Гитлером. И сделал бы.
В детстве я не однажды проигрывал подобные сцены в воображении. Я и сейчас иногда их себе представляю. И когда я погружаюсь в них, сердце начинает колотиться. Мне становится жарко, кулаки сжимаются. Да, пусть все это случится с Гитлером, самым ужасным злодеем в истории человечества, его душа заслужила самое адское наказание.
Но тут возникает огромная проблема. Я не верю в существование души или ада, слово «злой» считаю уместным в обсуждении мюзиклов[1] и сомневаюсь, что наказание имеет какое-то отношение к уголовному судопроизводству. Однако и тут возникает проблема: по моим ощущениям, некоторых людей однозначно нужно казнить, но ведь в принципе я против смертных приговоров. Я люблю смотреть второсортное кино со стрельбой и драками, несмотря на то что голосую за строгий контроль над огнестрельным оружием. И я получил огромное удовольствие, когда на одном детском дне рождения смог отодвинуть некие невнятные внутренние возражения и играл в лазерную войну, стреляя из укрытия в незнакомцев (было здорово, пока какой-то прыщавый малец не попал в меня раз этак сто, а потом еще и потешался надо мной; я почувствовал себя не по-мужски трусовато). В то же время я знаю наизусть «Down by The Riverside» («ain’t gonna study war no more»)[2] и даже помню, в каких местах нужно хлопать в ладоши.
Иными словами, у меня в голове мешанина из мыслей и ощущений в отношении насилия, агрессии и соперничества. Как и у большинства людей.
Начнем с до боли знакомого. У нашего вида проблемы с жестокостью. Мы способны «вырастить» сотни ядерных грибов; мы знаем, что через вентиляцию метро или душевые лейки можно запустить ядовитый газ, что пассажирские самолеты могут превращаться в оружие, что с помощью обычного письма вполне реально заразить адресата сибирской язвой, что массовую резню представляют военной стратегией, что бомбы взрываются на рынках, что дети с автоматами устраивают кровавую бойню другим детям. Что в некоторых регионах мира каждый – от разносчика пиццы до пожарного – боится нападения. И это мы не говорим о насилии, действующем не напрямую, а исподволь: вспомним, например, про жестокое обращение с детьми, про жизнь национальных меньшинств в окружении символов, кричащих о превосходстве и силе большинства. Мы все существуем с оглядкой на угрозу, исходящую от себе подобных.
Если бы речь шла о насилии как таковом, то проблема легко решалась бы с помощью интеллекта. СПИД – это безоговорочное зло, значит, искореняем. Болезнь Альцгеймера – тоже. Шизофрения, рак, истощение, болезнетворные бактерии, глобальное потепление, нацелившиеся на Землю кометы – аналогично.
Вот только жестокость не желает помещаться ни в какие списки. И сложность с ней в том, что иногда она – явное зло, а иногда мы ничего против нее не имеем.
В этом и состоит главное утверждение данной книги: мы не ненавидим насилие. Мы ненавидим неправильное насилие, насилие в неправильном контексте (и боимся его). Потому что насилие в правильном контексте выглядит как-то иначе. Мы платим приличные деньги, чтобы посмотреть на него на стадионе, мы учим детей давать сдачи в драке и довольны, когда во время игры в баскетбол с соседями удается, в нашем-то уважаемом возрасте, незаметно для судьи применить силовой прием. Наша речь изобилует военными метафорами: мы скрещиваем шпаги и призываем к оружию, сплачиваем ряды и стоим насмерть. Названия спортивных команд прямо воспевают насилие: «Воины» (Warriors), «Викинги» (Vikings), «Львы» (Lions), «Тигры» (Tigers), «Медведи» (Bears). Мы мыслим в подобных терминах, даже когда дело касается такого интеллектуального упражнения, как шахматы: «Каспаров нападал с убийственной настойчивостью. Ближе к финалу ему самому угрожала мощная атака противника»{1}. Мы выстраиваем разнообразные теории вокруг насилия, мы выбираем лидеров, непревзойденных в данной области, а что касается женщин, то большинство из них предпочитает героев-победителей. Так что, когда агрессия «правильная», она нам нравится.
В том-то и состоит неоднозначность насилия, именно потому так трудно проникнуть в его потаенный смысл, что нажатие на курок может означать и бесчеловечную агрессию, и акт самопожертвования.
В данной книге обсуждается биология насилия, агрессии и соперничества плюс связанные с ними поведение и поведенческие мотивации как отдельного человека, так и групп и целых государств; мы обсудим, когда эти действия хороши, а когда дурны. Эта книга о том, как люди причиняют друг другу зло. Но одновременно в ней рассказывается и о прямо противоположном: как люди умеют себя вести по-доброму. И каким же образом биология поможет нам судить о взаимопомощи, сотрудничестве, примирении, эмпатии и альтруизме?
Книга важна для меня по нескольким личным причинам. Начать с того, что я, счастливо избежав в жизни какого бы то ни было насилия, теперь чудовищно страшусь даже мыслей о нем. Мне кажется, что если я, типичный профессор-очкарик, напишу побольше умных слов про нагоняющий ужас предмет, прочту о нем побольше лекций, то страх сам собой потихоньку уйдет. И если каждый посетит известное количество лекций по биологии насилия и будет старательно делать домашнее задание, то вскоре мы сможем безбоязненно выпускать волков и овец на одну полянку. Вот она, вера ученого в обманчивую эффективность научного знания.
У книги есть и другой мотив личного характера. Я отношу себя к пессимистам. Дайте мне любую тему – и я в считаные минуты объясню, как и почему все развалится. Или как все великолепным образом получится, но именно из-за этого произойдет огромное несчастье. Неприятное качество, особенно для моего окружения. Когда у меня появились дети, я понял, что должен со своим пессимизмом что-то делать. Я стал присматриваться, ища подтверждения тому, что в мире не все так плохо. Начал с малого: «Не бойся, детка, динозавр никогда не придет и не съест тебя; конечно, папа обязательно найдет своего маленького Немо[3]». По мере углубления в предмет я пришел к неожиданному осознанию: сферы действия человеческого зла и насилия не всеохватны и не фатальны, а научное знание открывает способы обойти их. Пессимисту внутри меня пришлось хоть и с трудом, но признать этот факт и подвинуться, освобождая место оптимисту.
Подход к изучению
Я совмещаю две профессии: нейробиологию, т. е. изучение мозга, и приматологию, т. е. изучение обезьян, в том числе и человекоподобных. Таким образом, эта книга основана на научных знаниях, прежде всего биологических. И тут нужно сделать сразу три замечания. Во-первых, мы не можем приступать к изучению таких предметов, как агрессия, соперничество, взаимопомощь и эмпатия, не привлекая биологию. Я говорю это с оглядкой на определенную когорту социологов, которые считают биологию неуместной и даже идеологически подозрительной, когда дело касается социального поведения людей. Но точно так же важно – и это во-вторых, – что стоит нам начать опираться только на биологическое знание, как корабль наш окажется без руля и без ветрил. Об этом тоже нельзя забывать. Это сказано в пику молекулярным фундаменталистам, убежденным, что у социологии нет будущего против «настоящей» науки. И в-третьих, когда вы доберетесь до конца книги, то сами поймете, что бессмысленно выделять в поведении аспекты «биологические» в противовес, скажем, «психологическим» или «культурным». Они теснейшим образом переплетены и взаимосвязаны.
Совершенно очевидно, что понимание биологии, стоящей за поведением, чрезвычайно важно. Но, к сожалению, чертовски сложно{2}. Наша задача сильно упростилась бы, интересуйся мы биологической основой миграции перелетных птиц или инстинкта спаривания у самок хомячков в период овуляции. Но как раз это нас не интересует. Нам подавай поведение человека, поведение человека в социуме, а зачастую и ненормальное социальное поведение. А сей предмет предполагает привлечение целого массива знаний – и о химии мозга, и о гормонах, и о сенсорных ориентирах, а также о внутриутробной среде, о раннем детском развитии, генах, биологической и культурной эволюции, об экологии условий – и это, конечно, не всё.
Как вообще подступиться к изучению поведения при таком количестве факторов? Обычно, имея дело с комплексными, многоплановыми задачами, мы применяем определенную стратегию. Мы делим задачу на отдельные части со своими наборами объяснений. Предположим, что рядом с вами петух, а через дорогу – курица. Петух призывно посматривает на курицу, что по куриным стандартам очень соблазнительно, и она кидается через дорогу на предмет спаривания. (Я понятия не имею, как все на самом деле происходит, поэтому просто предположим.) И тут мы задаем ключевой с точки зрения биологии поведения вопрос: «Почему курица перешла дорогу?» Если вы являетесь психонейроэндокринологом, то ответите: «Потому что в определенной части мозга курицы определенным образом срабатывает система эстрогеновой регуляции, заставляя курицу реагировать на специфические сигналы самца». Если вы биоинженер, то ответ будет таков: «Потому что у курицы бедренная кость образует ось вращения в тазовом суставе, что позволяет ей ускорить движение». Если же вы биолог-эволюционист, то скажете: «Потому что за прошедшие миллионы лет эволюции те курицы, которые реагировали на подобные стимулы в фертильные периоды, оставили больше копий своих генов, а теперь подобное поведение стало врожденным». Этот список можно продолжить, разбирая данное явление по различным категориям и привлекая решения из соответствующих дисциплин.
Наша цель – избежать подобной категоризации. Раскладывание фактов по отдельным корзинкам имеет свои преимущества, например, так проще запоминать сведения. Но зато можно совершенно запутаться при анализе этих же фактов – ведь границы между категориями часто условные. Однако как только мы принимаем эти границы, то забываем об их условности и отстаиваем с неразумной настойчивостью. К примеру, видимый спектр – это излучения с постепенным переходом длин волн от фиолетового до красного, и мы только условно разграничили его, дав названия цветам (попробуй укажи в точности, где кончается «зеленый» и начинается «голубой»). В качестве иллюстрации заметим, что в разных языках предлагается делить видимый спектр в разных точках, и поэтому в них используются разные слова для обозначения цветов. Покажите кому-нибудь два близких цвета. Если в языковой среде «испытуемого» есть возможность определить границу между этими двумя цветами, то он преувеличит разницу между ними. Если же оба цвета лингвистически попадают в одну категорию, то случится прямо противоположное. Иными словами, когда мы мыслим в терминах категорий, то оценить уровень схожести и различия нам будет трудно. В случае же уделения слишком большого внимания границам потеряется целостное видение картины.
Именно поэтому при исследовании сложнейших элементов человеческого поведения – уж конечно, более сложных, чем у перебегающей дорогу курицы, – нам стоит попытаться отойти как можно дальше от разделения на биологические категории.
Чем же заменить эту стратегию?
Возьмем некую поведенческую реакцию. Откуда она берется? Обратимся к первой из наших «объяснятельных» категорий – нейробиологии. Какие процессы происходили в мозге человека за секунду до события – этой реакции? Теперь немного отодвинемся во времени, увеличим окошко окуляра и адресуемся к следующей категории. Какой звук, запах или вид за минуту до события запустил нервную систему и привел к данной реакции? И далее, к очередной категории: какие гормоны были задействованы за день до события, почему человек стал восприимчив к соответствующим сенсорным стимулам, запустившим нервную стимуляцию и давшим на выходе определенную поведенческую реакцию? Поле зрения уже увеличилось настолько, что теперь мы рассуждаем в терминах нейробиологии и сенсорного восприятия, а также прибегаем к знаниям из эндокринологии.
Но мы не останавливаемся на этом и продолжаем увеличивать поле зрения. Какие факторы среды, скажем за предыдущий год, переформировали структуру и функцию мозга конкретной особи, изменив таким образом ответ мозга на действие гормонов и сенсорных стимулов? Затем мы отстраняемся еще дальше – в детство индивида, зародышевую среду, его генетическую конструкцию. А поле зрения все расширяется – теперь мы видим не только индивидуальные, но и крупномасштабные факторы: каким образом культура формирует поведение людей? Как экология влияет на культуру? И так далее, и так далее… Масштаб рассмотрения все увеличивается, и вот уже мы рассуждаем о событиях тысячелетней давности, об эволюции конкретного типа поведения.
Да, такая стратегия явно лучше: мы не пытаемся объяснить происходящее с позиции отдельно взятой научной дисциплины (т. е. «все объясняется действием вот такого – далее на ваш выбор – гормона/гена/закона детского развития»). Вместо этого на каждом этапе у нас в распоряжении будут целые группы научных знаний. Но тут вступают в силу некие тонкие механизмы, и вот это как раз самый существенный аспект нашей книги: стоит нам привлечь для объяснения поведения одну из научных дисциплин, как подспудно приводятся в действие знания из остальных сфер. В любом объяснении в конечном итоге собирается информация обо всех факторах, повлиявших на данное поведение. Поясню. Если вы говорите: «Данная поведенческая реакция происходит из-за высвобождения в мозге нейрохимического элемента Y», то подразумеваете, что «данная поведенческая реакция происходит потому, что утром активно секретировался гормон Х, а это повлекло за собой усиленное высвобождение нейрохимического элемента Y». И далее: «Данная поведенческая реакция происходит из-за того, что среда, в которой развивался данный индивид, обеспечила предрасположенность к высвобождению в мозге нейрохимического элемента Y в ответ на определенные стимулы». Одновременно: «…из-за гена, который кодирует конкретную версию нейрохимического элемента Y». Стоит вам даже вскользь упомянуть слово «ген», как нам немедленно придется добавить: «…из-за миллионов факторов, приведших к эволюции этого гена».
Нет никакого деления по дисциплинам. Каждое поведение сформировано совместными действиями всех предшествующих биологических факторов и, в свою очередь, само станет биологическим фактором, влияющим на последующие события. Таким образом, нельзя говорить, что поведение есть результат действия определенного гена, определенного гормона или определенной детской травмы, потому что одно объяснение автоматически указывает и на все остальные. Нет обособленных дисциплин. «Нейробиологическое», «генетическое» или «психологическое» объяснения суть не более чем удобный прием, своего рода проход в многоарочный, многофакторный холл с какой-то одной стороны, короткий односторонний взгляд на целое явление.
Впечатляет, да? Или нет? Может быть, мои напыщенные слова попросту означают: «К комплексным проблемам – комплексный подход»? Открытие совершил, надо же. Соорудил Страшилу Мудрого из соломы и вещаю: «О, мы с вами подойдем к проблеме с умом, тонко. Мы не поддадимся на упрощенные схемы, мы не какие-нибудь там узкие специалисты по курицам-перебегающим-через-дорогу – нейрохимики, эволюционные биологи или психоаналитики, не вылезающие из своих уютных научных мирков».
Конечно же, ученые не таковы. Они умные. Они понимают, что проблему необходимо рассматривать с разных сторон. По необходимости они могут сужать поле исследования, потому один человек не в состоянии объять все. Но все ученые хорошо знают, что в рамках отдельно взятой научной дисциплины не опишешь целостной картины.
Так да или нет? Давайте обсудим несколько типичных цитат из рассуждений ученых. Вот первая:
Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков[4]{3}.
Так говорил Джон Уотсон, основатель бихевиоризма, примерно в 1925 г. В бихевиоризме утверждалось, что поведение есть нечто стопроцентно пластичное и что правильная среда способна сформировать любое поведение. Эти взгляды доминировали в американской психологии в середине XX столетия. Мы еще вернемся к бихевиоризму и его серьезным недостаткам. Приведенная цитата показывает, как Уотсон намертво увяз в единственной научной дисциплине, усматривая во всем развитии лишь влияние среды. «…Гарантирую… что сделаю его тем, кем задумаю». И все же мы рождаемся неодинаковыми, у нас разный потенциал независимо от того, как нас учат[5]{4}.
Вот еще одно высказывание:
Нормальное функционирование психики зависит от бесперебойной работы синапсов мозга, а психические болезни являются результатом синаптических расстройств… Для того чтобы модифицировать болезненные идеи и направить их по другим каналам, нам нужно поправить синаптические нарушения и изменить пути, по которым непрерывно проходят нервные импульсы{5}.
«Поправить синаптические нарушения». Звучит весьма прихотливо. Это слова португальского невролога Эгаша Мониша, сказанные примерно в то время, когда он получил Нобелевскую премию 1949 г. за разработку лоботомии. Здесь мы имеем дело с ученым, который тоже намертво увяз в своей научной дисциплине, прилагая к миру упрощенные знания о нервной системе. Берем старый добрый нож для колки льда и подправляем эти микроскопические синапсы (примерно так производили лейкотомию, позднее названную лоботомией, поставив операцию на поток).
И последняя цитата:
Давно установлена невероятно высокая репродуктивность у морально неполноценных… Социально низкосортный человеческий материал получил возможность… проникать и впоследствии уничтожать здоровую нацию. Отбор по критериям выносливости, героизма, общественной пользы… должны взять на себя специальные организации, чтобы человечество не вымерло, позволив неполноценным семейную жизнь и сдавшись на милость предложенному природой отбору. Расовая идея как основа нашего государства уже многого помогла достичь в этом отношении. Мы должны – и обязаны – культивировать в себе здоровые чувства Доброго и Прекрасного и вменить им в обязанность… истреблять подонков, заполонивших общество{6}.