Железные кони-освободители




Мотоциклы РККА в Великой Отечественной войне.

Июнь 1941 года. Немецкий мотоциклетный батальон одиннадцатой танковой дивизии, на большой скорости сея панику, врывается в украинский город Острог и занимает оборону. На несколько часов мотоциклисты Вермахта опередили части Красной армии, которым было приказано первыми занять этот населенный пункт. Германская тактика молниеносного наступления с поддержкой мотоциклов вновь оправдалась. Теперь красноармейцы вынуждены отбивать город, неся большие потери….

За первые годы войны в Европе немецкие войска достигли совершенства в применении мотоциклов в бою. Мотоциклетные соединения за счет своей мобильности успешно проявили себя в условиях маневренного боя. Они применялись в наступательных операциях, в разведке, военной жандармерии и связи.

Парк мотоциклов Вермахта включал в себя десятки тысяч легких, средних и тяжелых машин различных европейских производителей. В противовес Вермахту, на начало войны в Красной Армии было в 10 раз меньше мотоциклов, чем в немецкой армии. Советское руководство принимает решение увеличить численность этой техники в войсках.

Надо понимать, что в Советском союзе после Революции производство мотоциклов было прекращено. К началу тридцатых годов в стране насчитывалось всего шесть с половиной тысяч этих машин. В основном зарубежного производства. Для сравнения: в это же время по дорогам Германии колесило более четырехсот тысяч мотоциклов, причем большинство из них было произведено на немецких заводах.

Вообще по всей Европе было почти 3 млн. мотоциклов и такое широкое распространение именно этого транспортного средства обусловило размышление о том как его можно применить в военном деле. Мотоцикл стал таким железным конем, естественно они не имели никакой брони, но как средство доставить стрелков и обеспечить их транспортом до переброски с одного участка фронта на другой мотоциклы подходили более чем. Однако, иностранные модели не полностью удовлетворяли условия эксплуатации в Советской союзе, к тому же покупка за рубежом была не выгодна по экономическим и политическим соображениям. В стране нужно было восстанавливать отечественное производство мотоциклов. Предлагалось два сценария: одни специалисты считали, что следует освоить выпуск лицензионной иностранной техники и постепенно деталь за деталью заменять зарубежные комплектующие на отечественные. Другие специалисты предложили сначала изучить мировой опыт производства мотоциклов, а на его основе создать экспериментальные образцы. После испытания в отечественных условиях доработать и запустить машины в серию.

Железные кони-освободители


Одна из первых попыток выпустить собственные советские мотоциклы была предпринята на Ижевских оружейных заводах в конце 20-х годов. А 04 октября 1929 в Ленинграде стартует первый всесоюзный испытательный пробег советских мотоциклов. В Москву отправляются 8 зарубежных и 5 ижевских экспериментальных мотоциклов. Многокилометровый пробег проходил в тяжелых условиях, тем не менее, все ИЖи успешно выдержали испытание и финишировали через две недели в Москве.

Жители столицы осматривали технику. Особое внимание привлекает необычная машина с коляской –советский Иж -1. Машина была оснащена V-образным двигателем, мощностью 24 л.с. Максимальная скорость достигала 65 км/ч. Привод ведущего колеса осуществлялся с помощью карданного вала. Эти качества позволяли использовать мотоцикл для военных целей. Перед зрителями выступает и сам создатель ИЖей - известный инженер и в дальнейшем основатель отечественной мотоциклетной промышленности Петр Владимирович Можаров.


Петр Владимирович Можаров

Несмотря на успех, в серию первые ижевские мотоциклы не пошли. Советская промышленность была не готова к выпуску этих сложных машин.

Экспериментальную мотосекцию на Ижевских оружейных заводах расформировали, а Можарова перевели в Ленинград налаживать производство аналога популярного немецкого мотоцикла «Luxus 300» фирмы DKW. Это была легкая машина с двухтактным двигателем и объемов 300 кубических см и мощностью 6 л.с. Мотоцикл был дешевым и простым в производстве, что позволяло быстро освоить его выпуск в Ленинграде. Ему суждено было стать первым серийным советским мотоциклом. Группа Можарова адаптировала конструкцию к отечественным условиям эксплуатации.

Первый серийный советский DKW под индексом L-300 выкатили из ворот завода «Красный октябрь» в 1931 году. Он стал очень популярным среди населения. Квалифицированный работник со средней месячной зарплатой в 350 рублей мог за год стать счастливым обладателем персонального двухколесного транспорта.

Л-300 стал самым массовым советским мотоциклом довоенного периода, было выпущено более 19000 экземпляров. Мотоцикл приняли на вооружение Красной Армии. В 1932 году принято решение наладить производство упрощенной версии Л-300 в Ижевске. Уже через год выпустили первую партию мотоциклов с него, и началась история нового Ижевского мотоциклетного завода.

1938 году завод запустил в серию усовершенствованную модификацию мотоцикла ИЖ-8.

Мощность двигателя повысили до 8 л.с., установили полный комплект электрооборудования, изменили выхлопную систему, установили багажник. Следующей модификацией стал ИЖ-9 с еще более мощным двигателем, за ним появился мотоцикл ИЖ-12. На этом завершилась работа по усовершенствованию Л-300. В предвоенные годы линейка легких мотоциклов ИЖ была самой популярной среди спортсменов и военных. Машины получились удачными и большинство гонщиков использовали серийные машины без доработок. Программа всесезонных мотокроссов была крайне сложной. Участникам приходилось преодолевать естественные препятствия по пересеченной местности, вытаскивая на себе застрявшую технику. Одним из самых тяжелых испытаний был скоростной заезд на крутой холм. Часто организаторам таких соревнований становились военные. Тогда дополнительно в программу мотокросса входили стрельба, метание гранат и езда в противогазе.

На мотоциклах ИЖ проводились и первые женские союзные мотопробеги. Знаменитый «Марш ижевских амазонок» в 1936 году проходил в честь принятия проекта конституции СССР. 15 смелых гонщиц, большинство из которых были женами работников завода, успешно преодолели дистанцию 1875 км по маршруту «Ижевск-Москва»

Занимаясь внедрением в массы мотоциклов, правительство Советского Союза понимало, что если научить сегодня молодежь владеть этой техникой, то завтра в армии будут квалифицированные специалисты. С этого все и начиналось –мотоцикл стал предметом подготовки молодежи службе в армии.

Легкие мотоциклы ИЖ и Л 300 служили в армии в основном в разведке и в подразделениях связи. Однако, военным требовались ещё и более мощные машины для перевозки экипажа из трех солдат и вооружения. В1932 году группе инженеров под руководством Петра Можарова поручили создание перспективного тяжелого мотоцикла. Конструктора срочно перевели из Ленинграда в Москву и назначили начальником мотоциклетного отдела научного автотракторного института НАТИ. Незадолго до начало работы Можаров побывал на фирме BMW, на которой дал несколько ценных советов немецким инженерам, работавшим над одно моделью BMW R 16.

Было предложено порядка 30 советов, 18 из них фирма приняла. В знак благодарности она наградила его настоящим мотоциклом BMW. При создании рамы мотоцикла передней вилки инженеры использовали доработки Можарова привезенные им из немецкой командировки. А сам конструктор полностью спроектировал на Ижевских оружейных заводах V-образный четырехтактный двигатель рабочим объемом 750- кубических см и мощностью двигателя 16л.с. К середине лета 1933 года в Ижевске собрали 4 опытных мотоцикла получивших название НАТИ А 750. Эта машина стала неким смешением традиций: в ходовую часть, сделанную по образу БМВ, был вмонтирован силовой агрегат американского типа. Дуплексная рама из штампованных профилей с вложенным внутрь бензобаком сочеталась с рессорной передней вилкой, имевшей мощные штампованные перья. Нижнеклапанный V-образный двухцилиндровый двигатель рабочим объемом 750 куб. см, расположенный в раме продольно, комбинировался с трехступенчатой коробкой передач и цепным приводом заднего колеса. На машине предусматривалось сухое многодисковое сцепление, циркуляционная система смазки двигателя и батарейная система зажигания с высоковольтной катушкой и прерывателем-распределителем автомобильного типа. В августе они успешно испытательный пробег про маршруту «Ижевск –Горький-Москва». Колонну мотоциклистов возглавил экипаж Петра Можарова.

 

Серийное производство первого советского тяжелого мотоцикла осваивалось уже без участия главного конструктора. 11марта 1934 года основателя Петра Владимировича Можарова не стало. В начале 1934 года он получил отпуск и путёвку в санаторий ЦК ВКП(б) в Сочи. 11 марта того же года родные получили телеграмму, в которой сообщалось о самоубийстве П. В. Можарова.. Похоронили его на Завокзальном кладбище в Сочи. Долгое время место его захоронения оставалось неизвестным. Лишь в январе 2015 года жительницей города Сочи обнаружена могила Можарова П. В. Что же вынудило его пойти на такой роковой шаг? По свидетельству сына П. В. Можарова — Бориса Петровича, ныне проживающего в Москве, талантливый конструктор явился жертвой репрессий 30-х годов. Нетрудно себе представить, что в ту пору человеку, учившемуся в Германии, попадавшему в немецкий плен, не раз выезжавшему в заграничные командировки, очень легко было предъявить «политические обвинения».

Производство мотоциклов развернулось на Подольском механическом заводе. Сначала завод носил название “Госшвеймашина”, а в 1931 года получил название ПМЗ – Подольский механический завод. Одновременно предприятие занималось выпуском широкого спектра различной продукции, в том числе и военного назначения. Мотоцикл получил название ПМЗ А-750.

 


Марина Ладынина с мотоциклом ПМЗ-А-750 в знаменитом
советском фильме «Трактористы», снятом в 1939 г.

Для эксплуатации и обслуживания технически сложного мотоцикла требовалось высокая квалификация водителей. У неподготовленных кадров больше всего нареканий вызывала работа системы зажигания и коробки передач и поэтому они и стали расшифровывать аббревиатуру ПМЗ – «попробуй меня заведи». Но все же мотоцикл пользовался популярностью среди спортсменов, которые форсировали двигатели и устанавливали на машинах рекорды скорости. ПМЗ-А-750 нашёл применение на гражданской службе. Их охотно приобретали горожане и сельские жители. В армии же ПМЗ задачу тяжелого мотоцикла выполнил не полностью. К сороковому году его сняли с производства, выпустив за 5 лет всего 4500 экземпляров.

В 1935 году на Таганрогском инструментальном заводе имени Сталина стал выпускаться другой тяжелый мотоцикл ТИЗ АМ - 600. За основу взяли конструкцию английского мотоцикла и внесли несколько изменений. Например, на ТИЗе были установлены ручки управления сцеплением и тормозом немецкого типа. Они были развернуты вовнутрь, что уменьшало их повреждение при падении. Другие органы управления остались без изменений. Тормозная педаль под левой ногой, щиток прибора с главным переключателем света размещенный на бензобаке. На мотоцикле была установлена параллелограмная вилка, глубокие крылья, колеса были взаимозаменяемыми. Благодаря высокой технической культуре производства на Таганрогском заводе, мотоцикл ТИЗ АМ600 обрел репутацию надежных машин.

Мотоцикл ТИЗ АМ 600 Годы выпуска 1935-1943гг. Количество -13 тысяч штук. Двигатель – одноцилиндровый. Объем -600 куб.см. Мощность -16 л.с. Привод ведущего колеса –цепной

 

Для перевозки станкового пулемета Дегтярева на одиночных мотоциклах ТИЗ,ИЖ, ПМЗ устанавливалась специальная турель. Ее конструкция позволяла быстро снять оружие с мотоцикла и вести огонь в строю. В 1939 году для мотоциклов ТИЗ начинается производство колясок. Требовалось разработать новую схему размещения уже на мотоцикле. В начале 1941 года ТИЗ с пехотным пулеметом на коляске представили высшему командованию РККА.

Турель позволяло разворачивать оружие вокруг своей оси и вести зенитный огонь. Пулемет можно было закрепить как на передней так и на задней стойке. В дальнейшем эта схема размещения пользовалась и на других мотоциклах. Меньше чем через год одному из таких ТИЗов придется выполнить необычное задание: к началу сентября 1941 года немецкие войска окружили Ленинград и перерезали все транспортные артерии. Поздней осенью появилась возможность проложить дорогу по льду Ладожского озера, чтобы обеспечить город продовольствием и боеприпасами. Первым на разведку маршрута командование отправляет 19-летнего мотоциклиста Сергея Сергеева. В коляске с ним едет санинструктор. Задача экипажа проверить прочность только что установившегося ледяного покрова. Маршрут проходит между двумя деревнями на противоположных берегах озера. Длина пути по прямой 26 км. Во время выполнения задания на них налетел фашистский самолет, который пытался их расстрелять. Было предпринято несколько попыток уйти от преследования. В очередной раз, когда по ним промазали, Сергеев резко развернул мотоцикл с коляской на льду, и они сделали вид, что убиты: повисли на мотоцикле. Фашист развернулся, убедился, что цель поражена, и улетел. Эта, казалось бы, фантастическая, однако абсолютно реальная история стала известна лишь спустя 60 лет — от ветеранов мотоспорта, которых тренировал Сергей Максимович. Разведка в тот день была проведена успешно. Через несколько дней по Ладоге идут первые грузовики с продовольствием. Так начиналась история ледовой дороги жизни-главной транспортной артерии, соединившей Ленинград с Большой землей.

Но мотоцикл, на котором Сергеев выполнял приказ командования, уступал по своим характеристикам новым европейским машинам начала 40-х годов. К тому же Таганрогский завод, на котором он выпускался, не мог обеспечить войска нужным количеством машин. Если у Вермахта к началу войны насчитывалось более 20 тысяч мотоциклов, то в Красной армии в 10 раз меньше. Красная армия на тот период находилась в положении догоняющего и поэтому на 01.01.1941г. в составе Красной армии находилось всего 11500 мотоциклов. Это было недостаточно для укомплектования тех мотоциклетных полков которые планировалось создать.

Необходимость в современном, массовом, тяжелом мотоцикле была очевидной. Еще в 40-ом году провели сравнительные испытания опытных советских мотоциклов и серийных зарубежных образцов. В результате приняли решение скопировать BMW R71 –один из наиболее совершенных немецких мотоциклов и в кратчайшие сроки приступить к его массовому производству. Телескопическая вилка, оппозитный мотор, свечная подвеска заднего колеса – все эти сложные агрегаты до сих пор не производились в советском союзе. Машина открыла новую эру в истории отечественной мотоциклетной промышленности. Все предшествующие проекты были забыты. Советские инженеры разобрали немецкие машины до последнего винтика, изучили химический состав металла. Всего через 5 месяцев после начала работ, в Кремле, продемонстрировали немецкий прототип и его советский аналог. Отечественные конструкторы внесли ряд изменений в частности увеличили объем топливного бака. После испытаний мотоцикл получил название М-72 и был запущен в серию летом 1941года. В производстве машины комплектующих участвовало несколько предприятий. Многие из них никогда не занимались мотоциклами. Первым к выпуску модели приступил Московский велосипедный завод который был перепрофилирован в мотоциклетный.

Мотоцикл М-72 Годы выпуска 1941-1956 Мощность -22 л.с. За годы войны выпущено 15000 Двигатель оппозитный, объем -750 куб.см. Привод ведущего колеса –карданный вал  

На мотоцикле размещалось три бойца: водитель, за ним автоматчик а в коляске пулеметчик. В основном М-72 вооружался пехотным пулеметом Дегтярева. Оружие располагалось на коляске сошками крепилось к стойке что позволяло вести огонь как с места так и на ходу. Также существовала модификация мотоцикла с 82-миллиметровым минометом. На фронте встречались М-72 и со станковым пулемётом Дегтярева. На Ирбитском заводе конструировали и испытали приспособления по установке на коляску мотоцикла М-72 противотанкового ружья и другого вооружения, а также разработали специальную коляску под установку 82-мм батальонного миномета. Большое внимание уделялось мотоциклам с приводом на колесо коляски. Подобные аппараты BMW R-75 и Zundapp KS-750 имелись у противника в большом количестве и значительно повышали тактико-технические возможности его подразделений. Тюменский мотозавод спроектировал и изготовил два опытных мотоцикла ТМЗ-53 на базе М-72 с приводом на коляску.

В начале войны задумались и о том как защитить экипаж мотоцикла от пуль и осколков. Наиболее реалистичное оказалось разработка автотракторного института НАТИ. Сотрудники в 1941 году установили бронированные элементы- укрывалось место водителя и бронированная часть была установлена на коляске. Весь комплект, который на него навесили, весил более полутора сотен кг, это значительно утяжеляло мотоцикл, ухудшало его проходимость и возможность перевозить какую-то полезную нагрузку.

Середина октября 19441 год. Враг подошел к Москве. Началась эвакуация предприятий на восток. Ленинградский и Харьковский заводы перевезли в Горький. А столичный мотоциклетный завод было решено эвакуировать на Урал. Оборудование и незавершенную продукцию подготовили к отправке всего за 24 часа. Груз шел до пункта назначения больше месяца. На Урале уже стояли сильные морозы, производить мотоциклы начали в неосвещенных и в неотапливаемых цехах бывшего пивоваренного завода. На новом предприятии пришлось в основном работать женщинам, старикам детям.

Первый М-72 с эвакуированных предприятий поступили в мотоциклетные полки в феврале 1942 года. Эти соединения насчитывали до полутора тысяч человек и до трехсот мотоциклов как одиночных, так и с колясками.

Первый отдельный мотоциклетный гвардейский полк ярко заявил о себе осенью 41 года в битве под Москвой. Под командованием полковника Трофима Танансчишина мотоциклисты совершили разведывательные рейды в тылы врага, участвовали в освобождении города Можайска. Вопреки распространенному мнению, именно это направление было очень напряженно и немцы именно здесь достигали довольно глубоких прорывов которые нужно было латать и восстанавливать фронт и мотоциклетный полк активно использовался с этой целью. Мотоциклисты в этом контексте казались весьма полезными

В январе 1942 года за образцовое выполнение заданий командование в ходе боев на Можайском направлении полку было присвоено звание «Гвардейский», а весной 1942 Первый Гвардейский мотоциклетный полк стал краснознаменным

У большинства мотоциклистов было советское оружие, винтовки Токарева карабин Мосина. Некоторые из мотоциклетных экипажей могли быть вооружены трофейным пулеметом MG 34. Под Москвой было захваченное большое количество немецкого вооружения, которое дополнило арсенал Красной армии. Эвакуированные предприятия еще не работали на полную мощность, но выпуск отечественных мотоциклов нарастал и к концу 1942 года они сыграют свою роль в решающем этапе войны.

Так в Сталинградской битве, в составе 5-й танковой армии Юго-Западного фронта, прославился в ходе операции по разгрому немецких войск под Сталинградом, 8-й отдельный мотоциклетный полк. Полк был введён в прорыв в первый день советского наступления под Сталинградом, имея приказ уничтожать штабы, связь, обозы и подходящие резервы противника. Для выполнения этой задачи полк был усилен ротой танков Т-34 и истребительно-противотанковым полком. В течение 8 суток (с 19 по 28 ноября 1942 года) полк находился в глубоких тылах врага, в полном отрыве от основных частей фронта. За эти дни были уничтожены 3 полковых штаба румынского 5-го армейского корпуса, разгромлено несколько колонн вражеских войск, убито до 800 и взято в плен 1100 солдат и офицеров противника, уничтожено 7 складов с боеприпасами и продовольствием, 247 автомашин, 470 повозок, 14 танков, 16 самоходных пушек, 11 самолётов, 15 противотанковых орудий, подорвано полотно железной дороги и линия связи на перегоне Сталинград—Лихая. В Обливском районе Ростовской области полк атаковал аэродром врага и уничтожил на нём 9 самолётов, на станции взорвано 6 вагонов с боеприпасами. Кроме того, полк освободил из плена 850 человек и сформировал 8 партизанских отрядов численностью по 30-50 человек. Высылая одновременно на разные направления по 2-3 отряда мотоциклистов, полк Белика тем самым действовал на большой территории и полностью дезориентировал командование противника, захваченный в плен немецкий офицер утверждал, что по их данным в тылу действует «диверсионная дивизия» русских. Своими действиями полк способствовал разгрому противника и внесению в его ряды паники и смятения. Собственные потери составили 26 человек и 3 мотоцикла. Подполковник Белик в рейде умело командовал полком, проявлял чудеса мужества и геройства. Восемь суток мотоциклисты Белика громили немцев в отрыве от основных частей фронта.

Как громили? Хорошо. Вот цитаты из донесения от 22 ноября 1942 года:

«…Обошел противника по указанному Вами маршруту, зашел в тыл. По своему маршруту во многих населенных пунктах уничтожил большое количество живой силы противника и его технику… Сожжено и разбито с боеприпасами и другим имуществом 70 автомашин, до 100 подвод. Перерезал телефонную связь в 3-х местах идущую на север и северо-запад.

Атаковал Обливскую. На аэродроме находилось до 40 бомбардировочных самолетов. С появлением отряда противник открыл огонь... Отряд развернулся и со всех орудий, пулеметов открыл огонь по аэродрому. Успело подняться с аэродрома 15 машин, которые улетели на юго-запад. Остальные самолеты не поднялись…»

На следующий день в новом донесении:

«…Согласно Вашего указания уничтожал обозы, тылы противника в полосе по фронту 30-40 км. В результате действий отряда в тылу противника уничтожил: Расстреляно до 700 солдат и офицеров противника в упор. В районе 5-е отд. совх. 694 взорвал крупный склад боеприпасов…При атаке Обливская отбил у противника до тысячи голов рогатого скота, который противник пытался угнать на юг. Скот раздал местному населению в Ново-Степановке. На ст. Обливская находится лагерь русских военнопленных, в котором до 5000 человек, которые производят окопные работы в р-не Обливская, роют противотанковый ров. За всю операцию имею потери: Два убитых и 3 чел. ранено в бою под Обливской…»

На девятые сутки полк соединился с наступавшими частями фронта.

За этот рейд Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года подполковнику П. А. Белику было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Западные историки описывают это событие как ожесточенное сражение с советским танковым корпусом, но на деле отчаянное сопротивление оказали советские мотоциклисты и бронемашины.

Переход в контрнаступление красной армии на многих участках фронта требовал все больше мобильности войск. Своей техники не хватало, еще в конце 1941 года советское правительство обратилось за помощью к Союзникам. Лэнд-Лиз - государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Кроме автомобилей танков, самолетов правительство США предложило СССР мотоциклы фирмы «Индиан» и «Харлей Дэвидсон». После Великой депрессии 30-ых годов эти конкурирующие между собой американские компании были на грани разорения. Крупный военный заказ мотоциклов стал их единственным шансом выжить

Конструкция американских машин во многом отличалась от моделей европейской школы мотоциклостроения. Большие площадки для ног, удобное глубокое седло, широкий дугообразный руль и небольшой дорожный просвет - всё это классические атрибуты американского стиля.

После получения первых мотоциклов без колясок испытатели отметили что американцы не лучшим образом ведут себя на бездорожье. Советское руководство запросило машину в трехколесном варианте, но США отказались поставлять такие мотоциклы. Выбора не оставалось пришлось брать,.что дают, а затем оборудовать их колясками собственного производства.

В начале 1942 года в Красную армию поступили первые одиночные мотоциклы «Индиан 741-B», для красноармейцев они были непривычными в управлении. В отличии от европейских машин сцепление на них был ножным, а ручка газа находилась на левой части руля, 500-кубовый двигатель был недостаточно мощным для армейских нужд. За годы войны в СССР поступило всего 6500 «Индианов»

Мотоцикл Indian 741-B Период поставок в СССР -1942-1944 Количество 6750 шт Двигатель –V-образный Рабочий объем -490куб.см Мощность -18 л.с. Привод ведущего колеса –цепной  

 

Самой массовой иностранной моделью в Красной армии стал Harley Davidson WLA-42. Его 750-кубой двигатель был на 30% мощнее, чем у и Индиана. Мотоцикл оснащался патронными ящиками, большими кожаными сумками, кобурой для оружия, а также светомаскировочными фарами. Советские инженеры разработали специальные крепления коляски от мотоцикла М-72 к одиночным Индианам и Харлеям. Именно в таком варианте мотоциклы отправлялись на фронт. В Красной армии отмечали высокую надежность и качество этих мотоциклов, однако нарекания вызывал цепной привод ведущего колеса.

В годы войны в США было выпущено 80000 мотоциклов WLA-42 из которых треть была отправлена в Советский союз.

Harley Davidson WLA -42 Период поставок в СССР -1942-1945 гг Количество 30 000 шт Двигатель –V-образный Рабочий объем -740 куб.см Мощность -23 л.с. Привод ведущего колеса –цепной  

С 1942 года в Красную армию также стали поступать мотоциклы английских производителей, но британские поставки были в разы меньше американских. Английские машины имели передовые для того времени двигатели, но уступали многим военным мотоциклам по ряду других характеристик. К тому же английская промышленность военного времени не могла обеспечить даже свою армию нужным количеством мотоциклов. Британцам также пришлось просить помощи у США.

Интересная модель Velocette MAF350. За два года в Красную армию поступило чуть более 700 мотоциклов Velocette MAF350 Его четырехтактный двигатель объемом всего 350 куб.см. за счет применения верхнеклапанной системы газораспределения развивал мощность как у 500 кубового Индиана. На военных версиях английских мотоциклах устанавливалась дополнительные сидения боковые ящики и светомаскировочная оптика, только это оборудование отличало военный британский мотоцикл от гражданского. гражданского.

В 1944 году британцы предложили Красной армии один из самых необычных мотоциклов второй мировой – Welbike фирмы Excelsior/ Название компании можно перевести строчкой из песни «Все выше и выше». Welbike был на вооружении военных королевских воздушных войск и выбрасывался с парашютом в специальном контейнере диаметром всего 40 см. После приземления десантники доставали Weblike из контейнера, поднимал сидение раскладывал руль и отправлялся на нем до места назначения. Но британский мини военную приемку у советских военных не прошёл.

Стокубовый двухтактный мотор разгонял мотоцикл до 50 км/ч, запаса бензина в баке хватало на 140 км, по прибытию десантнику требовалось бросить мотоцикл и продолжить выполнять боевое задание Weblike участвовал в двух крупнейших десантных операциях союзных войск 1944 года в Нормандии и в Нидерландах.

 

 

В начале 1945 года советские войска прорвались к берегам Балтийского моря в Восточной Пруссии (нынче Калининградской области). Развитая дорожная сеть Европы позволила полностью реализовать мобильные качества мотоциклетных частей. В районе Теренберга второй гвардейский мотоциклетный полк преследовал отступающего противника. Ответственное и очень опасное задание командование поручает взводу мотоциклистов. Водителем одного из мотоциклом бы 19-летний Риф Ахтямов. Он сумел выполнить боевой приказ. Разведданные отважного мотоциклиста-разведчика помогли успешному продвижению наступающих советских частей. За отвагу проявленную мотоциклистами в ходе восточно-прусской операции 2-й гвардейский мотоциклетный полк был награжден орденом Александра Невского

Родина высоко оценила подвиг советских мотоциклистов. 24.06.1945 года на Красной площади мотоциклисты на своих железных конях по праву приняли участие в параде Победы.

Сегодня правопреемники военных мотоциклов прошлого века – мотовездеходы. Им доверено открывать парад боевой техники и сопровождать символ победы –танк Т-34

За десятилетия мотоциклы приобрели новых облик: увеличилась мощность двигателей улучшилась проходимость, возросла надежность Неизменным остается только одно –высокая мобильность войск это успех современных военных операций.

 

Т.А. Кузьмина.

Г.Л. Мазов.

 

 

 

Лекция по проведению в школах «Уроков Мужества» в рамках реализации проекта «Седьмой мотоциклетный полк. Забытая история», получившему поддержку из Фонда Главы Республики Карелия.

 

 

ПЕТРОЗАВОДСК

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: