№ | Части сочинения | Что обязательно должно быть | Примеры |
I. | Вступление | ||
Тема сочинения:«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина | |||
1. Ключевые слова темы | Война… | ||
2. Общие рассуждения о предмете речи | За этим коротким словом скрыты трагедии миллионов людей. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Те, кто знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимают, что ничего страшнее нет и быть не может | ||
3. Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части) | Зададимся вопросом: какие же тяжелые испытания несет война людям? | ||
II. | Основная часть | ||
1.Тезис (может быть ответом на вопрос темы) | Тема сочинения: «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?» Тезис: · Человек взрослеет, когда сталкивается с горем, трагедией, недетскими испытаниями, например в военное время. · Взросление происходит, когда ребенок учится ответственности за свои поступки. · Взрослеть человеку помогает забота о близких людях. | ||
Аргумент | (см.ниже) | ||
2.Тезис ( может быть утверждением (цитатой) | Тема сочинения: «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский) Тезис: · «Война – печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе. · «Война – святее нету слова», потому что человек в годы тяжелых испытаний становится на защиту Отечества, проявляет мужество, самоотверженность, героизм. | ||
Аргумент | (см.ниже) | ||
3.Тезис (Может быть толкованием ключевых слов темы) | Тема сочинения: «Гармония природы и несовершенство человека». Тезисы: · Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. · Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе. · К счастью, люди начинают понимать необходимость бережного отношения к природе. | ||
Аргумент | 1.Обращение к литературному произведению: | : Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романеГ.Троепольского «Белый Бим, Черноеухо». | |
2. Интерпретация фрагмента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора) | : Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Автора возмущает но вое указание - уничтожать ворон. Онобращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Писатель заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара | ||
3. Промежуточный вывод | Убежден, что Г.Троепольский хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно | ||
Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой. Это делается так: Краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем формулировка новой мысли. Пример 1: Действительно, природа дает нам все необходимое для жизни. А как же относимся к ней мы? Увы, мы часто бываем жестоки и безответственны по отношению к природе….(дальше начинается новый абзац с тезисом о том, как человек относится к природе)) Пример 2: Легко заметить, что человек часто губит все, что его окружает. К счастью, люди уже сейчас осознают свои ошибки и задумываются о том, как сохранить природу для потомков… (дальше начинается новый абзац с тезисом о борьбе людей за сохранение природных богатств) | |||
III. | Заключение | ||
Заключение может быть: 1) обобщением сказанного (без повторения вышеизложенного); 2) возвращением к началу разговора; 3) взглядом вперед; 4) оформлено цитатой |
Памятка.
1. Пересчитайте количество слов (рекомендованное количество – минимум 350 слов).
2. Поразмышляйте, есть ли тезис. Соответствует ли он теме сочинения и соответствует ли сочинение вашему тезису. (Это критерий 1)
3. Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? (Это критерий 2).
4. Приведение примеров-аргументов - это или анализ поступков, характеров героев, или анализ сюжета, тематики, проблематики произведения, или анализ эпизода.
5. Просмотрите, не нарушена ли пропорциональность частей сочинения (1+3 меньше 2-ой части).
6.ПРОВЕРЬТЕ, есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? (Это критерий 3)
7.ПЕРЕЧИТАЙТЕ ВСЛУХ И ПРОВЕРЬТЕ, нет ли речевых и грамматических ошибок
8.ПРОВЕРЬТЕ, все ли знаки препинания поставлены в простых предложениях? В сложных предложениях?