Биология
Цитология
Составитель:
Преподаватель
ГБОУ СПО МКУНТ
Лосева Т.А.
Рабочая тетрадь
По биологии – цитология
Студента(ки) 1 курса (I часть)
.
Учебный год
Биология как наука.
1. Закончите фразу.
Биология это наука.
Биология изучает.
Термин «биология» был предложен.
Уровни организации живой материи
1.Напишите названия каждого из уровней организации живой материи.
1. | 5. | ||
2. | 6. | ||
3. | 7. | ||
4. | 8. |
2. Дайте краткую характеристику каждого из уровней организации живого.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Признаки и свойства организмов
(критерии жизни)
1. Особенности химического состава живых систем.
Какие химические элементы составляют основу живых организмов?
.
2. Все организмы способны к обмену веществ с окружающей средой.
Что вы понимаете под обменом веществ?
.
.
3. Самовоспроизведение (репродукция).
Существуют ли процессы самовоспроизведения в неживой природе?
.
4. Все организмы способны к росту и развитию.
Чем процесс развития организмов отличается от роста.
.
.
5. Раздражимость. Сформулируйте такое определение, как раздражимость.
.
.
Приведите примеры реакции организмов, не имеющих нервной системы, на внешние воздействия.
.
.
.
.
6. Дайте характеристику дискретности, как всеобщего свойства организмов.
.
.
.
.
7. Саморегуляция (авторегуляция). Дайте определение саморегуляции.
.
.
.
.
Приведите примеры саморегуляции в живых организмах.
.
.
.
.
.
8. Ритмичность.
Заполните пропуски в тексте.
Ритм – это повторение.
|
или. через равные
.
Приведите примеры ритмичности в живой и неживой природе.
.
.
.
.
9. Энергозависимость. Что понимают под «открытыми» системами?
.
.
.
.
.
.
Дайте современное определение жизни.
.
.
.
.
Неорганические соединения клетки
1. По количественному содержанию в живых системах все химические
элементы подразделяют на группы:
.
.
2. Приведите примеры химических элементов, относящихся к вышеперечисленным группам.
.
.
.
3. Химические элементы, которые.
, называют биогенными.
4. Почему молекула воды – диполь?
5. Заполните пропуски в тексте:
По отношению к воде вещества делятся на.
и. К первым относятся.
.
.
Ко вторым -.
.
6. Перечислите и охарактеризуйте свойства воды.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Органические соединения клетки
Углеводы
1.Заполните пропуски в тексте.
Углеводы состоят из атомов.
На каждый атом О приходится.атома.
Простейшими углеводами являются.
Приведите примеры простейших углеводов:
.
Углевод, имеющий химическую формулу С12Н22О11, называется
.
К олигосахаридам относятся:.
.
Полисахариды второго порядка в живых организмах представлены:
.
.
В растениях полисахариды содержатся в виде.
и в виде, образующей клеточную стенку.
Животные клетки содержат запасы.
Расщепляясь, полисахариды распадаются до.
Этот процесс идёт с.энергии.
2. Заполните таблицу.
Растворимые углеводы | Нерастворимые углеводы |
|
3. Дайте краткую характеристику каждой из функций углеводов.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Липиды
1. Дайте определение липидов.
.
.
.
.
2. Допишите недостающую группу к формуле карбоновой кислоты:
СН3(СН2)14.
3. Заполните таблицу.
Насыщенные карбоновые кислоты | Ненасыщенные карбоновые кислоты |
4. Каждая молекула жира образована молекулой.
.и присоединёнными к ней эфирными
связями.
5. Как используются жиры организмом млекопитающего животного?
.
.
6. Почему при нанесении капель жира на поверхность воды они никогда не смешиваются с водой?
.
.
.
.
.
.
7. Дайте краткую характеристику каждой из функций липидов.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Белки
1. Назовите группы входящие в состав каждой аминокислоты
– NH2.
COOH.
2. Допишите недостающие части аминокислот.
Н – СН3 –
3. Исключите лишнее понятие, зачеркнув его
Радикал, аминогруппа, аминокислота, карбоксильная группа.
4. Вставьте в кружки на рисунке, изображающем первичную структуру белка, символы химических элементов и групп.
5. Известно, что вторичная структура молекулы белка представляет собой спираль. Благодаря чему возможна такая конструкция?
.
.
6. Особенности строения белковой молекулы.
Структура молекулы белка | Особенности строения |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
7. Заполните пропуски в тексте.
Потерю своих качеств и частичное изменение.
|
белковой молекулы называют. Этот процесс
обратим в тех случаях, когда затронута только. или. структура белка.
8. Когда денатурация белка имеет биологический смысл? Приведите пример.
.
.
.
9. Классификация белков по выполняемым функциям
Типы белков | Функции белков | Примеры |
1.Структурные | ||
2.Ферменты | ||
3. Гормоны | ||
Типы белков | Функции белков | Примеры |
4. Сократи – тельные | ||
5. Транспорт - ные | ||
6. Защитные | ||
Типы белков | Функции белков | Примеры |
7.Запасные | ||
8.Токсины | ||
9. Различные типы белков | ||
Ферменты
1. Биологические катализаторы называются.
Каждый.катализирует лишь.реакцию.
В ходе реакции.не.
2. На скорость реакции взаимодействия субстрата с ферментом влияют:
.
.
.
3. Заполните пропуски в тексте.
фермент | При малом количестве субстрата вероят- |
ность его | |
молекул с молекулами фермента | |
. | |
Поэтому образование продукта реакции | |
будет происхидить с | |
скоростью. | |
4. Количество ферментов в клетке в каждый момент ограничено. Почему?
.
.
5. Постройте график, отражающий зависимость скорости реакции фермент – субстрат от концентрации субстрата
1) при условии, что она не велика.
2) при условии высокой концентрации субстрата.
6. Скорость ферментативных реакций зависит от температуры. Подавляющее большинство этих реакций происходит в диапазоне t от 0 до 40°С. Изобразите графически зависимость скорости реакции от t в диапазоне от 0 до 80°С и объясните свой график.
7. В чём польза и вред лихорадки у человека?
.
.
.
8. Почему некоторые диетологи не рекомендуют есть мясо с картошкой?
.
.
Нуклеиновые кислоты. АТФ
1. Нуклеиновые кислоты – это.
.
.
2. Заполните пропуски в тексте:
В клетке имеется.типа нуклеиновых кислот.
. и. Эти
биополимеры состоят из. Каждый.
состоит, в свою очередь, из (1, 2, 3, 4?) компонентов. В состав ДНК входят следующие азотистые основания. В состав РНК -- . .
Против нуклеотида А всегда стоит, а против Ц --. Этот принцип назван принципом.
3. Назовите компоненты нуклеотидов ДНК и РНК и начертите их.
Нуклеотид ДНК | Нуклеотид РНК |
..
..
..
4. Какой процесс называют репликацией ДНК?
.
.
5. Согласно принципу комплементарности восстановите недостающую цепь ДНК. Обозначьте чёрточками количество водородных связей.
…А – Г – Ц – Т – Т – Ц – Г – Г – А – Ц – Т – А – Т – Г – Ц – А – Г…
.
7. Существует несколько видов РНК. Охарактеризуйте их.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
8. Заполните таблицу.
Особенности нуклеиновых кислот.
Признаки | ДНК | РНК |
Состав | ||
Структура | ||
Место в клетке | ||
Функция | ||
9. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке:
- аргинин – триптофан – тирозин- гистидин – фенилаланин - валин – цистеин
.
10. Какая последовательность аминокислот зашифрована следующей последовательностью нуклеотидов в м РНК:
- А –У –Г – Ц –У –У –У – У – А – Г – У – У – А – Г – А – Г – У – Г – Ц – Ц – А -
.
.
11. Решите задачу.
В молекуле ДНК адениновых нуклеотидов насчитывается 26% от общего числа нуклеотидов. Определите количество тиминовых и цитозиновых нуклеотидов.
Дано: Решение
.
.
.
.
.
.
12. Как во всякий нуклеотид, в АТФ входит:
.
.
13. Нарисуйте схему молекулы АДФ.
14. Заполните пропуски.
В результате.отщепления от АТФ
.образуется АДФ и высвобождается
.
15. Каково значение АТФ в жизни клетки?
.
.
.
.
16. Каковы причины использования медицинских препаратов, содержащих АТФ?
.
.
.
.
.