1. Часть клетки, отделяющую её содержимое от других клеток или внешней среды, называют.
2. Какие структуры обозначены цифрами 1-7?
.
.
.
.
.
.
.
.
3. Через какую структуру осуществляется перенос полярных молекул?
.
4. Назовите основные пути транспорта веществ через мембрану:
.
.
5. Внутренняя среда клетки – это.
6. В ней содержатся постоянные структурные компоненты –
.
.
.
и не постоянные компоненты –.
.
7. Какую роль играет цитоплазма в жизни клетки?
.
.
.
8. Чем цитоплазма прокариот отличается от цитоплазмы эукариот?
.
.
9. Назовите функции всех компонентов ядра.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
10. Какой органоид клеток изображён на рисунке? Опишите его строение и функции.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
11.
Назовите место синтеза рибосом, их строение, функции и возможное местоположение в клетке.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
12. Какой органоид клеток изображён на рисунке? Какова роль его в клетке?
.
.
.
.
.
.
.
13. Лизосома – это округлый,
который имеется только в клетках и грибов.
Главная её функция – внутриклеточное
.
Такой процесс осуществляют пищеварительные
.
Лизосомы участвуют в.
отмирающих клеток и в удалении чужеродных,
проникающих в клетку.
Почему лизосомы должны быть изолированы от остальных клеточных структур?
.
.
Почему лизосом больше всего в фагоцитарных клетках?
.
.
.
В какой период жизни земноводных лизосомы могут быть особенно активны?
.
.
14. Какой органоид клеток изображён на рисунке? Опишите его строение и функции.
.
.
.
.
.
.
.
.
15. В каких организмах вакуоли являются постоянными структурными компонентами, а в каких не постоянными? Ответ обоснуйте.
|
.
.
.
.
.
.
.
.
.
16. Опишите строение и функции клеточного центра.
.
.
.
.
.
.
.
18. Какими буквами на рисунке обозначены органеллы клетки, содержащие ДНК?
.
17. Назовите функции всех компонентов хлоропласта.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
19.Заполните сравнительную таблицу, отметив определённые черты, строения прокариот и эукариот.
Структурные элементы | Эукариоты | Прокариоты | |
растения | животные | ||
Клеточная стенка | |||
Клеточная мембрана | |||
Ядро | |||
Хромосомы | |||
ЭПС | |||
Рибосомы | |||
Комплекс Гольджи | |||
Лизосомы | |||
Митохондрии | |||
Вакуоли | |||
Реснички и жгутики |
20. Какое из утверждений вам представляется более точным?
- Сначала возникли прокариоты, затем эукариоты.
- Про- и эукариотические клетки возникли одновременно
- Сначала возникли эукариоты, затем прокариоты.
Аргументируйте ответ.
.
.
.
.
.
.
.
21. Какое из утверждений вам представляется более точным?
- Вирусы произошли от прокариот.
- Вирусы произошли от эукариот.
- Вирусы – это предшественники про- и эукариот.
Аргументируйте ответ.
.
.
.
.
.
.
.
Лабораторная работа № 1
«Каталитическая активность ферментов в живых тканях».
Цель работы: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.
|
Перечень оборудования и реактивы: свежий 3%-ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и варёного картофеля) и животных (кусочки сырого и варёного мяса или рыбы), песок, ступка и пестик.
Ход работы:
1. Приготовьте пять пробирок, и поместите в первую пробирку немного песка, во вторую – кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек варёного картофеля, в четвёртую – кусочек сырого мяса, в пятую – кусочек варёного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода.
2. Измельчите в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельчённый картофель вместе с песком в пробирку и капните туда немного пероксида водорода. Сравните активность измельчённой и целой растительной ткани.
3. Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.
4. Ответьте на вопросы:
- в каких пробирках проявилась активность фермента
- как влияет измельчение ткани на активность фермента
- различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных
№/п | Исследуемый объект | Активность тканей |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. |
Лабораторная работа № 2
«Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках».
Цель работы: убедиться в проницаемости клеточной мембраны; в наличии существенных признаков клетки как живой системы – плазмолиза и деплазмолиза.
|
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стёкла, раствор хлорида натрия (5%-ный NaCL), дистиллированная вода, полоски фильтровальной бумаги, пипетки, препаровальные иглы, пинцеты, скальпели, листы чистой бумаги. Раздаточные подносы, тетрадь для записей.
Материал для работы: головка репчатого лука, веточки элодеи.
Ход работы
1. На предметное стекло нанесите каплю подкрашенной воды:
- с небольшого квадратика чешуи лука пинцетом осторожно снимите тонкий (прозрачный) слой эпидермиса и поместите в каплю подкрашенной воды на предметном стекле;
- срежьте с веточки элодеи тонкий листок и поместите его также в каплю воды на предметном стекле.
2. Приготовленные препараты накройте покровными стёклами и рассмотрите под микроскопом (сначала при малом, а затем при большом увеличении).
3. Зарисуйте 3-4 клетки эпидермиса лука или листа элодеи (лучше изобразить клетки вблизи средней жилки листа).
Наблюдение явления плазмолиза в клетке
1. С одной стороны покровного стекла приготовленного вами микропрепарата эпидермиса лука или листа элодеи нанесите 2-3 капли 5%-ного NaCL, а с другой – фильтровальной бумагой «оттяните» воду.
2. Рассмотрите данный препарат под микроскопом, обратите внимание на явление плазмолиза.
3. Зарисуйте участок эпидермиальной ткани из 3-4 клеток.
Наблюдение явления деплазмолиза в клетке
1. Замените в микропрепарате солевой раствор на дистиллированную воду (нанесите несколько капель дистиллированной воды с одной стороны покровного стекла, с другой стороны фильтровальной бумагой «оттяните» воду, смывая плазмолизирующий раствор).
2. Рассмотрите микропрепарат под большим увеличением микроскопа, особое внимание обратите на явление деплазмолиза в клетках.
3. Зарисуйте участок эпидермиальной ткани из 3-4 клеток.
Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Объект наблюдения | Что наблюдали под действием | Выводы по результатам наблюдений | ||
подкрашенной воды | хлорида натрия (5%-ного NaCL) | дистиллированной воды | ||
Микропрепарат клеток эпидермиса лука Микропрепарат клеток листа элодеи |
Ответьте на вопросы:
1. какие функции клеточной оболочки и её внутреннего слоя (плазматической мембраны) выявлены при наблюдении явлений плазмолиза и деплазмолиза?
2. Используя биологические знания и знания из области химии, объясните причины потери воды цитоплазмой в солевом растворе.
Выводы:
.
.
.
.
.
.
.
Лабораторная работа № 3
«Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам».
Цель работы: познакомиться с морфологическими особенностями, определяющими функцию, и в принципиальном единстве их строения.
Перечень оборудования и реактивы: микроскопы, готовые микропрепараты одноклеточных организмов, различных растительных, животных тканей и клетки бактерии.
Ход работы:
Рассмотрение под микроскопом готовых микропрепаратов одноклеточных организмов, растительных и животных тканей:
а) рассмотрите микропрепарат одноклеточного организма (амёбы, инфузории, эвглены);
б) определите черты сходства и различия данного одноклеточного организма с общим планом строения клетки;
в) рассмотрите микропрепараты различных тканей растений;
г) рассмотрите микропрепараты эпителиальной, костной и мышечной ткани;
д) рассмотрите микропрепарат бактерии;
е) определите черты сходства и различия данного одноклеточного организма с другими одноклеточными организмами (амёбы, инфузории, эвглены);
ж) опишите черты наблюдаемые микропрепараты.
Результаты всех наблюдений запишите в таблицу.
Рассматриваемый объект | Особенность | Черты | Вывод | |||
строение | функции | сходства | различия | о взаимо- связи строения и функции | о едином плане строения | |
Выводы:
.
.
.
.
.
.
.
.