Строение и функции клетки




 

1. Часть клетки, отделяющую её содержимое от других клеток или внешней среды, называют.

2. Какие структуры обозначены цифрами 1-7?

.

.

.

.

.

.

.

.

 

3. Через какую структуру осуществляется перенос полярных молекул?

.

 

4. Назовите основные пути транспорта веществ через мембрану:

.

.

 

5. Внутренняя среда клетки – это.

 

6. В ней содержатся постоянные структурные компоненты –

.

.

.

и не постоянные компоненты –.

.

 

7. Какую роль играет цитоплазма в жизни клетки?

.

.

.

 

8. Чем цитоплазма прокариот отличается от цитоплазмы эукариот?

.

.

 

9. Назовите функции всех компонентов ядра.

 

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

 

10. Какой органоид клеток изображён на рисунке? Опишите его строение и функции.

 

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

 

11.

 

Назовите место синтеза рибосом, их строение, функции и возможное местоположение в клетке.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

 

12. Какой органоид клеток изображён на рисунке? Какова роль его в клетке?

.

.

.

.

.

.

.

 

13. Лизосома – это округлый,

который имеется только в клетках и грибов.

Главная её функция – внутриклеточное

.

Такой процесс осуществляют пищеварительные

.

Лизосомы участвуют в.

отмирающих клеток и в удалении чужеродных,

проникающих в клетку.

Почему лизосомы должны быть изолированы от остальных клеточных структур?

.

.

 

Почему лизосом больше всего в фагоцитарных клетках?

.

.

.

 

В какой период жизни земноводных лизосомы могут быть особенно активны?

.

.

 

14. Какой органоид клеток изображён на рисунке? Опишите его строение и функции.

.

.

.

.

.

.

.

.

 

15. В каких организмах вакуоли являются постоянными структурными компонентами, а в каких не постоянными? Ответ обоснуйте.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

16. Опишите строение и функции клеточного центра.

.

.

.

.

.

.

.

 

18. Какими буквами на рисунке обозначены органеллы клетки, содержащие ДНК?

.

17. Назовите функции всех компонентов хлоропласта.

 

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

19.Заполните сравнительную таблицу, отметив определённые черты, строения прокариот и эукариот.

Структурные элементы Эукариоты Прокариоты
растения животные
Клеточная стенка      
     
Клеточная мембрана      
     
Ядро      
     
Хромосомы      
     
ЭПС      
     
Рибосомы      
     
Комплекс Гольджи      
     
Лизосомы      
     
Митохондрии      
     
Вакуоли      
Реснички и жгутики      

 

20. Какое из утверждений вам представляется более точным?

- Сначала возникли прокариоты, затем эукариоты.

- Про- и эукариотические клетки возникли одновременно

- Сначала возникли эукариоты, затем прокариоты.

Аргументируйте ответ.

.

.

.

.

.

.

.

 

21. Какое из утверждений вам представляется более точным?

- Вирусы произошли от прокариот.

- Вирусы произошли от эукариот.

- Вирусы – это предшественники про- и эукариот.

Аргументируйте ответ.

.

.

.

.

.

.

.

Лабораторная работа № 1

 

«Каталитическая активность ферментов в живых тканях».

 

Цель работы: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.

Перечень оборудования и реактивы: свежий 3%-ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и варёного картофеля) и животных (кусочки сырого и варёного мяса или рыбы), песок, ступка и пестик.

 

Ход работы:

1. Приготовьте пять пробирок, и поместите в первую пробирку немного песка, во вторую – кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек варёного картофеля, в четвёртую – кусочек сырого мяса, в пятую – кусочек варёного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода.

2. Измельчите в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельчённый картофель вместе с песком в пробирку и капните туда немного пероксида водорода. Сравните активность измельчённой и целой растительной ткани.

3. Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.

4. Ответьте на вопросы:

- в каких пробирках проявилась активность фермента

- как влияет измельчение ткани на активность фермента

- различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных

 

№/п Исследуемый объект Активность тканей
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    

 

Лабораторная работа № 2

 

«Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках».

 

Цель работы: убедиться в проницаемости клеточной мембраны; в наличии существенных признаков клетки как живой системы – плазмолиза и деплазмолиза.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стёкла, раствор хлорида натрия (5%-ный NaCL), дистиллированная вода, полоски фильтровальной бумаги, пипетки, препаровальные иглы, пинцеты, скальпели, листы чистой бумаги. Раздаточные подносы, тетрадь для записей.

 

Материал для работы: головка репчатого лука, веточки элодеи.

 

Ход работы

1. На предметное стекло нанесите каплю подкрашенной воды:

- с небольшого квадратика чешуи лука пинцетом осторожно снимите тонкий (прозрачный) слой эпидермиса и поместите в каплю подкрашенной воды на предметном стекле;

- срежьте с веточки элодеи тонкий листок и поместите его также в каплю воды на предметном стекле.

2. Приготовленные препараты накройте покровными стёклами и рассмотрите под микроскопом (сначала при малом, а затем при большом увеличении).

3. Зарисуйте 3-4 клетки эпидермиса лука или листа элодеи (лучше изобразить клетки вблизи средней жилки листа).

Наблюдение явления плазмолиза в клетке

1. С одной стороны покровного стекла приготовленного вами микропрепарата эпидермиса лука или листа элодеи нанесите 2-3 капли 5%-ного NaCL, а с другой – фильтровальной бумагой «оттяните» воду.

2. Рассмотрите данный препарат под микроскопом, обратите внимание на явление плазмолиза.

3. Зарисуйте участок эпидермиальной ткани из 3-4 клеток.

 

Наблюдение явления деплазмолиза в клетке

1. Замените в микропрепарате солевой раствор на дистиллированную воду (нанесите несколько капель дистиллированной воды с одной стороны покровного стекла, с другой стороны фильтровальной бумагой «оттяните» воду, смывая плазмолизирующий раствор).

2. Рассмотрите микропрепарат под большим увеличением микроскопа, особое внимание обратите на явление деплазмолиза в клетках.

3. Зарисуйте участок эпидермиальной ткани из 3-4 клеток.

 

Результаты наблюдений запишите в таблицу.

 

Объект наблюдения Что наблюдали под действием Выводы по результатам наблюдений
подкрашенной воды хлорида натрия (5%-ного NaCL) дистиллированной воды
Микропрепарат клеток эпидермиса лука   Микропрепарат клеток листа элодеи          

 

Ответьте на вопросы:

1. какие функции клеточной оболочки и её внутреннего слоя (плазматической мембраны) выявлены при наблюдении явлений плазмолиза и деплазмолиза?

2. Используя биологические знания и знания из области химии, объясните причины потери воды цитоплазмой в солевом растворе.

 

Выводы:

.

.

.

.

.

.

.

Лабораторная работа № 3

«Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам».

 

Цель работы: познакомиться с морфологическими особенностями, определяющими функцию, и в принципиальном единстве их строения.

Перечень оборудования и реактивы: микроскопы, готовые микропрепараты одноклеточных организмов, различных растительных, животных тканей и клетки бактерии.

 

Ход работы:

Рассмотрение под микроскопом готовых микропрепаратов одноклеточных организмов, растительных и животных тканей:

а) рассмотрите микропрепарат одноклеточного организма (амёбы, инфузории, эвглены);

б) определите черты сходства и различия данного одноклеточного организма с общим планом строения клетки;

в) рассмотрите микропрепараты различных тканей растений;

г) рассмотрите микропрепараты эпителиальной, костной и мышечной ткани;

д) рассмотрите микропрепарат бактерии;

е) определите черты сходства и различия данного одноклеточного организма с другими одноклеточными организмами (амёбы, инфузории, эвглены);

ж) опишите черты наблюдаемые микропрепараты.

 

Результаты всех наблюдений запишите в таблицу.

 

Рассматриваемый объект Особенность Черты Вывод
строение функции сходства различия о взаимо- связи строения и функции о едином плане строения
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

Выводы:

.

.

.

.

.

.

.

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: