Актуальность темы
Система основных понятий и принципов программирования подводит студентов к конкретному пониманию программируемых языков высокого уровня, даёт возможность усвоить элементы языка Паскаль, типы данных, операции и выражения.
Цели:
Образовательные: закрепить понятие оператора цикла со счётчиком решением задач.
Развивающие:
- развить навыки использования среды программирования Pascal ABC;
- развить логическое мышление и активность работы учащихся.
Воспитательные:
- формировать навык командной работы;
- формировать у учащихся объективную самооценку;
- пробудить интерес к обучению.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Уметь оперировать основными понятиями: алгоритм, свойства алгоритма, блок-схема, алгоритмический язык;
2. Знать различных способов записи алгоритмов;
3. Уметь составлять алгоритмы с помощью различных форм записи;
4. Умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче.
Метапредметные:
1. Уметь анализировать предлагаемые алгоритмы на предмет наличия определенных свойств;
2. Развивать познавательный интерес посредством четко построенного поэтапного процесса получения знаний.
3. Уметь применять навыки применения полученных знаний в повседневной жизни.
Личностные:
1. Развивать алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
2. Формировать и развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах.
Задание:
1. Прочитать текст «Цикл с предусловием», изучите примеры, запишите в конспект.
2. Составить блок-схему по готовому фрагменту программы.
3. Прочитать текст «Цикл с параметром (арифметический)», изучите примеры, запишите в конспект.
4. Определить значение переменной S.
5. Определить сколько раз будет выполняться тело цикла.
Теоретические сведения и Порядок выполнения:
Цикл с предусловием.
Цикл – это такая структура, которая позволяет многократно повторять одни и те же действия.
Существует три вида циклов:
ü Цикл с предусловием;
ü Цикл с параметром (арифметический цикл);
ü Цикл с постусловием.
Тело цикла |
Условие выхода из цикла |
_ |
+ |
ПОКА условие истина ПОВТОРЯТЬ
Тело цикла
КОНЕЦ ЦИКЛА
While <условие> Do
<тело цикла>;
Примеры:
a:=7; a:= -7;
While a>5 Do While a<5 Do
a:=a-1; a:=a+1;
· Условие выхода из цикла всегда имеет переменную <параметр>. Значение этой переменной необходимо явно изменять в теле цикла таким образом, чтобы условие выхода из цикла в какой-то момент времени приняло значение «ложь» (т.е., чтобы произошел выход из цикла).
Например:
s:=4;
While s>=0 Do
s:=s-1;
В данном примере параметром цикла является переменная s. Значение этой переменной в цикле уменьшается каждый раз на 1. В какой то момент времени значение переменной s станет меньше нуля и произойдет выход из цикла.
· Если в теле цикла значение параметра не изменяется или изменяется не правильно, то происходит зацикливание, т.е. цикл выполняется бесконечно.
Например:
s:=1;
While s>0 Do
Writeln(s);
В данном примере параметром является переменная s, но ее значение не изменяется в теле цикла, поэтому условие выхода из цикла всегда будет иметь значение «Истина» и цикл будет выполняться бесконечно.
· Если условие выхода сразу имеет значение «ложь», то тело цикла не выполнится ни разу.
Например:
a:=1;
While a<0 Do
Writeln(a);
· Если тело цикла содержит более одного оператора, то его заключают в операторные скобки.
Например:
a:=1;
While a>0 Do
Begin
Writeln(a);
a:=a-1;
End;
A:=A+0.1 |
конец |
начало |
S:=0 |
A:=0.2 |
S:=S+A |
A<=2.0 |
S |
- |
+ |
Program summa;
Var A, S: real;
Begin
S:=0;
A:=0;
While A<=2.0 do
Begin
S:=S+A;
A:=A+0.1;
End;
Writeln(‘Сумма=’, S);
End.
Задание №1 (самостоятельно). Составить блок-схему по готовому фрагменту программы.
Program cikl;
Var
K, Max: real;
N:byte;
Begin
Max:=0;
N:=0;
While N<=10 do
Begin
Write (‘Введите число’);
Readln (K);
IF Max<K THEN
Max:=K;
N:=N+1;
End;
End.
Цикл с параметром.
Параметр:= н.з., к.з., шаг |
тело цикла |
Параметр – это простая переменная целого типа.
Начальное и конечное значение – это переменные или выражения целого типа.
Шаг может быть равен +1 или -1.
Цикл повторяется до тех пор, пока значение параметра лежит в интервале между начальным значением и конечным значение включительно.
Формат оператора:
1. Если Шаг равен +1
FOR < параметр >:= <н.з.> TO < к.з .> DO
<тело цикла>;
Примеры:
For i:=1 to 5 do или For i:= -5 to -1 do
Writeln (i); Writeln (i);
2. Если Шаг равен -1
FOR < параметр >:= <н.з.> DOWNTO < к.з .> DO
<тело цикла>;
Примеры:
For i:=5 downto 1 do или For i:= -1 downto -5 do
Writeln (i); Writeln (i);
!!! При этом если н.з.< к.з, то оператор не выполнится ни разу
Нельзя явно изменять параметр цикла в теле арифметического цикла, но можно использовать его в выражениях в качестве операнда.
Если тело цикла содержит более одного оператора, то оно заключается в операторные скобки begin … end.
Например:
For i:=1 to 5 do
Begin
K:=K+2;
Writeln (K);
End;
Задание №2 (самостоятельно). Определить значение переменной S после выполнения следующих операторов:
1. S:=1; I:=1 For I:=2 to 2 do S:=S+1/I; S=________ | 2. S:=0; I:=1 For I:=2 to -5 do S:=S+1/I; S=________ | 3. S:=1; I:=1 For I:=2 downto 2 do S:=S+1/I; S=________ |
Задание №3 (самостоятельно). Определить сколько раз будет выполняться тело следующих операторов цикла.
1. K:=0; For i:=1 to K+3 do K:=K+1; ______________ | 2. K:=0; For i:=1 to 9 do K:=K+sqr(i); ______________ | 3. K:=0; For i:=9 to 1 do K:=K+1; ______________ | 4. K:=0; For i:=1 to 1 do K:=K+1; ______________ |
Контроль и коррекция знаний, умений, навыков.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое цикл? Когда в программе используется оператор цикла?
2. Какая команда использовалась при написании программы?
3. Назовите три вида циклов
4. Что такое Цикл с предусловием;
5. Что такое Цикл с параметром (арифметический цикл);
6. Что такое Цикл с постусловием.
Рекомендуемая литература
1. Зайдельман Я.Н., Ройтберг М.А. Информатика. Диагностические работы. — М.: МЦНМО, 2015.
2. Кашаев С.М. Паскаль для школьников. Подготовка к ЕГЭ / С.М. Кашаев, Л.В. Шерстнева. — СПб.: БХВ-Перербург, 2010.
3. Андреева Е.В. Программирование – это так просто, программирование - это так сложно. Современный учебник программирования. – М.: МЦНМО, 2013.
4. Потопахин В.В.Turbo Pascal. Освой на примерах. — СПб.: БХВ-Петербург, 2015.
Интернет-источники:
5. Андреева Т.А. Программирование на языке Паскаль. https://.intuit.ru/department/pl/plpascal/
6. Клуб программистов. Материалы для изучения языков программирования. https://www.programmersclub.ru/179/
7. Программирование. Паскаль https://www.pascal.helpov.net/