Текст к заданиям А30 – А32 и В1 – В4




Вариант 1

А1. Укажите, в каких словах количество букв и звуков совпадает:

1) боятся

2) дрожжи

3) поют

4) страстный

5) ярость

 

А2. Разделительный Ъ пишется в словах:

1) с…ёжился

2) в…явь

3) двух…ярусный

4) зав…южило

5) пред…угаданный

 

А3. Пишется Ь на месте всех пропусков в рядах:

1) мощ…, пил…щик

2) слышиш…, шест…десят

3) живуч…, отправиш…ся

4) пострич…ся, кирпич…

5) фальш…, сплош… и рядом

 

А4. Пишется Ыв словах:

1) ц…тировать

2) ц…нковый

3) раз…скать

4) добрые китайц…

5) под…тожить

 

А5. Пишется А в словах:

1) р…внение на знамя

2) оп…здать

3) р…сток

4) сан…торий

5) сорок…пятилетний

 

А6. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:

1) заст…лить, беспр…станный

2) м…диана, об…лиск

3) пр…земление, вер…ница

4) отб…рать, пр…винтить

5) подл…нник, сц…нарий

 

А7. Ошибка допущена в одном из слов в рядах:

1) анотация, драматизировать

2) освещённый лучом, трещотка

3) горячо, опастный

4) ухажор, под плющом

5) здешний, причёска

 

А8. Пишется И на месте всех пропусков в рядах:

1) здань…це, человеч…к

2) диков…нка, придирч…вый

3) с изменивш…мся лицом, фланел…вый

4) о девичь…м ожерель…

5) проносящ…еся мимо станци… поезда

 

 

А9. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:

1) завтрака…м, успе…шь

2) удар…шься, если он выздорове…т

3) погружа…мый, размешива…мый

4) окле…ли стены, всё вытерп…ла

5) заколоч…нные окна, засе…нное поле

 

 

А10. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:

1) призва…ый, белё…ые мелом хаты

2) люди тайги весьма сдержа…ы, легкоране…ый

3) опечата…ый, защищё…ость

4) песча…ый, говорить пута…о

5) фарширова…ый, трава скоше…а дедом

 

 

А11. Пишется НЕ и раздельно на месте всех пропусков в предложениях:

1) Степан (н…)мог (н…)заметить, что я абсолютно (н…)верю ему.

2) Охотники (н…)хотели сдаваться и решили во что бы то (н…)стало выследить волка.

3) За мухой гоняются (н…)с обухом, за комаром – (н…)с топором.

4) Далеко (н…)новым оказался дом; как (н…)старались придать ему надлежащий вид, ничего (н…)вышло.

5) Иван Иванович тут (н…)сном (н…)духом (н…)виноват.

 

 

А12. Через дефис пишутся слова:

1) (блёкло)розовый

2) (пол)ящика

3) (авто)пилот

4) (восточно)славянские языки

5) (крест)накрест

 

 

А13. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:

1) Он не спал всю ночь, а за(тем) весь день промучился от головной боли.

2) Когда (на)встречу гостям вышел старик, я тотчас узнал его.

3) Потом он повернул линейку компаса по(тому) направлению, где скрылся мальчик.

4) (В)последствии я узнал, что наводнение явилось причиной нашей задержки.

5) Времени у нас было (в)обрез.

 

А14. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:

1) Алюминиевые стены ангара _ как натянутый до предела канат: под напором шквалистого ветра они надрывно гудят.

2) Идеограмма _ есть письменный знак, обозначающее целое слово или корень.

3) Хорошо говорить _ значит просто хорошо думать вслух.

4) Обязанность зрителей, пришедших в театр, _ научиться отличать истинное творчество от ремесленных подделок.

5) Случайно в одной деревне удалось достать сухари, а всё остальное: чай, сахар, соль, крупу и консервы _ мы имели в достаточном количестве.

 

А15. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

1) В памяти всплывали то серое небо _ то тонкая жёлтая трава _ то бесформенные кучи камня.

2) По нашей просьбе художник нарисовал портрет матери для Сергея _ а пейзаж _ и натюрморт для Веры.

3) Картины Левитана воспевают _ как тишину провинциальных посадов _ так и величие разгулявшейся стихии.

4) Рассказ был короток _ и это было его основное достоинство.

5) Эта тьма над ивами _ и блеск звёзд _ и горечь воздуха _ и далёкий костёр в лугах - всё это полночь.

 

А16. Обособленные члены есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) Вдалеке возвышался над большим прудом недавно отреставрированный замок лёгкое белое строение и мы направились к нему.

2) С океана к сожалению по-прежнему дул прохладный влажный ветер нагоняя тучи и сбрасывая с сосен шишки.

3) Моя любимая полянка как рада видеть я тебя!

4) Я всю неделю трудился не покладая рук чтобы закончить ремонт к приезду сына.

5) Возле обсыхавшей во время отлива коралловой глыбы гонка прекратилась.

 

А17. Вводные слова (словосочетания) есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) Они шли хоть и не в ногу но всё-таки строем.

2) Мы смешно сказать более часа проплутали в знакомом лесу и вернулись с пустыми корзинками.

3) К своему полному разочарованию он не видел ни плакучих ив ни серого неба.

4) Он тоже угадывал нарастание событий чуя приближение гигантских может быть решающих боёв.

5) Казалось что их только что обнимала свежая лесная зелень.

 

А18. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1) По аллее, уходившей от террасы в сумрачную даль, медленно двигались тени и с каждой минутой росла вокруг нас тишина, навевая смутные фантазии.

2) У Мухина все щёки были в сметане и усы радостно топорщились в разные стороны, как у сытого кота.

3) В каждом классе есть свой тихий отличник, над которым потешаются, но к которому относятся как к достопримечательности и которого решительно защищают от нападок посторонних.

4) Кто из нас не жалел о том возрасте детства, когда улыбка не сходит с уст, и когда душа наслаждается постоянным миром и полнотой бытия?

5) И каждый раз рулевой прижимался к штурвалу, чтобы хотя в рубке было свободно, пропустить Суркова к двери.

 

 

А19. Двоеточие на месте пропуска ставится в предложениях:

1) Завязать дружбу легко _ сохранить её значительно труднее.

2) Иногда Наталья Петровна спрашивала себя _ неужто никто не может разделить её чувства?

3) У них была одна общая дата _ Оля родилась в тот год, когда Володя пошёл в первый класс.

4) Вскочил, отдёрнул занавеску и вижу _ видит на кусте мой старый знакомый – любопытный воробей.

5) Муравьи скрываются в муравейнике, пчёлы прячутся в ульях _ жди скорого ненастья.

 

 

А20. Чужая речь правильно оформлена в предложениях:

1) «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, - писал К.Д.Ушинский, - то счастье само вас отыщет».

2) «Вы не умеете плавать?» - Удивился незнакомец.

3) Наша душа, как писал поэт Н.Заболоцкий, «обязана трудиться».

4) «О чём ты задумался, Санёк?» - спросил Вадим. – «Я беспокоюсь о Динго». – «А почему ты не взял собаку с собой?» - «Я запер Динго в комнате, потому что его боится маленькая Ася».

5) Подруги посоветовали мне, что в какой санаторий поехать.

 

 

А21. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

1) Я _ как честный человек _ открыто признался в недовольстве вами.

2) Греческие атлеты и римские солдаты использовали чеснок _ как амулет, спасающий в смертном бою.

3) Пёс вздохнул глубоко и громко _ словно много повидавший человек _ и принялся медленно жевать хлеб.

4) Чем прозрачнее проза _ тем совершеннее её красота и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце.

5) Я искал его долго, но Андрей _ как сквозь землю провалился.

 

 

А22. Знаки препинания правильно расставлены в предложениях:

1) Все сведения мои о былинах оставались чисто книжными: я знал тексты, знал работы исследователей и собирателей народного эпоса, а вот сказителей не доводилось встречать.

2) Городок был такой сонный на вид, что казалось - кто-то позабыл его среди туманных полей, где городок и заснул навеки.

3) Смуров, слушая, одобрительно кивал головой и было видно, что такой человек, как он, несмотря на внешнюю скромность и тихость, в минуты страсти или гнева способен на самые безрассудные поступки.

4) Сквозь стеклянную дверь на балкон я увидел: Варя сидела с книгой в кресле, и, как ни странно, это был первый раз когда я увидел её одну.

5) Ещё он думал о том, что если бы его родители были живы, то жизнь была бы благосклонней к нему, и чувство невозвратной потери охватывало сердце.

 

А23. В каких примерах имя существительное употреблено в форме В.п.?

1) колебался мгновение

2) купить две книги

3) пошёл в школу

4) дал денег

5) съел эскимо

 

А24. Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении глаголу?

Наташа, прочитай нам вслух своё сочинение.

1) совершенного вида

2) переходный

3) в форме 1-го лица

4) в форме будущего времени

5) в форме женского рода

 

 

А25. Морфологические нормы нарушены в примерах:

1) из яркого пламя

2) блюдо для оладий

3) жгёшь мусор

4) самый наилучший друг

5) с четырьмястами страницами текста

 

 

А26. Одинаковое строение имеют слова:

1) по-человечески

2) затопление

3) избиратель

4) нанизывание

5) по-другому

 

 

А27. Укажите конструкции, которые не являются словосочетанием:

1) кто-то пришёл

2) благодаря учителю

3) выйдя из строя

4) подрезав растения

5) абсолютно неинтересный

 

А28. Укажите, в каких случаях правильно соотнесены стили и жанры речи:

1) публицистический – репортаж

2) официально-деловой – доверенность

3) разговорный – рецензия

4) художественный – доклад

5) научный – договор

 

А29. Правильными являются утверждения:

1) Умение вникнуть в замысел говорящего – одно из условий эффективности общения.

2) Лексика – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи.

3) По наличию второстепенных членов предложения делятся на осложнённые и неосложнённые.

4) Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением.

5) Страдательные причастия настоящего времени образуются от любых глаголов.

 

Текст к заданиям А30 – А32 и В1 – В4

(1)Самое известное изречение о книге, которое чаще всего цитируют, звучит так: «Книги имеют свою судьбу». (2)На самом деле оно длиннее. (3)Вот оно полностью, если перевести с латыни: «Книги обретают свою судьбу в головах читателей». (4)Иначе говоря, книги обретают свою судьбу в зависимости от того, как принимает их читатель.

(5)Иногда книгу ждут задолго до того, как она появится, и дарят ей внимание, едва она выйдет в свет. (6)Порой же могут годами не замечать прекрасное произведение и открыть его для себя, когда автора уже нет в живых. (7)Не всегда в запоздалости этой встречи виноват читатель. (8)Это часто случалось, если мысли и чувства, вложенные в книгу, опережали время.

(9)Да, «книги обретают свою судьбу в головах читателей». (10)Мудрое изречение! (11)Но ведь можно сказать и так: «Читатели обретают свою судьбу в книгах». (12)Как это понять? (13)Очень просто! (14)Книга, вовремя прочитанная, может направить на верный путь мысли читателя и даже определить всю его жизнь. (15)Прекрасно мгновение, когда сердце и ум читателя встречаются с той книгой, которая им нужна. (16)Это счастье и для книги, и для того, кто её создал, и для читателя. (17)Такого счастья можно пожелать каждой достойной книге и каждому настоящему читателю.

 

А30. Прочитайте текст и определите, какое из перечисленных ниже утверждений противоречит позиции автора текста:

1) Судьба книги зависит от того, как её воспримут читатели.

2) Книги, опережающие своё время, всегда сразу завоёвывают популярность.

3) Читатели порой обретают свою судьбу благодаря вовремя прочитанным книгам.

4) Счастье читателя – встреча с книгой, которая нужна его сердцу и уму.

 

А31. Определите стиль и тип речи текста:

1) художественный стиль, описание с элементами повествования

2) научный стиль, описание с элементами рассуждения

3) публицистический стиль, рассуждение

4) публицистический стиль, повествование

5) разговорный стиль, рассуждение

 

 

А32. Укажите синонимы к слову, выделенному в 14-м предложении:

1) преданный

2) истинный

3) долгий

4) правильный

5) существующий

Часть В

В1. Во 2-м абзаце текста найдите предложение, которое присоединяется к предыдущему при помощи союза и синонимов. Ответ запишите цифрой. ________________________________________________________________________

 

В2. Среди предложений 4-8 найдите сложное предложение, одна часть которого является безличной. Ответ запишите цифрой. __________________________________

 

В3. Каким членом предложения является слово, выделенное в 7-м предложении? Ответ запишите в И.п. ___________________________________________________________

 

В4. Каким способом образовано слово, выделенное в 5-м предложении? Ответ запишите в И.п. ___________________________________________________________

 

 

В заданиях В5-В8 нужно установить соответствие между двумя столбцами. Ответом должно быть сочетание букв и цифр. При этом некоторые данные второго столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. (А1 Б1 В2 Г4)

В5. Установите соответствие между выделенными словами и их характеристикой:

А. Неужели вы воспользуетесь моим положением? Б. А тренировки будут каждый день? В. Посколькувы не очень хорошо ответили, придётся задать дополнительные вопросы. Г. Будь смелее – и у тебя всё получится!   1. прилагательное 2. местоимение 3. наречие 4. союз 5. частица

 

В6. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:

А. Из его рассказов мы узнали, как развлекались в старину охотой и какой был в провинции театр. Б. Папа сделал строгое лицо и спросил, сумеем ли мы приготовить ужин, если он вернётся поздно. В. Научиться находить на ночном небе большие и малые созвездия – непростая задача, зато как приятно потом ловить на себе восхищённые взгляды своей спутницы. Г. В семейной жизни стриж – один из образцов верности, которую людская молва признаёт только за лебедем. 1. сложное бессоюзное 2. сложносочинённое 3. сложноподчинённое с однородным подчинением 4. сложноподчинённое с последовательным подчинением 5. сложноподчинённое с одной придаточной  

 

В7. Установите соответствие между иноязычными словами и их русскими синонимами:

А. аморальный Б. гуманный В. имитация Г. меланхолия 1. грусть 2. безнравственный 3. чистописание 4. человеколюбивый 5. подражание, подделка

 

В8. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой с точки зрения соблюдения синтаксических норм:

А. Это не только были годы ученичества, а также период, когда я сформировался как личность. Б. Всё, что в наследии Александра Блока является истинно великим и что делает его национальным поэтом, обращено к нам и к поколениям, идущим за нами. В. Встреча с ветеранами, сбор материалов для музея вызывают интерес учащихся о прошлом города. Г. Город Жабинка с давних времён славилась сахарными мануфактурами. 1. синтаксические нормы не нарушены 2. нарушены нормы построения предложений с однородными членами 3. нарушены нормы согласования сказуемого с подлежащим 4. нарушены нормы построения сложноподчинённых предложений 5. нарушены нормы управления

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: