Вариант 2
А1. Укажите, в каких словах количество букв и звуков совпадает:
1) обезьяна
2) жалуются
3) уместный
4) яблоко
5) вожжи
А2. Разделительный Ъ пишется в словах:
1) пред…ударный
2) об…есться
3) интер…ер
4) волеиз…явление
5) двух…язычный
А3. Пишется Ь на месте всех пропусков в рядах:
1) престиж…, не плач…те
2) помощ…, стрич…ся
3) сем…надцать, помощ…ник
4) глуш…, назнач…те
5) упряж…, невмоч…
А4. Пишется Ыв словах:
1) ц…ничный
2) пац…ент
3) от…имённый
4) раз…грать
5) ящериц…н
А5. Пишется А в словах:
1) насл…ждение
2) к…снись
3) пл…вник
4) г…строли
5) девяност…дневный
А6. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:
1) нав…вать сны, проб…рались
2) автор…тет, пр…творяться больным
3) мел…орация, подж…гать
4) изв…стить, друж…любие
5) пр…сыщение, эш…лон
А7. Ошибка допущена в одном из слов в рядах:
1) кристальный, классицизм
2) стажёр, собачёнка
3) решётчатый, бороздка
4) сражён, жужать
5) тростниковый, с калачом
А8. Пишется И на месте всех пропусков в рядах:
1) штуков…нка, разговорч…вый
2) сирен…вый, саквояж…к
3) с играющ…м футболистом, издань…це
4) в птичь…м пени…
5) на простирающ…мся пространств…
А9. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:
1) встрет…мся, разлома…шь
2) лиша…шься, хлеб зачерстве…т
3) взвешива…мый, невид…мый
4) предвид…ли будущее, завис…вший от других
5) постро…нный, вывал…нный в грязи
А10. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:
1) говорить растрога…о, варе…ое всмятку яйцо
2) мабообразова…ый, неезже…ая дорога
3) они аккуратны и воспита…ы, стопта…ый каблук
4) пута…ица, салфетки накрахмале…ы бабушкой
5) полотня…ый, тяжелоране…ый
А11. Пишется НЕ и раздельно на месте всех пропусков в предложениях:
1) (Н…)поглядев на пирог, (н…)говори, что сыт.
2) Кто (н…)приучен к порядку, тому отнюдь (н…)просто выполнить эту работу.
3) Пастухов (н…)знал (н…)где сейчас Суровцев, (н…)где командир роты, (н…)каковы потери батальона.
4) Он ел всё, что ему (н…)подавали, и совсем (н…)смущался.
5) Она желала достичь цели во что бы то (н…)стало и, (н…)жалея сил, продолжала упорно работать.
А12. Через дефис пишутся слова:
1) (пол)угла
2) (бутылочно)зелёный
3) (вагоно)строительный
4) (по)ровну разделить
5) (по)видимому следу
А13. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:
1) (Не)смотря на холодный воздух, дверь на улицу была открыта настежь.
2) Она то(же) подошла к Павлу.
3) Спасибо за(то), что понимаешь меня.
4) Игра закончилась (в)ничью.
5) Что(бы) ни читал Багрицкий, его нельзя было слушать без волнения.
А14. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:
1) Огромные распластанные крылья грифа _ как махровое чёрное полотенце.
2) Любить людей _ значит верить в их добрые намерения.
3) Широкопалый рак, занесённый в Красную книгу, _ один из четырёх видов речных раков, обитающих в Беларуси.
4) Разную древесину: ольху, осину, пихту, кедр _ испытали они, но нашли, что лучше всего для лучины подходит берёза.
5) Найти новые источники энергии, способные обеспечить развитие общества, _ общая цель человечества в двадцать первом веке.
А15. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
1) Во время грибных дождей в воздухе попахивает грибком _ и хорошо берёт хитрая и осторожная рыба – плотва.
2) Только незабудки _ да васильки _ да ромашки цвели кое-где на полянках.
3) Ветер то дунет _ то замрёт _ то снова всполошится.
4) В зале были приготовлены ноты _ и скрипки для музыкантов _ и удобные кресла для зрителей.
5) Шекспир, Лев Толстой, Гоголь титаническими усилиями создавали _ не только типы человека _ но и типы эпохи.
А16. Обособленные члены есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1) Эта колоссальная пирамида находится близ Пуэбло одного из красивейших городов современной Мексики.
2) Спустя неделю я всё-таки решил заняться бегом.
3) Ну что же господа присяжные вы сами видите что мы оказались правы.
4) От горизонта издалека пригнанные ветром стремительно уходили в поблёкшую высь светлые облака.
5) В тот раз вы ускользнули от меня стремительно и ничего не объяснив.
А17. Вводные слова (словосочетания) есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1) Вот тут-то пожалуй и начинается самое интересное в истории первой попытки создать Институт человека.
2) Самое большое наслаждение сделать то что по мнению других вы не можете делать.
3) Ему нездоровилось однако он всё-таки приехал чтобы встретиться с друзьями.
4) Ветер мёл по дороге лохмотья пыли и казалось что вдали дорога дымится.
5) Он знал эту черту академика как впрочем и все сотрудники института.
А18. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1) Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования.
2) Только весело цвикали мелькавшие меж ветвей синицы, да жадно и сухо крякали сойки, разнообразя тревожный и грустный шум леса.
3) Штиль наступает в такой тишине, что слышно, как в горах стучит топор, и как от каждого его удара в ущелье отдаётся лёгкое эхо.
4) Не порывай нить дружбы, ибо если придётся опять её связывать, то останется узел.
5) Хотя ветер стих и дождь перестал, хотя небо очистилось от туч и солнце сияло, было довольно прохладно и давление было низкое.
А19. Двоеточие на месте пропуска ставится в предложениях:
1) Утром я проснулся и зажмурился _ в иллюминатор свободно лилось солнце.
2) Всю неделю меня мучили сомнения _ была ли она с нами откровенна до конца или чего-то недоговаривала?
3) Только выше всё всплывает месяц золотой _ только стадо обегает пёс сторожевой.
4) Мозаика белых льдин на суровом просторе океана будит во мне воспоминание о любимой детской сказке _ в замке Снежной королевы Кай складывает из кусочков льда слово «вечность».
5) И стало ясно _ жизненный опыт, каким бы печальным он ни был, невольно приводит к новым открытиям.
А20. Чужая речь правильно оформлена в предложениях:
1) – Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство.
2) Джами считал, что: «Нет друга ближе совести твоей».
3) «Где твой хозяин?» – спросил Хантер служанку. «Он ещё спит». – «Так разбуди его и скажи, что мы желаем с ним говорить». – «Если хотите, я разбужу его, но тогда он будет очень злой», - заявила негритянка.
4) Прохожий спросил, что далеко ли до пристани.
5) Поэт, как считал Н.А.Некрасов, «гражданином быть обязан».
А21. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
1) И качаются волны Невы _ словно тоже хотят закружиться в золотом хороводе листвы.
2) Ни в чём так свободно не проявляется народный характер _ как в песне и пляске.
3) Память _ как сказочное сито, которое пропускает сквозь себя мусор, но задерживает крупинки золота.
4) Древние египтяне культивировали сельдерей _ как декоративное и лекарственное растение.
5) Бонни _ как самый старый слон в зоопарке _ строго следил за поведением молодых слонят.
А22. Знаки препинания правильно расставлены в предложениях:
1) Запоздалая семейка колокольчиков на лесной опушке у каждого в душе вызывает что-то своё: один обрадуется, будто нашёл жемчужное зерно, а другой грустно улыбнётся.
2) За одну ночь всё кругом изменилось: лес казался ближе, речка точно сузилась, а низкие облака ползли над самой землёй, чуть ли не цепляясь за верхушки елей.
3) Там, где небо смыкается с землёй вспыхивают и поднимаются вверх разноцветные занавесы северного сияния, и часами можно не переводя дыхание и не отрываясь любоваться этим явлением природы, которое всегда так поражает жителя средних широт.
4) Поверхность дрейфующей льдины напоминала мне далёкую южную степь, где подросли лесные полосы: там хоть и равнина, но обзора нет.
5) Малыш забирается ко мне на колени, и я укутываю его в свитер, поглаживаю и уговариваю, чтобы он не боялся: страшный сон никогда не сбудется, а завтра снова выглянет солнышко.
А23. В каких примерах имя существительное употреблено в форме В.п.?
1) идти на ярмарку
2) выйти из дома
3) купить молока
4) пить кофе
5) прочитать четыре книги
А24. Какие морфологические и синтаксические признаки соответствуют выделенному в предложении глаголу?
Он пришёл убедить нас в необходимости продолжить эксперимент.
1) несовершенного вида
2) второго спряжения
3) непереходный
4) в форме 3-го лица
5) обстоятельство
А25. Морфологические нормы нарушены в примерах:
1) наихрабрейший воин
2) занавески из тюли
3) колебается маятник
4) шестистами километрами
5) две пары туфель
А26. Строение каких слов соответствует схеме корень+суффикс+суффикс+окончание?
1) длинноватый
2) аптечка
3) известняковый
4) сохнувший
5) бегунья
А27. Укажите конструкции, которые не являются словосочетанием:
1) увлёкшись идеей
2) опадают листья
3) весьма привлекательный
4) в течение суток
5) тёмной ночью
А28. Укажите, в каких случаях правильно соотнесены стили и жанры речи:
1) публицистический – приказ
2) официально-деловой – договор
3) разговорный – статья
4) художественный – конспект
5) научный – диссертация
А29. Правильными являются утверждения:
1) Основными функциями языка являются коммуникативная, мыслительная и познавательная.
2) Орфоэпия – это раздел науки о языке, в котором изучаются нормы произношения.
3) Спряжение глаголов определяется только по неопределённой форме.
4) В образовании слова могут участвовать несколько производящих основ.
5) Односоставные предложения могут быть полными и неполными.
Текст к заданиям А30 – А32 и В1 – В4
(1)Коршуны – это большие хищные птицы семейства ястребиных, которые обитают в Старом Свете. (2)От прочих хищных птиц коршуны отличаются небольшим слабым крючкообразным клювом, короткими ногами и очень большими длинными крыльями. (3)Всего насчитывается 8 видов этих птиц, но, пожалуй, самый известный из видов – это красный коршун. (4)Эта птица обитает на огромной территории от Испании до Дальнего Востока.
(5)Красного коршуна легко отличить от его сородичей по сильно раздвоенному хвосту. (6)Орнитологи называют его вилкообразным: он действительно чем-то напоминает двузубые вилы. (7)Голова и горло у этого коршуна окрашены в белый цвет с чёрно-бурыми полосками, грудь ржаво-красная, точно такое же и брюшко. (8)Спина и плечи чёрно-бурые, маховые крылья чёрные, крючковатый клюв без дополнительного зубца на подклювье.
(9)Коршуна нельзя назвать величественной птицей, как, например, беркута. (10)Коршун достаточно неповоротлив, ленив и не отличается большой смелостью. (11)Однако летают коршуны удивительно неутомимо. (12)Они могут подняться на головокружительную высоту, где даже самый зоркий глаз не в силах их различить. (13)Коршуны достаточно умные птицы, во всяком случае они без труда отличают охотника от обычного человека и, как правило, избегают мест, где были однажды напуганы.
А30. Прочитайте текст и определите, какая из перечисленных ниже подтем не нашла отражения в тексте:
1) Окраска коршуна.
2) Характер полёта коршуна.
3) Внешние отличия коршуна от других хищных птиц.
4) Территория обитания коршуна.
5) Пища коршунов.
А31. Определите стиль и тип речи текста:
1) художественный стиль, описание с элементами рассуждения
2) публицистический стиль, рассуждение
3) публицистический стиль, повествование с элементами рассуждения
4) научный стиль, рассуждение
5) научный стиль, описание
А32. Укажите синонимы к слову, выделенному в 5-м предложении:
1) непроизвольно
2) несложно
3) непритворно
4) нетрудно
5) неприемлемо
Часть В
В1. В последнем абзаце найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Запишите номер предложения цифрой. _________________
В2. В последнем абзаце найдите простое безличное предложение. Запишите номер предложения цифрой. ___________________________________________________________
В3. Каким членом предложения является слово, выделенное в 8-м предложении? Ответ запишите в И.п. _________________________________________________________________
В4. Каким способом образовано слово, выделенное в 11-м предложении? Ответ запишите в И.п. _________________________________________________________________________
В заданиях В5-В8 нужно установить соответствие между двумя столбцами. Ответом должно быть сочетание букв и цифр. При этом некоторые данные второго столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. (А1 Б1 В2 Г4)
В5. Установите соответствие между выделенными словами и их характеристикой:
А. Какпрекрасен этот мир! Б.Когда дождь прошёл, я вышел во двор. В. Люди, о которых я рассказал в книге, мне благодарны. Г. Я сделаю это, только скажи зачем. | 1. прилагательное 2. местоимение 3. наречие 4. союз 4. частица |
В6. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:
А. В зависимости от того, кто исписал бумагу, она либо дешевле чистой, либо дороже. Б. Учёная книга спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости. В. Там пенилась река, пели птицы, стояли на перекрёстках молоденькие каменные мадонны и кто-то клал к их ногам охапки цветов. Г. Как и предупреждал старый рыбак, мы очень скоро почувствовали: волна подхватывает лодку и старается перевернуть. | 1. сложносочинённое 2. сложноподчинённое с одной придаточной 3. сложное бессоюзное 4. сложное предложение с разными видами связи 5. простое осложнённое предложение |
В7. Установите соответствие между иноязычными словами и их русскими синонимами:
А. гарантия Б. имидж В. вариант Г. инцидент | 1. ручательство 2. образ 3. перемена 4. происшествие 5. разновидность |
В8. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой с точки зрения соблюдения синтаксических норм:
А. Необходимо строго указать об имеющихся на предприятии нарушениях. Б. Ребята разъезжались по домам, не только увозя заслуженные награды и призы, но и яркие впечатления о встречах с писателями. В. Современная молодёжь в качестве кумиров выбирают обеспеченных и известных людей. Г. Посещая выставку, мне было интересно, как художники изображают мой родной город. | 1. синтаксические нормы не нарушены 2. нарушены нормы согласования сказуемого с подлежащим 3. нарушены нормы построения предложений с однородными членами 4. нарушены нормы построения предложений с деепричастным оборотом 5. нарушены нормы управления |