Тема урока: Собственность и доходы
Цель урока: изучить понятия «собственность» и «доходы».
Задачи урока:
· Охарактеризовать, способы приобретения права собственности, основные формы собственности, отношения собственности, виды дохода и заработной платы, бюджет прожиточного минимума и потребительская корзина;
· способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, делать умозаключения;
· формировать у учащихся ценности социально-гуманитарного знания.
Тип урока: новых знаний.
Форма организации познавательной деятельности: объяснение, образное повествование.
Метод изучения: рассказ, эвристическая беседа с элементами образного повествования.
Оборудование: эвристические задания, учебник, доска, иллюстрации, карта.
Ход урока:
I. Организационно-подготовительный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания:
1. Объясните, чем вызвано появление денег. 2. Назовите черты сходства и различия натуральных (полноценных) и символических денег. 3. Какие функции выполняют деньги при установлении цены товара; покупке товара за наличные деньги; оплате товара, проданного в кредит; уплате долга; выплате заработной платы; помещении в банк; оплате внешнеторговых сделок? 4. Что такое инфляция? Почему она возникает? 5. Охарактеризуйте основные виды ценных бумаг.
III. Изучение нового материала:
1. Понятие собственности
2. Основные формы собственности
3. Отношения собственности
4. Доход
5. Прожиточный минимум
6. Потребительская корзина
Вспомните:
Работа с практикумом: с. 115 Т. Веблен «Теория праздного класса». Жажда прибыли толкает предпринимателей на низкие поступки. Классический капитализм бесперспективен…нужно заменить чуткой формой. Согласны? В какой стране капитализм работает? «Показное потребление» - покупать товары, чтобы произвести впечатление на других (Люди подвержены психологическому давлению).
|
1. Понятие собственности (с. 83 - 84, работа с понятием, составление схем)
Беседа. В повседневной жизни о собственности говорят тогда, когда? нужно установить, чьей является та или иная вещь, кому она принадлежит. Такой смысл у утверждения «Это мой дом». Но если все люди имеют одинаковое отношение к какому-то предмету или явлению, то о собственности на них говорить не приходится. Странно было бы услышать, например: «Это моё лето» или «Это моё небо». Экономического смысла такие утверждения не имеют.
С. 84.Собственность - отношения между людьми по поводу присвоения определённых вещей.
С. 84 Право собственности - закрепляется законом и означает возможность реального обладания, пользования, а также распоряжения вещью.
Способы приобретения права собственности (составление схемы):
· Первоначальные способы связаны с производством, созданием вещи, а также с находкой, сбором общедоступных вещей (ягоды, грибы).
· Вторичные способы приобретения права собственности — это купля-продажа, получение наследства.
Пример:
Распределите способы приобретения права собственности:
1) первичные доходы; 5) создание вещи;
2) вторичные доходы; 6) получение наследства;
3) сбор ягод; 7) купля-продажа.
4) находка вещи;
Владельцы собственности (с. 84):
· Физические лица
· Юридические лица (организации)
· Государство и государственные органы
|
Право собственности в конституции Беларуси (с. 44):
Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.
Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством.
Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.
Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.
Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.
2. Основные формы собственности (с. 84 – 86, эвристическое чтение, составление схемы).
Частная собственность – собственность лица.
· С. 84 (предпоследний абзац) Мелкая трудовая собственность
· С. 84 (последний абзац) Использование наемного труда (З/П) – предпринимательский доход
· С. 85 Коллективная собственность – совместно -долевая
Ø Акционерная
Ø Кооперативная – добровольное объединение граждан для достижения общей цели в какой-либо области деятельности. Где представлена (с/х, сфера услуг)?