Текст к заданиям А30 – А32 и В1 – В4




Вариант 8 2006

А1. Укажите, в каких словах количество букв и звуков совпадает:

1) январь

2) праздник

3) польются

4) можжевеловый

5) паяльник

 

 

А2. Разделительный Ъ пишется в словах:

1) четырёх…этажный

2) неот…емлемый

3) д…ячок

4) р…яный

5) суб…ективный

 

 

А3. Пишется Ь на месте всех пропусков в рядах:

1) не плач…, силач…

2) намаж…те, сведущ…

3) справиш…ся, гореч…

4) ничтож…ный, ажиотаж…

5) дич…, сем…сот

 

 

А4. Пишется Ыв словах:

1) ц…рк

2) без…нициативный

3) на ц…почках

4) раз…скивая

5) операц…я

 

 

А5. Пишется А в словах:

1) оз…рить

2) бр…шюра

3) содр…гаться

4) р…вномерный

5) сорок…градусный

 

 

А6. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:

1) взб…рались, уст…лю

2) земл…ройка, пр…имущество

3) кап…тал, изв…нить

4) ген…альный, с…кундант

5) персп…ктива, пр…следовать

 

 

А7. Ошибка допущена в одном из слов в рядах:

1) совесливый, зачётка

2) биссектриса, печёночный

3) жокей, искушённый

4) кавалерист, группировка

5) громоздкий, зжёг письмо

 

 

А8. Пишется И на месте всех пропусков в рядах:

1) грибоч…к, неуряд…ца

2) переклад…нка, насмешл…вый

3) в развивающ…мся организме, из этой батаре…

4) обидч…вый, поздн…м вечером

5) о плешущ…мся в воде пеликан…

 

 

А9. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:

1) если вы потерп…те, разгранич…шь

2) разувер…шься, сомнева…тся

3) расстила…мый, выращива…мый

4) вывал…нные из ведра отходы, рассерж…нный

5) высмотр…л, обид…вший

 

 

А10. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:

1) вяза…ая спицами, давле…ый виноград

2) яблоки румя…ы и аппетитны, муче…ица

3) неразгада…ый, поле засея…о травами

4) путешестве…ик, стерилизова…ые огурцы

5) тума…ый, спорить бессмысле…о

 

 

А11. Пишется НИ и раздельно на месте всех пропусков в предложениях:

1) В этот праздничный день он (н…)мог (н…)позвонить своей учительнице.

2) У народа свой великолепный язык, и при этом – заметьте! – (н…)одного имени, (н…)одного автора!

3) Но мой новый попутчик в то время (н…)казался мне (н…)интересным, (н…)чем-нибудь привлекательным.

4) К кому бы я (н…)обратился, мне (н…)разу не ответили отказом.

5) Нет у меня (н…)того, чем запирают, (н…)того, что запирают.

 

 

А12. Через дефис пишутся слова:

1) (химико)фармацевтический

2) (мало)помалу

3) (бело)снежный

4) (весенне)летний

5) (водо)канал

 

 

А13. Слитно пишутся выделенные слова в предложениях:

1) Деревья, поваленные друг на друга, задирали (в)верх вывороченные вместе с землёй гнёзда корней.

2) Ямщики подвязали колокольчики, что(бы) звон не привлёк внимания сторожей.

3) Он поступил так(же), как его друг.

4) Я имею (в)виду ваш доклад на конференции.

5) (В)продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты.

 

 

А14. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:

1) Пеликаны _ как сказочные ладьи, медленно выплывающие из тумана.

2) Настоящее _ есть результат прошедшего и указание на будущее.

3) Чувствовать себя нужным _ значит быть счастливым.

4) Учёные установили, что Финляндия, отдалённая от нас на тысячи километров, _ родина валунов, обнаруженных на Украине.

5) Исследователи этой огромной таёжной области: геологи, географы, почвоведы, ботаники _ используют сведения, добытые экспедицией С.В.Обручева.

 

 

А15. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

1) Он был знаком с художниками _ артистами _ и журналистами _ и двери любого дома были всегда открыты для него.

2) Нам хорошо слышны _ как весёлые песни баяна _ так и грустная мелодия скрипки.

3) Он и розы посадил _ и плиткой выложил дорожку _ и воды принёс из ручья _ да только старушка ничего не заметила.

4) Он смочил полотенце горячей водой и _ разглядывая себя в зеркале _ протёр щёки _ и шею _ и грудь.

5) Бабушка вяжет свитер для внучки _ а шапочку _ и пуловер для внука.

 

 

А16. Обособленные члены есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) Господа вам наверное нелегко было привыкать к этой стране?

2) Даже я уроженец этих мест не знал что здесь простирается необъятная заболоченная низина.

3) Играя Азагаров машинально прислушивался к равномерному шарканью множества ног в такт его музыке.

4) Посаженные когда-то им самим деревья стали крепкие густые пышные.

5) Тогда я ещё не умел относиться спустя рукава к возложенным на меня обязанностям.

 

А17. Вводные слова (словосочетания) есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) После чая когда по моему расчёту охота на уток должна была закончиться я спустился к мельнице.

2) Обезьяны например легко подражают людям.

3) Порой кажется что критики даже опасаются затрагивать эту тему.

4) Всё происходящее казалось ей каким-то страшным сном.

5) Людмила Герасимовна вероятно к нам больше не придёт.

А18. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1) По дороге с шумом загрохотали телеги, и зацокали копыта.

2) Только плеск моря доносился снаружи да тяжёлое пыхтенье машины отдавалось вместе с мерными ударами поршней.

3) В одном из палисадников они увидели, что из-за кустов шиповника со жгучим любопытством за ними следит рыжая девчонка, и рядом, принюхиваясь, выглядывает пёс.

4) Общий порок всего невежества – говорить, будто то чего ты не знаешь, не существует вовсе.

5) Аллею, как и усадьбу, тоже можно было назвать бывшей, потому что хотя липы и обозначили две прямые линии, но аллея теперь ничего ни с чем не соединяла.

 

А19. Двоеточие на месте пропуска ставится в предложениях:

1) Подумай и ответь сам себе _ зачем ты пришёл в этот лес, полный загадок?

2) Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам _ люди большого ума всё замечают и ни на что не обижаются.

3) Я не мог заснуть _ передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами.

4) Сквозь шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки _ то топор осторожно стучал по сучьям, то поскрипывали колёса, то лошадь фыркала.

5) Все надеются только на грозу _ она разбудит помертвевшую природу и развеет общий сон.

 

А20. Чужая речь правильно оформлена в предложениях:

1) В бюро нам рассказали о том, что где лучше отдохнуть в этом сезоне.

2) – Может быть, кто-нибудь объяснит мне, - сердито спросил дед, - какая разница между директором, генеральным директором и заведующим?

3) «Как он там?» - спросил я. «Боюсь, не выдержит». – «Знаете, когда есть надежда…» - «А она есть?» - «Есть».

4) «И журавли, печально пролетая…» - старательно выводил чей-то юный голос.

5) П.Корнель говорил, что: «Пример действует сильней угрозы».

 

А21. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

1) Это был не кто иной _ как Остап Бендер.

2) Мне нравится эта сдержанная манера исполнения, которая воспринимается _ как следствие хорошего вкуса.

3) На дворе гнулась и металась акация _ как будто ветер трепал её за волосы.

4) Александр Твардовский _ как талантливый редактор и мудрый руководитель _ всегда отстаивал интересы своих сотрудников и защищал права авторов.

5) Серо-зелёная ящерица _ точно шитая морским бисером _ выбегает из-под камня и замирает у наших ног.

 

А22. Знаки препинания правильно расставлены в предложениях:

1) Седая привратница в пенсне и тёплой вязаной кофте рассказывает не очень древнюю историю старого дома, и пока мы вникаем в смысл фраз, мельчайшие капли дождя оседают на шерстинках её кофты, на бровях, на волосах.

2) Тут есть одна закономерность - как только у человека появляется столько знаний в какой-то области, чтобы на их основе приобретать новые, он начинает видеть удивительное там, где его не видят другие.

3) Грохот и треск нёсся с гор; задымились лесные опушки и нельзя было понять, как это ещё жив здесь хоть один человек.

4) Всё в мире покроется пылью забвенья, лишь двое не знают ни смерти, ни тленья: деянье героя да речь мудреца проходят в столетьях, не зная конца.

5) Леонтьев рубил на просеке кустарник, и, хотя никаких навыков работы с топором и пилой у него не было, дневную норму он всегда выполнял.

 

 

А23. Какие местоимения не имеют формы именительного падежа?

1) нашего

2) скольких

3) вас

4) собою

5) некому

 

 

А24. Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении глаголу?

Я попросил учителя ознакомиться с моим рефератом завтра.

1) совершенного вида

2) переходный

3) второго спряжения

4) в форме 1-го лица

5) сказуемое

 

 

А25. Морфологические нормы нарушены в примерах:

1) с шестьюстами рублями

2) более плодороднейшие земли

3) как хочете, так и делайте

4) две пары ботинков

5) из этого племя

 

А26. Одинаковое строение имеют слова:

1) выкачанный

2) почернелый

3) пододеяльник

4) по-моему

5) обновочка

 

А27. Укажите конструкции, которые не являются словосочетанием:

1) окно закрыли

2) листья шевелились

3) пусть подождёт

4) посмотрев направо

5) совсем одинокий

 

А28. Укажите, в каких случаях правильно соотнесены стили и жанры речи:

1) публицистический – закон

2) официально-деловой – объявление

3) разговорный – указ

4) художественный – повесть

5) научный – интервью

 

А29. Правильными являются утверждения:

1) Умение слушать – одно из условий эффективного общения.

2) Производящее слово может быть только непроизводным.

3) Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, их чередование, слог, ударение, интонация.

4) В предложении не может быть слов, которые не являются членами предложения.

5) Одушевлёнными считаются только имена существительные, которые называют живых существ.

 

Текст к заданиям А30 – А32 и В1 – В4

(1)Что такое наука? (2)Простой, казалось бы, вопрос, и ответ на него вроде бы известен каждому. (3)А вот точное и лаконичное определение этого понятия совсем не просто. (4)Всё дело, видимо, в том, что наука – слишком многогранное явление, чтобы можно было выразить её суть одним определением.

(5)Мир современной науки поистине безграничен. (6)Он охватывает и необозримость космоса с изучением планет, где когда-то была или когда-нибудь будет жизнь; и глубины микромира, добираясь до самого сердца атома и определяя правила строения элементарных частиц; и секреты жизни всех живых существ – от бактерий до человека; и законы работы высшего творения природы – человеческого разума. (7)Постигая все эти волнующие тайны, наука выполняет своё основное предназначение, потому что главная цель науки – познание.

(8)Но все потрясающие открытия, как и все величайшие свершения техники, были бы немыслимы без полёта воображения. (9)Без фантазии не было бы и самой науки, потому что творчество без фантазии немыслимо.

(10)Наука – это прежде всего сумма знаний об окружающем нас мире, наука – основа нашего восприятия мира, наука – это и элемент нашей духовной культуры.

 

А30. Прочитайте текст и определите, какое из перечисленных ниже утверждений противоречит позиции автора текста:

1) Наука – многогранное общественное явление.

2) Мир современной науки безграничен.

3) В науке нет места фантазии и воображению.

4) Главная цель науки – познание.

5) Наука – основа нашего восприятия мира, элемент духовной культуры.

 

А31. Определите стиль и тип речи текста:

1) научный стиль, повествование

2) публицистический стиль, повествование

3) публицистический стиль, рассуждение

4) разговорный стиль, повествование

5) художественный стиль, рассуждение

 

А32. Укажите синонимы к слову, выделенному в 3-м предложении:

1) краткое

2) подробное

3) приблизительное

4) немногословное

5) современное

Часть В

В1. Среди предложений 7-10 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи синонимов. Ответ запишите цифрой. ______________________________

 

В2. Среди предложений 6-10 найдите сложное предложение, одна часть которого является безличной. Ответ запишите цифрой. __________________________________

 

В3. Каким членом предложения является слово, выделенное в 5-м предложении? Ответ запишите в И.п. ___________________________________________________________

 

В4. Каким способом образовано слово, выделенное в 7-м предложении? Ответ запишите в И.п. ___________________________________________________________

 

 

В заданиях В5-В8 нужно установить соответствие между двумя столбцами. Ответом должно быть сочетание букв и цифр. При этом некоторые данные второго столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. (А1 Б1 В2 Г4)

В5. Установите соответствие между выделенными словами и их характеристикой:

А. Когда-нибудь вы вспомните об этом. Б. С другим человеком я бы не стал спорить. В. Мнение ваше весьмаспорно. Г. А только и прежде, и ныне милей мне моя сторона.   1. прилагательное в полной форме 2. прилагательное в краткой форме 3. прилагательное в форме сравнительной степени 4. местоимение 5. наречие

 

В6. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:

А. Многое из того, что сейчас называется музыкой, тяжёлый рок, рэп, - раньше, по мнению бабушки, и музыкой не назвали бы. Б. Как мне кажется, лучший способ избежать ссоры – сохранять олимпийское спокойствие. В. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны только стволы мачт. Г. Человека оценивают не по годам, а по тому, как прожиты они, сколько в них добра и тепла. 1. сложносочинённое 2. сложноподчинённое с однородным подчинением 3. сложноподчинённое с одной придаточной 4. простое осложнённое 5. сложное бессоюзное  

 

 

В7. Установите соответствие между иноязычными словами и их русскими синонимами:

А. интерпретация Б. гармония В. аллегория Г. гипотеза 1. предположение 2. иносказание 3. истолкование 4. согласованность 5. провал

 

 

В8. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой с точки зрения соблюдения синтаксических норм:

А. Вспоминая прошлое, мне становится грустно и тоскливо. Б. По распределению в наш посёлок приехали два молодые специалиста. В. За годы она не утратила своей восторженности и радостного удивления к жизни и людям. Г. Участвуя в соревнованиях, ребята хорошо справляются с поставленными перед ними задачами. 1. синтаксические нормы не нарушены 2. нарушены нормы согласования определений 3. нарушены нормы построения предложений с однородными членами 4. нарушены нормы построения предложений с деепричастным оборотом 5. нарушены нормы управления

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: