Глобализация, усиление информативности как принципы подачи материала в современных СМИ и их языковое выражение




Как заметил исследователь процессов глобализации А.В. Назарчук, насыщенность информации перешла определенную границу, после чего мир обрёл иное качество. С переходом к электронным носителям информации принципиально изменились традиционные границы информационно-коммуникативного процесса. Благодаря современным средствам массовой коммуникации мгновенно и легко преодолеваются как пространственные, так и временные характеристики предметного мира. Аудитория в современном мире – уже не просто пассивно наблюдающая публика, она становится интерактивной. В эпоху глобализации благодаря новым механизмам организации коммуникативного пространства и взаимодействия в нем, новым способам воздействия СМК на индивида и общество роль массмедиа значительно повышается, что требует нового осмысления современности, которая может быть постигнута только в связи с коммуникацией. С точки зрения исследователей Мрочко Л.В., Мрочко О.Г. и Яковчук Т.Г., глобализация в конце XX-начале XXIв. прямо связана с информатизацией- с разработкой и внедрением информационно-коммуникативных технологий, что обусловливает стремительное развитие информационного общества, а значит, и системы массовой коммуникации. Также авторы объединяют аббревиатуры СМИ и СМК в одну: СМИиК (средства массовой информации и коммуникации). Исследователи считают, что средства массовой информации и коммуникации играют значимую роль в жизнедеятельности студенческой моложежи и представляют собой интегрированную систему, которая обладает целостностью и выполняет ряд важнейших социальных функций (см.статью в библиографии).

В информационном обществе к функционированию системы массовой коммуникации предъявляются новые требования: интерактивность, т.е. установление прямой и обратной связи с аудиторией; коммуникация в пространстве и времени без ограничения; персонификация сообщений, т.е. индивидуализация и адресность; создание репутационного потенциала СМИиК, формирование доверия конкретной аудитории; технологичность, универсальность и наглядность информационного продукта; доступность и понятность информации и др.

Если для пражурналистики были специфичны устные и рукописные формы фиксации сообщения, то собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации (лат. communicatio - «сообщение», «средства сообщения»). Это пресса (средство распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (средство звуковой информации с помощью электромагнитных волн), телевидение (средство звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн), Интернет (средство передачи мультимедийного контента по различным каналам связи, в том числе телефонным, с использованием компьютерной техники), а теперь и беспроводная мобильная телефония.

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли четыре подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, Интернет-СМИ, другие коммуникационные системы, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, сетевых изданий разного типа, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая отдельная подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе использования своих специфических особенностей, проявляющихся прежде всего в способах фиксации и передачи информации.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информант на бумажном листе (на ткани, полимерном полотне и т.д., что непринципиально) с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Это обстоятельство (то, что информация в прессе фиксируется на бумажном листе и воспринимается читателем «без посредников») способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориентацию во всем объеме и разнообразии информации (на основе места произведения на странице, заголовков и подзаголовков, «лилов» и других выделенных частей произведений).

Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже, и т.д.).

Все это возможно потому, что печатные издания автономны благодаря способу фиксации. Их легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). Правда, можно использовать переносной и снабженный наушниками радиоприемник или телевизор (в том числе плеер), но в этом случае возникают дополнительные трудности и ограничения (надо носить с собой технику, возможны помехи и запреты, экранирование, трансляция неинтересующей передачи и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество степеней свободы при контакте с печатными изданиями, что делает их на обозримый период незаменимыми и важными носителями массовой информации.

Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и радио, а особенно кибержурналистика способны передавать информацию в высшей степени оперативно, а при нужде практически непрерывно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости аудиовизуальных средств коммуникаций), что сопряжено с трудностями печати и доставки, и поэтому с повсеместным распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Пресса проигрывает в оперативности информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране и миру. Хотя многие издания печатаются на местах (с полученных по фототелеграфу оригиналов) практически одновременно с печатанием их в основном месте издания, тем не менее в связи с разницей в часовых поясах между различными регионами страны и необходимостью времени на доставку значительная часть аудитории получает общенациональные газеты намного позже местных, а порой и на второй-третий день. Повышает оперативность доставки прессы создание сетевых версий оффлайновых изданий и собственно интернет-изданий (онлайновых газет и журналов).

Нельзя не учитывать также, что печать доступна только грамотному человеку, располагающему достаточно развитыми навыками чтения, позволяющими использовать все преимущества этого коммуникативного средства: высокий и в связи с развитием радио и телевидения все повышающийся уровень аналитичности и комментированности информации; организованность газетных и журнальных подборок и страниц по особым «правилам»; систему подбора шрифтов, размещения материалов по их значимости, различного рода выделения и т.д. Например, отсутствие навыка просматривать издание по заголовкам и расположению материалов, определяя таким образом объекты и характер чтения, 240 значительно осложняет контакты читателя с прессой и ограничивает возможности оптимального использования периодики для получения «необходимой и достаточной» информации.

И позитивные, и негативные свойства печати зависят от природы этого носителя массовой информации. В условиях соседства с радио, телевидением и кибержурналистикой они должны максимально учитываться журналистами, чтобы возможно полно использовать позитивные и минимизировать, купировать негативные. Основа, на которой строится деятельность журналиста прессы, предполагает опору на специфику: относительно редкий выход, что позволяет и требует углубленной аналитичности информации; фиксированность на бумажном носителе, что дает возможность разнообразить режим «снятия» информации; возможность длительного хранения и различных форм использования зафиксированной на бумаге информации.

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание (лат. radiare - «излучать», «испускать лучи»). Характерным для радио является вневизуальность (лат. viseo - «видение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Журналисту радио следует постоянно помнить, что печать дает неподвижное изображение, телевидение - подвижное, а на радио надо в максимальной степени реализовать возможность «чистого звука».

Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Первая связана с тем, что «чистый» звук воспринимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» своего внимания к звуку с тем, что его сопровождает. В этом смысле существует большая разница между прослушиванием концерта классической музыки по радио и «слушанием-смотрением» его по телевидению. Ведь в первом случае мы воспринимаем уже «сделанное» произведение, а во втором - становимся очевидцами того, «как делается» произведение дирижером, оркестровыми группами, отдельными оркестрантами, и, кроме того, наблюдаем живую реакцию зрительного зала и т.д. На радио звук как бы отфильтровывается от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем самым восприятие сосредоточивается на нем «самом по себе». Но «монополия» звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории «увидеть», как и кем создается «звуковая картина».

Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием видеоряда, - это активизация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Радиотеатр, радиомемуары, чтение художественных произведений и передача литературно-музыкальных композиций не принуждают слушателя через облик актера воспринимать Гамлета или короля Лира, а позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художественного произведения (хотя актер или ведущий некоторым образом «задает рамки» слушательской фантазии).

Радиовещание в определенном смысле «принудительно»: передачу можно слушать лишь в то время, когда она передается, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время (и тут не всегда поможет наличие магнитофона), делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более «просматривать», как это свойственно контактам с печатными текстами. Эти черты радио заставляют особенно внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с максимальным учетом типичных форм распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (типа «сначала новости вкратце») и внутреннего строения, учитывающего закономерности сосредоточения, переключения и отвлечения внимания, а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио.

Определенным образом при контактах с радио негативно сказывается то обстоятельство, что при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему происходит (часто невольное) совмещение слушания передач со многими другими занятиями, где преимущественно заняты руки и зрение.

В силу специфики радио, с одной стороны, расширяются возможности передачи массовой информации, так как заполняются недоступные для прессы и телевидения «ниши» ее восприятия. Таково «радиообеспечение» «дорабочего» утра, времени в пути, организация функционального радио (на предприятиях, например, в швейной или часовой промышленности, «участие» радио в жизни домохозяйки, молодой матери и т.д.). Все это особенно значимо при широком распространении легкодоступной и простой в обращении радиотехники, прежде всего переносной транзисторной. Но, с другой стороны, при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями информации. Поэтому требуется соответствующая организация вещания с учетом распределения внимания, что ведет к необходимости повторов, акцентирования существенного, увеличению в программах времени, отведенного для музыки и развлекательных клипов.

Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих (ведь отложенное слушание, как, например, отложенное чтение, невозможно). Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой «наложение» необходимых для одной и той же аудитории передач будет минимальным.

Телевидение (греч. tele - «далеко» и лат. viseo - «видение») вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния (правда, в связи с тем, что телевидение пользуется метровыми и дециметровыми волнами, распространяющимися по прямой линии, большие расстояния телевидение может преодолеть только с помощью наземных ретрансляционных линий или космической спутниковой связи). Этот сигнал одновременно несет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи выступает как кинематографический образ или же в форме фотокадра, схемы, графика и т.д. Иначе говоря, видеоряд на телевидении может быть подобным киноизображению и книжно-журнально-газетным формам представления видеоматериалов (как в черно-белом, так и в цветном варианте) с теми ограничениями, которые связаны с размерами, возможностями цветопередачи, разрешающей способностью телевизионного экрана. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией. Единство аудиовизуальных (звукозрительных) средств создает те же возможности и для записанных на пленку (кино- или видео) передач, занимающих значительное место в структуре программ.

Аудиовизуальный синтез на телевидении может приобретать разные формы - «аудио» и «видео» могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Значимую, порой определяющую роль для качества передач имеют монтаж (даже в случае с одним актером), умелое использование крупного плана, темпо-ритмической организации подачи материала. Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ - и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

Для журналиста телевидения важно учитывать особенности восприятия программ аудиторией. Хотя в совокупности аудитория телевидения составляет миллионы, у экрана обычно собирается небольшая, чаще всего семейная, группа людей (хотя все чаще просмотр идет в одиночку), причем обращаются к телепередачам, как правило, в домашних условиях. Это очень важное обстоятельство. Если газеты, журналы, книги изначально предназначены для чтения в одиночку, к тому же в самых разных условиях (в том числе в дороге и даже на работе), то телевидение требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей, и к одному человеку. При этом контакт должен происходить на высоком уровне доверительности. В то же время это не исключает трансляции из больших залов с показом больших групп зрителей, когда характер общения с аудиторией оказывается иным, близким по типу к «митингу миллионов».

Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни отдыха, что требует от журналистов умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем увлекательности, со способностью «вписать» передачи в часы отдыха и подготовки к следующему рабочему дню.

Такая же (как и у радио) «принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок, структуру и темпоритм, требует особенно тщательного подхода к составлению программ.

Печать, радио и телевидение до недавнего времени представляли собой своеобразный и прочно утвердившийся в обществе «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в характере и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее - это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Формы воплощения понятия и образа могут быть общими для двух из трех средств коммуникации (звук на радио и телевидении, неподвижное изображение на телевидении и в печати, вневизуальное - звуковое и словесное - повествование на радио и в печати и т.д.). Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).

К этим «триумвирам» в последнее десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации - всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом,), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, так называемые сетевые газеты и журналы, радио- и теле-«сетевещание», сайты («странички») отдельных журналистов, политических деятелей, различных ведомств и организаций и т.д., тематические форумы и конференции, разнонаполненные чаты и т.д. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, со все более раскрывающимися качественными «дополнениями» - возможностями высочайшего уровня оперативности изменения и дополнения содержания и передаче в режиме реального времени (когда сетевые газеты и журналы, например, претерпевают постоянные изменения в контенте) и интерактивности - возможности аудитории входить в непосредственный оперативный контакт с «издателями» (обычно их называют «модераторами») Интернет-СМИ, а также самостоятельно организовывать различного рода сетевые «форумы», «конференции», «чаты», «блоги» и т.п., пользоваться архивами сетевых СМИ. Огромный объем информации, к которому открывается доступ через Интернет, неограниченная возможность выбора усугубляют проблему демассовизации, при этом возникают «виртуальные сообщества», существующие как бы параллельно с реальными социальными группами, общественными объединениями.

Издания и программы широко используют свои коммуникативные возможности. При этом у аудитории в практике контактов с разными коммуникационными средствами складываются свои предпочтения и мотивации, учесть которые также полезно журналистам.

При обращении читателя к прессе на первом месте оказывается стремление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в закономерностях жизни, затем - желание почерпнуть какую-либо утилитарно-полезную информацию, с толком провести свободное время. Радио прежде всего удовлетворяет стремление получать оперативную информацию, которому сопутствует желание интересно провести свободное время, быть включенным в движение жизни, получить практические советы. Мотивы обращения к телевидению сходны с причинами обращения к радио, разница лишь в том (однако немаловажная), что на первое место здесь выдвигается желание провести у телевизора свободное время, а получение оперативной информации уходит на второй план.

Если учитывать эти мотивы и предпочтения, то можно сказать следующее. Для деятельности прессы должно быть характерным сводное представление событийной информации, сопровождающееся серьезным комментарием и обращением к фундаментальным закономерностям жизни; важна также практическая направленность информации, ориентация же на отдых может быть ослабленной и использоваться как фоновая. Журналисты радио обязаны прежде всего оперативно освещать события дня (и в первую очередь - последних часов). Причем активным фоном этой информации может быть музыка или другая информация «культурного досуга»; при этом непрерывность и разнообразие информационного потока создают полную возможность ощутить «пульс жизни мира», а справочные сведения о погоде, программах передач, ответы на вопросы, реклама и т.д. удовлетворяют желание получить утилитарную информацию. Не следует забывать о радиоспектаклях, литературно-музыкальных композициях и других формах трансляции «высокой» культуры. Тележурналисты лишь в том случае полно выполняют свои задачи, когда учитывают ориентацию зрителя на телевидение как фактор проведения свободного времени прежде всего. При этом наряду с развлекательными передачами важно обращаться к классике кино, театра, архитектуры, живописи и т.д. Но в то же время они обязаны готовить насыщенные передачи о событиях дня, что в любых СМИ является «скелетом» программ. Телевидение своими передачами помогает не терять связи с миром и удовлетворить желание получать практические советы по самым разным вопросам.

Для массовой аудитории значение информации, поступающей по глобальным компьютерным сетям типа Интернет, постоянно возрастает, хотя часть нашей аудитории еще не имеет возможности выходить в Сеть. Начинающим пользователям бывает трудно ориентироваться в безбрежном море информации даже с помощью поисковых систем. А овладевшие опытом работы в Сети получают возможность чуть ли не заместить в своей информационной среде все остальные каналы СМИ. Впрочем, надо иметь в виду, что наибольшая часть информации существует в Сети на иностранных языках (прежде всего английском), что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в компьютере программы-переводчика. Невозможность контроля за контентом приводит к «засорению» Интернета пустой, непроверенной, а часто и вредной информацией. Но вместе с тем уже есть и «фанаты», на которых Интернет действует как своего рода информационный наркотик.

 

Библиография

1. Мрочко Л.В., Мрочко О.Г., Яковчук Т.Г.Глобализация: интеграция средств массово информации и коммуникации и потребности студентов/ Педагогическая система координат: образование, воспитание, развитие человека// Экономические и социально-гуманитарные исследования. № 2 (18). 2018. С.147-153.

2. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. 7.1 Массово-коммуникационные средства журналистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hi-edu.ru/e-books/xbook714/01/part-008.htm (дата обращения: 24.06.19)

3. Сайко Е.Л. Массмедиа в эпоху глобализации: основные характеристики и тенденции. Вестник Томского государственного университета. № 4. 2011. С. 44-49.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: