Отечественные специалисты выделяют пять этапов в жизненном цикле команды проекта:
1. Формирование. На этом этапе члены команды знакомятся друг с другом. Определяется менеджер проекта, который занимается формированием благоприятных взаимоотношений и эффективного взаимодействия в команде, сплочением участников на основе главной цели проекта, начинается выработка общих правил работы команды. Кроме этого менеджер выстраивает эффективные отношения с окружением и внешними участниками проекта.
2. Этап срабатываемости участников. В процессе совместной работы над проектом проявляются различия в подходах и методах, используемых участниками, возникают трудности и конфликтные ситуации в работе команды. Менеджер проекта уделяет особое внимание формированию конструктивных позиций у участников проекта при решении возникающих проблем и оптимальному распределению ролей в команде.
3. Этап нормального функционирования. К этому этапу у участников уже формируется чувство команды, все они, как правило, понимают, что от них требуется для достижения общей цели, и выполняют определенную для них в рамках проекта часть работы. Этот этап является самым продолжительным и самым продуктивным для проекта.
4. Этап реорганизации. На данном этапе, как правило, производятся изменения в количественном и качественном составе команды. Это связано с различными причинами, в том числе и с такими, как изменения в объемах и видах работ, необходимость замены некоторых работников из-за их непригодности, потребность в привлечении новых специалистов или временных экспертов.
5. Этап расформирования команды. По завершении проекта команда расформировывается. Два типичных сценария развития событий на этом этапе таковы: либо команда продолжает работать в таком же составе над другими проектами либо полностью расформировывается.
|
В процессе работы над проектом «Стартап как диплом» возможно формирование следующих команд:
- междисциплинарная команда, то есть в одной команде будут присутствовать представители разных специальностей (например, менеджер, представитель ИТ-специальности и социолог);
- монодисциплинарная команда – команда, включающая представителей одной специальности;
- команда формируется от 2 до 4 человек.
Тест Белбина. Предлагается тест для определения вашей роли вкоманде.
Инструкция. В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по Вашему мнению, лучше всего характеризуют Ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению. Проверьте, чтобы сумма всех очков по каждому блоку была ровно 10 баллов.
Тестовое задание.
1. Что я могу предложить команде:
Я думаю, что в состоянии быстро воспринимать и использовать новые возможности | |
Я легко кооперируюсь с людьми разных типов | |
Один из моих главных активов – продуцировать новые идеи | |
Я способен вовлекать людей, которые, по моему мнению, могут внести большой вклад в достижение групповых целей | |
Мои личные способности – эффективно доводить дело до самого конца | |
Я не представляю себе даже временного снижения своей популярности, даже если это приведет к увеличению прибыли | |
Обычно я чувствую, что реалистично и что дееспособно | |
Я способен предложить весомые аргументы в пользу другой линии действий, не провоцируя при этом предубеждений и предвзятости |
|
2. Что характеризует меня как члена команды:
Я чувствую себя неуютно на собраниях, даже если они четко структурированы и продуманно организованы | |
Я склонен полагаться на людей, которые хорошо аргументируют свою точку зрения еще до того, как она была всесторонне обсуждена | |
Когда группа обсуждает новые идеи, я склонен слишком много говорить | |
Мои личные отношения мешают мне поддерживать коллег с энтузиазмом | |
Когда надо сделать какое-либо дело, некоторые люди считают, что я действую агрессивно и авторитарно | |
Я затрудняюсь брать на себя лидерскую роль, может, потому, что слишком чувствителен к чувствам и настроениям группы | |
У меня есть склонность настолько увлекаться собственными идеями, что я забываю о том, что происходит вокруг | |
Мои коллеги считают, что я слишком забочусь о незначительных деталях и боюсь риска, что дело может быть испорчено |
3. Когда я работаю с другими над проектом:
Я могу хорошо влиять на других людей, при этом не оказывая на них сильного давления | |
Мое шестое чувство подсказывает и предохраняет меня от ошибок и инцидентов, которые иногда случаются из-за небрежности | |
Во имя достижения главных целей я готов ускорять события, не тратя время на обсуждение | |
От меня всегда можно ожидать чего-то оригинального | |
Я всегда готов поддержать хорошее предложение, которое принесет выгоду всем | |
Я постоянно отслеживаю последние идеи и новейшие достижения | |
Я думаю, что мои способности к суждениям и оценкам могут внести большой вклад в принятие правильных решений | |
На меня всегда можно положиться на завершающем этапе работы |
|
4. Мое отношение и интерес к групповой работе:
Я искренне желаю узнать своих коллег получше | |
Я не боюсь ни оспаривать точку зрения другого человека, ни остаться в меньшинстве | |
Обычно я могу доказать несостоятельность неудачного предложения | |
Я думаю, что я способен хорошо выполнять любую функцию ради выполнения общего плана | |
Часто я избегаю очевидных решений и прихожу вместо этого к неожиданным решениям проблемы | |
Я стремлюсь все, что делаю, доводить до совершенства | |
Я готов использовать контакты вне группы | |
Хотя я всегда открыт для восприятия различных точек зрения, я не испытываю трудностей при принятии решения |
5. Я чувствую удовлетворение от работы, потому что:
Мне нравится анализировать ситуации и оценивать возможные направления деятельности | |
Мне интересно находить практические пути решения проблемы | |
Мне приятно чувствовать, что я помогаю созданию хороших отношений на работе | |
Часто я имею сильное влияние на принимаемые решения | |
Я имею открытые, дружеские отношения с людьми, которые могут предложить что-то новенькое | |
Я могу убеждать людей в необходимости определенной линии действий | |
Я чувствую себя хорошо дома, когда могу уделить максимум внимания заданию | |
Я люблю работать с чем-то, что стимулирует мое воображение |
6. Когда задание трудное и незнакомое:
Я откладываю дело на время и размышляю над проблемой | |
Я готов сотрудничать с людьми, которые более позитивно и с большим энтузиазмом относятся к проблеме | |
Я пытаюсь сделать задание проще, подыскивая людей в группе, которые могут взять на себя решение части проблемы | |
Мое врожденное ощущение времени позволяет мне выдерживать сроки выполнения задания | |
Я думаю, мне удастся сохранить ясность мысли и спокойствие | |
Даже под давлением внешних обстоятельств я не отступаю от цели | |
Я готов взять лидерские обязанности на себя, если чувствую, что группа не прогрессирует | |
Я бы начал дискуссию с целью стимулировать появление новых мыслей, способствующих решению проблемы |
7. Проблемы, возникающие при работе в группах:
Я склонен выражать свое нетерпение по отношению к людям, которые стоят на пути развития прогресса (мешают) | |
Другие могут критиковать меня за то, что я слишком аналитичен и не подключаю интуицию | |
Мое желание убедиться в том, что работа выполняется с высоким качеством, может иногда привести к задержке | |
Мне быстро все надоедает, и я полагаюсь на то, что кто-то из группы стимулирует мой интерес | |
Мне трудно приступить к решению задачи, не имея четкой цели | |
Иногда мне трудно объяснить и описать проблему в комплексе | |
Я знаю, что я требую от других того, что сам не могу выполнить | |
Я затрудняюсь выражать собственное мнение, когда нахожусь в очевидной оппозиции к большинству |
Ключ к тесту
Реализатор | Координатор | Творец | Генератор идей | Исследователь | Эксперт | Дипломат | Исполнитель | |
Итого |