ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЧУВСТВ
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы (разные чувства)
Задачи:
1. Способствовать формированию у ребёнка осознания и контроля его переживаний
2. Привить умения понимать поведение других людей и правильно реагировать в соответствии с ним
3. Развивать способность управлять эмоциями
4. Формировать навыки общения с окружающими
Целевая группа: воспитанники старшего дошкольного возраста
Форма проведения: подгрупповое занятие
Методы проведения: этюды, телесно-ориентированные упражнения, импровизации, сказкотерпия, арт-терапия, релаксация
Оборудование: карточки с изображениями детей в разных эмоциональных состояниях, звукопроизводящая аппаратура, аудиозапись спокойной музыки, листы бумаги с нарисованным силуэтом человека (по количеству детей), набор цветных карандашей (фломастеров), мерцающая ёлочка, ткань голубого цвета для имитации реки, картонные круги, имитирующие кочки в болоте, колючий резиновый коврик, заготовка «Волшебная страна чувств» (в виде силуэта человека), кресла-трансформеры для релаксации (по количеству детей), сюрпризы для детей.
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия
2. Разминка
3. Основное содержание занятия:
- развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики;
- развитие и коррекция познавательной сферы психики;
- обучение детей приёму саморасслабления.
1. Рефлексия занятия
2. Ритуал прощания
Ожидаемые результаты:
1. Ориентирование на понимание себя, своих чувств, поведения;
2. Сформированность интереса и установки на определение причин собственного и чужого поведения и его последствий;
3. Понимание значения саморегуляции;
|
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы (разные чувства)
Задачи:
1. Способствовать формированию у ребёнка осознания и контроля его переживаний
2. Привить умения понимать поведение других людей и правильно реагировать в соответствии с ним
3. Развивать способность управлять эмоциями
4. Формировать навыки общения с окружающими
Целевая группа: воспитанники старшего дошкольного возраста
Форма проведения: подгрупповое занятие
Методы проведения: этюды, телесно-ориентированные упражнения, импровизации, сказкотерпия, арт-терапия, релаксация
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия
2. Разминка
3. Основное содержание занятия:
- развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики;
- развитие и коррекция познавательной сферы психики;
- обучение детей приёму саморасслабления.
1. Рефлексия занятия
2. Ритуал прощания
Ожидаемые результаты:
1. Ориентирование на понимание себя, своих чувств, поведения;
2. Сформированность интереса и установки на определение причин собственного и чужого поведения и его последствий;
3. Понимание значения саморегуляции;
Ход занятия:
I. Ритуал приветствия.
Упражнение «Я рад тебя видеть».
Дети встают в круг и, передавая соседу мерцающую ёлочку, произносят слова приветствия: Я рад(а) тебя видеть».
II. Разминка
Упражнение «Наши эмоции (чувства)».
П с и х о л о г: Мы поговорим о различных чувствах, которые человек выражает словами, мимикой, пантомимикой. Посмотрите на картинки и скажите, какие чувства испытывают изображённые дети. Как вы это определили? В каких ситуациях вы испытываете подобные чуваства?
|
Игра «Раз, два, три, настроение, замри!»
Психолог показывает детям картинки с изображением чувств человека (грусть, обида, злость, радость и др.). Дети по команде «Раз, два, три, настроение, замри!» изображают на лице определённое настроение.
Игра «Глаза в глаза».
П с и х о л о г: Люди не всегда могут понять друг друга. Бывает, человеку плохо, а окружающие его люди это не замечают. Давайте поиграем в игру, которая научит нас угадывать настроение человека без слов. Вы разобьётесь на пары по желанию и возьмётесь за руки. Затем, глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуйте молча передать какую-нибудь эмоцию. Например: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!». Потом вы мне расскажите, какие эмоции вы передавали и как они воспринимались вашими товарищами.
III. Основное содержание занятия
Упражнение с элементами сказкотерапии «Путешествие в Волшебную страну чувств».
П с и х о л о г: А теперь мы с вами отправимся в путешествие в Волшебную страну чувств. Это удивительная страна. Там есть реки, горы, тёмные дремучие леса и залитые солнцем луга, есть топкие коварные болота. В эту страну ведут три дороги. Одна из них похожа на реку: тихая и спокойная, помогает быстро достичь страны, но не даёт большой силы. (Выкладывает ткань, имитирующую реку.) Вторая дорога пролегает через топкие болота. Она короче первой, но и более сложная и опасная, она даёт больше силы. (Выкладывает картонные круги, имитирующие кочки в болоте.) Третья дорога самая короткая, но и самая сложная. По ней в Волшебную страну отправляются самые смелые путешественники. Она даёт больше всего сил в Волшебной стране чувств. (Выкладывает колючий резиновый коврик.) Давайте и мы выберем, по какой дороге в страну чувств отправится каждый из нас.
|
Дети выбирают дорогу и проходят по ней.
П с и х о л о г: Вот мы и пришли в Волшебную страну чувств. Жители страны любят общаться с путешественниками, гостями своей страны. Они придумали рассказы о себе и просят вас определить, о ком в них говорится? Давайте подумаем, какое чувство может говорить о себе так, и покажем подходящие карточки.
Психолог зачитывает текст, дети определяют, какое чувство представлено.
РАДОСТЬ: Я так люблю смеяться, веселиться, танцевать, слушать музыку... Когда я появляюсь, всё вокруг расцветает, становится ярким, красочным, весенним. Воздух наполняется пением птиц, запахом цветов...
ГРУСТЬ: Ох, ах, ох, ах... Мой приход сопровождается дождиком, слякотью, лужами, ветром, который свищет по садам... Печальная кружусь, скучаю, слезу роняю, о тоске напоминаю...
СТРАХ: Порой я врываюсь как змея, как тигр. А порой могу подкрасться внезапно, незаметно, застать врасплох, могу стремительно влететь – как гроза... От моего появления всем становится не по себе. На лбу может выступить пот, по спине поползут мурашки, руки становятся липкими и скользкими, а ноги наливаются тяжестью... Отовсюду лезут разные звуки: [c], [ш], [х]. Слышны фразы «сейчас съем», «утащу к себе», «страшно».
П с и х о л о г: А как можно представить другие чувства, что они могут нам сказать и как мы можем их узнать?
Детям предлагаются разрезные карточки, которые нужно разобрать на четыре группы: удовольствие, обида, вина, злость.
Слова:
УДОВОЛЬСТВИЕ: как мне хорошо; это замечательно; ничего не видел лучше.
ОБИДА: во всём я виноват(а); никто меня не слушает; никто меня не понимает; все считают меня плохим; никто меня не пожалеет; всем всё равно; как что – так сразу я.
ВИНА: я больше так не буду; простите меня.
ЗЛОСТЬ: так тебе и надо; всех побью; будете знать, как со мной спорить; никто мне не нужен.
П с и х о л о г: Все чувства живут вместе в Волшебной стране. Дружат между собой, иногда ссорятся, но потом мирятся, ходят друг к другу в гости, делают подарки. Живут они в цветных домиках. Причём каждое чувство живёт в домике определённого цвета. Кто-то живёт в красном домике, кто-то – в синем, кто-то – в чёрном, кто-то в зелёном. Каждый день, как только встаёт солнце, жители Волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши домов и ломали ветки деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось. И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытия и увидели, что все домики разрушены. Конечно, все были расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои дома. Но вот беда – все краски унёс ветер. Давайте мы им поможем и раскрасим домики.
Каждому ребёнку предлагается заготовка «Волшебная страна чувств» (рисунок фигуры человека) и набор карандашей. Дети выполняют задание.
П с и х о л о г: Спасибо вам от лица всех жителей Волшебной страны за восстановленные страны. Но дело в том, что чувства во время урагана были так напуганы, что забыли, в домиках каких цветов они жили. Давайте возле каждого домика положим цветную карточку, и каждое чувство найдёт свой дом.
Каждый ребёнок называет чувство, выбирает цвет и соответствующую карточку, кладёт её около домика и комментирует свой выбор.
П с и х о л о г: Спасибо. Теперь у каждого чувства есть свой домик, а ведь как важно иметь свой домик. Но как же мы будем путешествовать по Волшебной стране без карты? Ведь каждая страна наноситя на карту. Посмотрите – вот эта карта Волшебной страны чувств. Но она пуста. После восстановления страны карта ещё не исправлена. Карту может восстановить только тот, кто восстановил сказочную страну. Возьмите карандаши. Они уже помогли вам восстановить страну, теперь помогут расскрасить карту.
Карта представлена в виде силуэта фигуры человека. Дети расскрашивают карту. После выполнения задания можно попросить прокомментировать, почему они так сделали.
П с и х о л о г: Чувства очень благодарны вам за свою страну. Теперь их жизнь станет прежней, и они снова будут веселиться и фантазировать.
П с и х о л о г: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по Волшебной стране чувств.
IV. Рефлексия
Дети отвечают на вопросы психолога.
- Хотелось бы тебе, чтобы у тебя вообще не было чувств? Почему?
- Были ли в твоей жизни моменты, когда чувства тебе мешали?
- Были ли в твоей жизни случаи, когда тебе мешали чувста других людей?
- Случалось ли так, что твои чувства не понимали другие люди? А что ты не понимал их чувства?
- Согласен ли ты, что некоторые чувства нужно подавлять, скрывать?
- Какие чувства ты бы не хотел испытывать?
Ответы детей (по желанию).