Мы с вами знаем, что развитие мелкой моторики рук и развитие речи тесно связаны. К упражнениям на развитие мелкой моторики рук относятся не только игры с пазлами, крупой, шнуровками, но и игры в которых речь сочетается с движениями рук.
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
ЗИМА
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков.)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)
СТАНЦИЯ «Игровая»
Все игры проводятся с опорой на наглядный материал, а так же при проведение игр можно использовать массажный мяч
*Игра «Какой, какая, какие»
Цель: учить детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.
- листья (желтые, шуршащие, легкие, резные, дубовые, скрученные,
- лес (волшебный, заколдованный, дремучий, шумный, добрый,
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный, бисерный и т. д.
- луна (яркая, растущая, холодная, полная, далекая и т. д.)
Родителям предлагается подобрать как можно больше слов к слову ЁЛКА, ЗИМА - передавая при это мяч
*Игра «Один – много»
|
Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа
Одна шапка - много шапок и так далее
* «Чей хвост, чья голова»
Цель: закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные; отрабатывать навык правильного употребления в речи падежных окончаний
Ход: Попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т.д.
* Игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать уменьшитель - ласкательные существительные.
Ход: показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко.») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»).
* Игра «Весёлый счет»
Цель:закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: Ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь».). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол - пять столов один слон — пять слонов
СТАНЦИЯ «Чистоговорок»
Ша - ша - ша - мама моет малыша
Арь - арь -арь - на стене висит фонарь
|
СА - са -са -укусила в нос оса
За - за за - у меня живет коза
Це - це- це - сидит кошка на крыльце
Каждому родителю предлагается проговорить чистоговорку.
СТАНЦИЯ «Сказочная»
А вы читаете детям сказки?
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого ребенка, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. Из сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
1.Внимание! Наш поезд прибывает на станцию.
А кто же нас встречает?
Будем выяснять.
Догадайтесь, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребё тся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!
|
Станция «Конечная»
Наше путешествие закончилось.
Сегодня мы с вами еще раз подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребенку.
При стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают высокого уровня. поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку. благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. таким образом, овладение родным языком необходимо для формирования личности ребенка.
Нам бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель передаёт мяч и задает вопросы.)
Обратная связь:
-Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Что нового Вы узнали?
-Чем полезна именно для вас данная встреча?
-Чему могут научить ребенка дидактические игры по развитию речи?
-Ваши пожелания на следующее собрание.
Я считаю, что цель собрания достигнута. Мы обратили Ваше внимание на то, что в детском саду и дома необходимо проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи, цель которых помочь детям обогатить словарный запас, развивать связную речь и речевое творчество.
Спасибо за внимание.
Интернет –ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/09/20/roditelskoe-sobranie-v-sredney-gruppe-puteshestvie-v-stranu-razvitie
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/roditiel_skoie_sobraniie_v_sriedniei_ghruppie_putieshiestviie_v_stranu_razvitiie
Памятка для родителей по развитию связной
речи у детей дошкольного возраста
1 Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем
большему он научится.
2 Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения
распространенными.
3 Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу
правильно.
4 Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он
мог бы рассказать.
5 Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не
оставляйте их без ответа.
6 Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит
рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало
интересует то, о чём он говорит.
7 Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими
игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8 Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты,
из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9 Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор
вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10 Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка
слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11 Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого
делать в присутствии посторонних.
12 Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13 Играйте с ребёнком в разные игры.