Родительское собрание в средней группе
МБДОУ ясли-сад №3 «Уголёк»
Учебный год
В форме деловой игры.
Воспитатели:
Шепелёва М.Ю.
Аржановская Т.Н.
Тема: «Путешествие в страну «Речевичок»
Цель.
1. Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
2. Включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.
Задачи: Формирование родительской компетентности в области речевого развития детей; закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий; овладение родителями игровыми приемами развития речи.
План проведения.
1 Вступительное слово (введение в проблему, создание игровой ситуации)
2. Деловая игра в форме «Путешествия на паровозике»
3 Подведение итогов.
Ход мероприятия.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.
Чтобы детство наших детей было счастливым главное место в их жизни должна занимать игра. И наша с вами задача удовлетворить потребность ребенка в игре, потому, что играя ребенок учиться и познаёт мир.
Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что не остаётся времени на своего ребенка. И все же мы уверенны, что необходимо находить время и возможность для того чтобы пообщаться со своим ребенком, поиграть с ним и чему - то научить. Сегодня я предлагаю провести нашу встречу не совсем обычно. Я предлагаю Вам отправиться в путешествие по стране «Речевичок»
|
Но для начала хотелось бы Вам рассказать о том, как развивается речь наших детей на протяжении четвертого года жизни. Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения речи сказываются на формировании детского характера, так как неисправленный во время речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе. Ребенок становиться замкнутым, раздражительным.
Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи. Как вы думаете какие это факторы?
* от эмоционального общение родителей с ребенком с младенческого возраста
* от общения ребенка со сверстниками
* от строения артикуляционного аппарата
* от речи взрослых - которая выступает, как образец для детей
* от развития мелкой моторики
* от регулярного чтения детям художественной литературы
* от игр ребенка со взрослыми и сверстниками.
Все эти факторы влияют на развитие речи ребенка.
Работая с детьми четырёх - пяти лет мы должны обратить внимание на формирование следующих сторон речи:
-формирование звуковой культуры речи
-обогащение словарного запаса
-формирование грамматического строя речи
- обучение рассказыванию, связной речи
- развитие выразительности речи.
Рассмотрим каждый из этих пунктов более подробно.
Формирование звуковой культуры речи.
Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).
|
Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи.
В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка – балка, мишка – малышка).
Формирование грамматического строя речи.
В возрасте от четырех до пяти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях.
К пяти годам ребенок в своей речи ребенок пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.
Обогащение словарного запаса.
Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье – одежда). Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, кода, во-первых, в их активном словаре достаточно слов – названий конкретных предметов, и, во-вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.
|
Обучение рассказыванию и связной речи
Дети умеют не только слушать и понимать пожелания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.
В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок должен уметь связано рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.
Развитие выразительности речи
Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
Итоги пятого года жизни
1. Качественный скачок в овладении связанной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами - обобщениями.
4. Грубых аграмматизмов в речи нет, но возможны ошибки при построении сложных предложений.
5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов.
7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
На каждом возрастном этапе свои задачи и методы обучения. Работа по развитию речи в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях, в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с содержанием и приёмами, способствующими развитию речи детей среднего возраста, а также познакомиться с дидактическими играми и пособиями, которые при желании вы можете изготовить дома самостоятельно.
Забудьте на время что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну «Речевичок». (звучит фонограмма с записью стука колес, после остановки на каждой станции).
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ - это артикуляционная гимнастика.
Сейчас я предлагаю вам послушать сказку о «Весёлом язычке» и выполнить несколько простых, но очень полезных упражнений.
Жил - был язычок в своем домике. И было у него в домике двое дверей: первые это губки (вытянуть губы вперед), вторые это зубки (показать зубы). Однажды нашему язычку надоело сидеть дома, и он решил пойти в зоопарк.
Открылись одни двери (улыбнулись), вторые двери (открыть рот). Вышел язычок на улицу (показать язык). Посмотрел вправо, влево, вниз, вверх (сделать движения языком вправо, влево, вверх, вниз) потянулся к солнышку (поднять руки вверх), улыбнулся (улыбнуться). Сел на лошадку и поехал в зоопарк (выполнить упражнение лошадка). Приехав в зоопарк язычок остановил лошадку (упражнение остановить лошадку) слез и пошел смотреть на животных. Сначала он увидел слона
Идет на встречу добрый слон,
длинный хобот тянет он...
Я водичку набираю(вдох)
И ребяток поливаю(Выдох)
Подражаю я слону
губы хоботком тяну. (Упр. хоботок)
Потом лягушку
- Тянем губки прямо к ушкам,
Но как будто мы лягушки. (улыбочка)
Затем наш язычок увидел индюка, (упражнение индюк) поздоровался с ним и пошел дальше. Вдруг из пруда показался кто - то огромный и рот широко открывает. Это был бегемот.
Широко разинув рот
кушать просит бегемот. (широко открыть рот)
Потом наш язычок подошел к клетке со змеёй:
Подражаем мы змее
с ней мы будем наравне:
высунем язык и спрячем
только так и не иначе.
Вдруг змея зашипела (Ш Ш Ш Ш), наш язычок испугался побежал к лошадке сел и поехал домой (упражнение лошадка). приехав домой он остановил лошадку слез с неё, зашёл домой. Закрылись одни дверцы, вторые дверцы и язычок лёг спать.