Проблема характера в «Человеческой комедии» О. Бальзака («Гобсек», «Отец Горио», «Евгения Гранде»).




История зарубежной литературы XIX века (Реализм)

Рус.яз.ОЗО 3 курс, 5 семестр

Преподаватель: Бурцева Е.А.

 

Лекций – 12 ч., практических занятий – 12 ч., КР, экзамен

Тематика лекционного курса:

1. Введение. Особенности реализма как художественного метода. Его влияние на развитие мирового искусство. Принципы реализма.

2. Французский реализм.

3. Творчество Ф. Стендаля. «Красное и черное».

4. Творчество Бальзака.

5. Творчество П. Мериме.

6. Творчество Флобера.

7. Шарль Бодлер.Артюр Рембо.

8. Английский реализм.

9. Творчество Диккенса.

10. Творчество Теккерея.

11. Творчество сестер Бронте.

12. Американский реализм. Г. Бичер-Стоу. У.Уитмен «Листья травы».

 

Художественные тексты для обязательного прочтения

(читательский дневник к экзамену):

1. Стендаль «Красное и черное», «Ванина Ванина», «О любви», «Прогулки по Риму».

2. Бальзак «Отец Горио», «Гобсек».

3. Мериме. Новеллы.

4. Флобер «Мадам Бовари».

5. Ш. Бодлер «Цветы зла».

6. А. Рембо «Пьяный корабль» и другие стихотворения.

7. Диккенс «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист».

8. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия».

9. Ш. Бронте «Джейн Эйр», «Шерли».

10. Э. Бронте «Грозовой перевал».

11. Э. Гаскел «Мэри Бартон», «Жизнь Шарлоты Бронте».

12. Г. Гейне «Книга песен».

13. Г. Бичер-Стоу «Хижина дядя Тома».

14. У.Уитмен «Листья травы».

 

Тематика практических занятий

Практическое занятие № 1

Проблема молодого человека и ее решение Ф. Стендалем.

 

1. Идея создания романа «Красное и черное».

2. Композиция произведения, связь с жанровыми особенностями «романа-карьеры».

3. Конфликт Жюльена Сореля со средой:

· выбор жизненного пути;

· панорама французского общества глазами Жюльена Сореля: провинциальный Верьер, духовная семинария Безансона, политико-аристократические круги Парижа;

· характер плебея Сореля: истоки его лицемерного поведения, взаимоотношения с женщинами, самооценка (внутренние монологи), авторская оценка поступков героя;

· борьба героя с самим собой; раздвоение, саморазрушение личности;

· трагизм финала: победа или поражение героя?

4. Особенности психологизма Стендаля; язык и стиль произведений Стендаля; функции детали в романе.

5. Возможные интерпретации названия романа «Красное и черное», связь названия с основным конфликтом.

 

Используя цитаты из текста романа Ф.Стендаля «Красное и чёрное» дайте письменную характеристику образов Ж.Сореля, мадам де Реналь, Матильды де ла Моль. Заполните таблицу, обратив внимание на то, как характеристика двух героинь помогает понять многое в образе Жюльена:

 

ГОСПОЖА де РЕНАЛЬ ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ МАТИЛЬДА де ЛА МОЛЬ
     
     

 

Литература:

1. Стендаль, Ф. Расин и Шекспир / Ф. Стендаль // Стендаль, Ф. Собр. соч. в 12 т. Т.7. - М., 1978.

2. Стендаль, Ф. Расин и Шекспир. Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская» // Зарубежная литература века XIX века. Реализм: хрестоматия историко-литературных материалов. - М., 1990.

3. Стендаль, Ф. Красное и черное / Ф. Стендаль // Стендаль, Ф. Собр. соч. в 12 т. Т.1-2. / Ф. Стендаль - М., 1978. и др. издания.

4. Андрие, Р. Стендаль, или Бал-маскарад / Р. Андрие. - М., 1985.

5. Бальзак, О. Этюд о Бейле / О. Бальзак // Зарубежная литература века XIX века. Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов. - М., 1990.

6. Виноградов, А. Три цвета времени / А. Виноградов. - М., 1957.

7. Гинзбург, Л. О психологической прозе / Л. Гинзбург. – Л., 1968.

8. Забабурова, Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа / Н.В. Забабурова. - Ростов, 1982.

9. Прево, Ж. Стендаль / Ж. Прево. - М.-Л., 1960.

10. Реизов, Б.Г. Стендаль. Годы учения / Б.Г. Реизов. - Л., 1968.

11. Реизов, Б.Г. Стендаль: Философия истории. Политика. Эстетика / Б.Г. Реизов. - Л., 1974.

12. Реизов, Б.Г. Стендаль. Художественное творчество / Б.Г. Реизов. - Л., 1978.

13. Фрид, Я. Стендаль / Я. Фрид. – М., 1958.

14. Эпштейн, М. О стилевых началах реализма / М.О. Эпштейн // Вопр. литературы. - 1977. - № 8.

 

Практическое занятие №2

Проблема характера в «Человеческой комедии» О. Бальзака («Гобсек», «Отец Горио», «Евгения Гранде»).

 

1. Тема денег, буржуазного стяжательства в повести «Гобсек». Типичная для многих романов цикла зловещая фигура ростовщика.

2. Мотивы золота, власти, накопительства в повести «Гобсек», их блестящее художественное описание (цитаты).

3. «Отец Горио» - ключевой роман «Человеческой комедии» Бальзака. История создания романа.

4. Особенности композиции романа: соединение нескольких самостоятельных сюжетных линий; «полифонизм» Бальзака - его типичный художественный прием.

5. Система образов романа:

· проблема формирования характера провинциала, нравственный выбор ЭженаРастиньяка - «молодого честолюбца», мотив искушения;

· «сильные мира сего» в романе;

· семья и семейные отношения в буржуазном мире;

· образ «короля каторги» - Вотрена, его жизненная философия;

· папаша Горио - человек-страсть;

· дом (пансион) г-жи Воке - символ «общества в миниатюре».

6. Роль символов и литературных параллелей: мотив короля Лира в трагической судьбе Горио.

7. Значение детали в прозе Бальзака; своеобразие описаний вещного, материального мира (живость и живописность языка).

8. Стиль и художественное новаторство Бальзака.

 

Литература

1. Бальзак, О. Предисловие к «Человеческой комедии» / О. Бальзак // Бальзак, О. Собр. соч. в 24 т. Т.1. / О. Бальзак. - М.: Правда, 1960. - С. 21-38.

2. Зарубежная литература 19 века. Реализм: хрестоматия историко-литературных материалов. - М., 1990.

3. Бальзак, О. Гобсек. Отец Горио. Евгения Гранде / О. Бальзак /любое издание/.

4. Бахмутский, В.Я. «Отец Горио» Бальзака / В.Я. Бахмутский. - М., 1970.

5. Гинзбург, Л. О психологической прозе / Л. Гинзбург. – Л., 1968.

6. Гриб, В. Мировоззрение Бальзака. Художественный метод Бальзака / В. Гриб // Гриб, В. Избранные работы / В. Гриб. - М., 1956.

7. Грифцов, Б.Л. Как работал Бальзак / Б.Л. Грифцов / - М., 1958.

8. Ионкинс, Г. Э. Оноре Бальзак. Биография писателя / Г. Э. Ионкинс. - М.: Просвещение, 1988.

9. Кучборская, Е.П. Творчество Бальзака / Е.П. Кучборская. - М., 1970.

10. Лилеева, И. Жизнь Бальзака / И. Лилеева // Бальзак, О. Собр. соч. в 24 т. Т.1. / О. Бальзак. - М.: Правда, 1960. - С. 3 - 21.

11. Моруа, А. Прометей или Жизнь Бальзака / А. Моруа. - М.: Радуга, 1983.

12. Обломиевский, Д.Д. Основные этапы творческого пути Бальзака / Д.Д. Обломиевский. - М., 1967.

13. Резник, Р. О.Бальзак и его произведения / Р.О. Резник // Бальзак, О. Избранное / О. Бальзак. - М.: Просвещение, 1985. - С. 330-344.

14. Реизов, Б. Г. Бальзак / Б. Г. Реизов. - Л., 1960.

15. Реизов, Б.Г. Творчество Бальзака / Б. Г. Реизов. - М., 1958.

16. Цвейг, С. Бальзак / С. Цвейг. - Л., 1960.

17. Чичерин, А.В. Произведения О. Бальзака «Гобсек», «Утраченные иллюзии» / А.В. Чичерин. - Л., 1982.

18. Эпштейн, М. О стилевых началах реализма / М.О. Эпштейн // Вопр. литературы. - 1977. - № 8.

 

Практическое занятие №3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: