Подвижные игры
Выполнил: Криволапов Кирилл 21-ЭМ
Подвижные игры с элементами баскетбола
Быстрые передачи. Цель: развитие быстроты, координации движений и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с передачами мяча в баскетболе, волейболе или гандболе. Организация. Класс делится попарно, назначаются 5 судей. На площадке с интервалом 5-7 м проводят две параллельные линии, за которыми друг против друга равномерно строятся 5 пар игроков. К каждой паре приставляется судья, вручающий ее участнику за левой линией баскетбольный (волейбольный, гандбольный) мяч. Оговаривается способ передачи мяча. Проведение. По сигналу педагога каждая пара в течение 30 сек. должна выполнять обусловленным способом максимальное количество взаимных передач мяча, регистрируемых судьей. (Наиболее распространенные варианты передач: в баскетболе — двумя руками от груди, от плеча, от головы, одной рукой, ударом об пол; в волейболе—сверху, в прыжке, через сетку; в гандболе — одной и двумя руками, от плеча, без замаха согнутой рукой, скрытая передача.) Затем на старт вызывают следующие 5 пар игроков, и так до конца. Выигрывает пара, выполнившая за определенный отрезок времени наибольшее количество взаимных передач.
Перехвати мяч. Цель: развитие ловкости, быстроты и оперативного мышления, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с передачами мяча в баскетболе или гандболе. Организация. Играющие получают баскетбольный (гандбольный) мяч и становятся в круг, разомкнувшись на вытянутые руки. Выбирается перехватчик мяча, который выходит в центр круга. Проведение. По сигналу учителя игроки начинают осуществлять между собой разнообразные баскетбольные (гандбольные) передачи мяча, а перехватчик, бегая в круге, старается перехватить мяч в полете, на полу или отнять его из рук владеющего игрока. Овладев мячом, перехватчик меняется местом и ролью с игроком, потерявшим мяч, и игру продолжают на тех же условиях. Оптимальная продолжительность игры на уроке 4-5 мин.
|
Передачи капитану. Цель: развитие быстроты, ловкости и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с передачей мяча в волейболе, баскетболе, гандболе или футболе. Организация. Класс делится на две команды, каждая из которых получает волейбольный (баскетбольный, гандбольный, футбольный) мяч и становится по кругу внутри его на своей половине площадки (круги равны между собой), поставив капитана с мячом в центр. Оговаривается способ передачи мяча. Проведение. По сигналу педагога капитаны обеих команд начинают волейбольные (баскетбольные, гандбольные, футбольные) передачи мяча оговоренным способом (туда и обратно) по очереди каждому из игроков своего круга. Если при выполнении упражнения из-за технической ошибки игрока мяч потерян, то этот же игрок его подбирает и передачи продолжаются. Когда все игроки в круге сыграют с капитаном, тот ловит мяч и поднимает над головой. Команда, быстрее выполнившая это задание, получает выигрышное очко. Игру повторяют 3 раза. Способ передачи при этом можно обновлять исходя из задач игроков. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
|
Стремительные передачи. Цель: развитие быстроты, ловкости и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по передачам мяча в волейболе, баскетболе или гандболе. Организация. Класс делится на несколько команд по 6-7 человек, которые выбирают капитанов и строятся в колонну по одному за общей линией, разомкнувшись на вытянутые руки. В 4-6 м напротив каждой колонны становится ее капитан с волейбольным (баскетбольным, гандбольным) мячом в руках. Оговаривается способ передачи мяча. Проведение. По сигналу учителя все капитаны начинают волейбольные (баскетбольные, гандбольные) передачи мяча оговоренным способом первому игроку своей колонны. Приняв мяч, первый игрок возвращает его капитану и приседает на корточки. После этого следует очередная передача мяча от капитана второму, третьему, четвертому игроку его колонны и т.д.; каждый из них, вернув мяч капитану, приседает на корточки. Если принимающий игрок упустит мяч, он должен быстро подобрать его, вернуться на свое место и только после этого продолжить игру. Сыграв со всеми участниками своей команды, капитан поднимает мяч над головой, а остальные игроки его команды тут же встают в полный рост. Побеждает команда, закончившая игровое задание первой.
Эстафета волейбольных передач. Цель: развитие быстроты, точности движений и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с прицельной передачей мяча в волейболе. Организация. Класс делится на две равные команды, каждой из которых отводят продольную половину волейбольной площадки. Каждая команда строится на своем игровом участке в две встречные колонны по разные стороны сетки, за линиями нападения. Капитаны команд, стоящие направляющими правых колонн, получают мяч. Проведение. По сигналу педагога капитаны осуществляют передачу мяча двумя руками сверху через сетку направляющему противоположной колонны своей команды и бегут с левой стороны в конец собственной колонны. Тот, кому мяч адресован, посылает его через сетку очередному игроку противоположной колонны и бежит в конец собственной. Игру продолжают до тех пор, пока капитан, начавший игру, снова не получит мяч в свои руки. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
|
Набрать десять передач. Цель: развитие быстроты, игрового взаимодействия и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по ведению, приему и передаче мяча в баскетболе, гандболе или футболе. Организация. Класс делится на четыре команды. Назначаются двое судей. На каждой половине площадки одновременно играют по две команды. Игра проводится по правилам баскетбола (гандбола, футбола). Проведение. Мяч вводят в игру в центре игрового участка спорным броском судьи. Команда, овладевшая мячом, ловко маневрируя и не уступая мяч соперникам, стремится выполнить между собой 10 передач подряд, за что присуждают выигрышное очко. Как только судья насчитает 10 передач, он останавливает игру и снова возобновляет ее спорным броском в центре. Если мяч отобран или перехвачен соперником до набора 10 передач подряд, то эти передачи аннулируются и начинается новый отсчет передач у команды, овладевшей мячом. Игра продолжается примерно 5 мин. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Овладей мячом соперника. Цель: развитие ловкости и находчивости, использование в качестве подводящего упражнения к игре в баскетбол или гандбол. Организация. Класс делится на четное число равных по силе команд, исходя из количества которых каждой паре состязающихся команд отводят определенную зону площадки. В центре своей зоны команды-соперницы строятся друг против друга колоннами по одному, с обхватом руками за пояс впереди стоящего игрока. Последний в колонне держит одной рукой мяч (баскетбольный или гандбольный). Исходное расстояние между колоннами 2-3 м. Проведение. По сигналу учителя направляющий игрок каждой команды (капитан) должен целенаправленно, с использованием финтов и обманных движений, провести свою колонну в тыл соперников и отнять мяч у их замыкающего игрока. Одновременно в его задачу входят и функции защиты — всячески препятствовать проникновению в тыл своей колонны капитана соперников. Другие игроки в колоннах не имеют права разъединять руки и препятствовать продвижению капитана соперников. Это может делать только их собственный капитан, которому они помогают, слаженно и неразрывно двигаясь за ним. Капитаны не имеют права хватать друг друга руками, но загораживать путь сопернику и оттеснять его туловищем не возбраняется. Игру продолжают до тех пор, пока один из капитанов не овладеет мячом соперников. Его команда в этом случае побеждает. При нескольких командах состязание проводят по олимпийской системе с выбыванием проигравших. При двух командах игру можно проводить на время (3-5 мин.). Побеждает команда, овладевшая мячом соперников большее количество раз.
Баскетбольный обстрел. Цель: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции и расчетливости, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с ловлей, передачей и бросками мяча в баскетболе или гандболе. Организация. На игровой площадке чертят круг диаметром 8-9 м. Класс делится на две команды, каждая из которых отправляет внутрь круга по 5 своих игроков, со свободным размещением в нем. Остальные игроки обеих команд равномерным чередованием через одного становятся за линией круга, переходить которую нельзя. По жребию одной из команд вручают баскетбольный (гандбольный) мяч. Проведение. По сигналу педагога команда, владеющая мячом, начинает баскетбольные (гандбольные) передачи между своими игроками как вне, так и внутри круга. Выбрав удобный момент, стоящие за кругом стараются попасть мячом в тапочки соперника, расположенного внутри круга. Осаленный таким образом игрок выбывает из игры, а мяч снова возвращают команде, которая сумела осуществить успешную атаку. Если атака окажется неудачной, право на мяч завоевывает команда, которая им овладеет. Игру проводят в течение нескольких минут. Выигрывает команда, осалившая больше соперников или выбившая их досрочно.
Волейбольный обстрел. Цель: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с приемом, передачей мяча и нападающим ударом в волейболе или ловлей мяча в баскетболе и гандболе. Организация. Играющие равномерно размещаются по кругу диаметром 5-7 м и получают волейбольный мяч. Проведение. По сигналу учителя игроки начинают осуществлять свободные волейбольные передачи (преимущественно верхние). Игрок, допустивший ошибку при приеме мяча или неточно пославший его, штрафуется приседанием в центре круга- Участники, разыгрывающие мяч по кругу, периодически неожиданным нападающим ударом посылают его в сидящих в центре игроков. Мяч, попавший (с отскоком) в одного из них, снова вводится в игру. Если же ударивший не попал ни в кого из сидящих, он сам занимает место среди обстреливаемых. Обстрел продолжают до тех пор, пока один из обстреливаемых не поймает мяч до его отскока. Тогда все сидящие «мишени» встают и становятся по кругу в качестве разыгрывающих игроков, а на место «мишени» приседает участник, от которого мяч был пойман. Целесообразная продолжительность игры на уроке примерно 5 мин.
Попади в напольную корзину. Цель: развитие точности движений и оперативного мышления, использование в качестве подводящего упражнения для игры в баскетбол или гандбол. Организация. Класс делится на две команды, с выбором своего защитника. Игру судят двое судей. На обеих половинах площадки мелом очерчивают круг диаметром 7 м. В центральной зоне каждого круга с интервалом 2,5 м на пол ставят две устойчивые корзины для бумаг, между которыми располагается защитник команды соперников; Остальные игроки каждой команды равномерно размещаются за отведенным кругом, входить в который нельзя, и получают небольшой резиновый мяч. Проведение. По сигналу педагога обе команды начинают произвольную распасовку мяча между своими игроками, выбирая удобный момент для броска в оставленную без присмотра защитника корзину. Защитник передвигается в круге, стараясь отбить мяч и воспрепятствовать его попаданию в охраняемые корзины. Забитый мяч снова возвращают нападающим. Оптимальная продолжительность игры на уроке примерно 5 мин. Побеждает команда, забросившая больше мячей в корзины.
Броски в кольцо с места. Цель: развитие ловкости, меткости и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с бросками в баскетбольное кольцо. Организация. Класс делится на две команды, каждая из которых занимает свою половину баскетбольной площадки и строится в колонну по одному за линией штрафного броска. Направляющие игроки колонн получают по баскетбольному мячу, а у каждого щита становится судья. Проведение. По сигналу учителя направляющие игроки обеих колонн выполняют с места прицельный бросок в кольцо, бегут к щиту для подбора своего мяча и осуществляют передачу следующему игроку своей колонны, а сами стороной возвращаются и становятся в ее конец. Затем то же задание поочередно выполняют все остальные игроки соревнующихся колонн. При наличии времени игру можно повторить 2-3 раза. Выигрывает команда, участники которой забросят в корзину большее количество мячей.
Броски в кольцо на бегу. Цель: развитие ловкости, меткости и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по приему и броскам мяча в движении в баскетболе. Организация. Класс делится на две команды, каждой отводят половину баскетбольной площадки. На середине площадки недалеко друг от друга команды строятся в колонну по одному, лицом к своему щиту. Под каждый щит становится водящий с баскетбольным мячом в руках. Проведение. По сигналу педагога первые игроки обеих колонн бегут к своему щиту, у линии штрафного броска получают от водящего передачу мяча и на бегу (в течение двух шагов) бросают мяч в кольцо, а сами уходят в сторону. Затем то же задание по очереди выполняют все остальные игроки. Выигрывает команда, участники которой забросят в корзину больше мячей. Варианты: же, но с остановкой в момент ловли мяча от водящего; то же, но с броском в корзину после 2 шагов.
Игры и эстафеты с элементами волейбола
"Мяч над головой" (отработка техники верхней передачи). Учащиеся разбиваются на команды с равным числом игроков. Время игры (обычно 1-1,5 мин.) объявляется заранее. Одновременно могут играть две, четыре и более команды. При нехватке волейбольных мячей команды вступают в игру по очереди. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведенной им части площадки. Одна команда отделяется от другой меловой линией или любыми имеющимися разметками. Каждый участник получает волейбольный мяч. От команды выделяется один человек, который контролирует игру команды-соперницы. По сигналу учителя все играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Ученик, уронивший мяч или поймавший его, выбывает из игры и садится на скамейку. Побеждает команда, у которой после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше человек. Игру повторяют 2-3 раза. Правила игры. 1. Не разрешается заступать на площадку команды-соперницы. 2. Не разрешается подбрасывать мяч. Ученик, нарушивший правила, выбывает из игры.
"Мяч перед собой" (отработка техники нижней передачи). Условия игры те же, что и в игре "Мяч над головой", только верхняя передача заменяется нижней.
"Передача центральному". Команды располагаются на площадке, образуя два, три или более кругов. В середину каждого круга встает ученик — центральный — с волейбольным мячом в руках. Каждая команда выделяет ученика, контролирующего игру соперника. По сигналу учителя центральный посылает мяч любой передачей каждому игроку. Тот делает ответную передачу центральному. И так, соблюдая строгую очередь, мяч по кругу обходит всех игроков. Выигрывает команда, выполнившая в оговоренное время большее количество передач. Игру повторяют 2-3 раза, при этом желательно менять центральных игроков. Можно также играть, пока все игроки не побывают в роли центральных. В этом случае побеждает команда, набравшая большую сумму передач.
Правила игры. 1. Мяч передают ученикам строго по очереди. В противном случае передача не засчитывается и центральный должен выполнить пропущенную передачу. 2. Если до окончания игры центральный успел передать мяч всем ученикам, он продолжает выполнять передачи по второму кругу. 3. Падение или ловля мяча не считаются ошибкой, и счет передач сохраняется. В усложненном варианте падение или ловля мяча ведут к "сгоранию" предыдущих передач, и счет начинается с нуля.
"Волейбольные салочки". Класс делится на две команды. Водящая команда надевает цветные ленточки через плечо (или лыжные номера). Все игроки произвольно расходятся по площадке. По сигналу учителя игроки водящей команды передают мяч друг другу любой волейбольной передачей, ловят его и броском мяча стараются осалить соперников. Осаленные игроки садятся на скамейку. Через оговоренное время команды меняются ролями. Выигрывает команда, осалившая большее число игроков.
Правила игры. 1. Игроки обеих команд имеют право свободно перемещаться по площадке. 2. Игрок водящей команды, получивший мяч, может передвигаться по площадке только после выполнения передачи или броска. 3. Упавший на пол мяч передают игрокам водящей команды. 4. По предварительной договоренности игрок противоположной команды, поймавший мяч, может: а) не считаться осаленным и продолжить игру, б) принести своей команде очко, дающее право следующему осаленному ученику остаться в игре или вернуть на площадку ранее осаленного.
Варианты. 1. Игру проводят по тем же правилам, но до того момента, когда будут осалены все ученики. Выигрывает команда, закончившая игру за более короткое время. 2. Водящая команда имеет два или более мячей.
"Завладей мячом". Класс делится на две команды, которые еще раз делятся пополам (условно будем говорить "полная команда" и "половина команды"). Одна полная команда и половина команды соперников произвольно располагаются на площадке. Игроки "половинки" надевают через плечо цветные ленточки или лыжные номера. По сигналу учителя игроки полной команды начинают передавать мяч друг другу любой волейбольной передачей. Игроки "половинки" стараются перехватить мяч, а завладев им, передают его полной команде и получают очко. Через определенное время очки, набранные игроками половины команды, подсчитываются и в игру вступает другая половина этой команды. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая обеими "половинками" большую сумму очков.
Правила игры. 1. Игрок полной команды, выполнивший вместо волейбольной передачи бросок, вновь получает мяч для выполнения передачи. 2. Игроки полной команды могут ловить мяч перед очередной передачей. 3. Запрещается вырывать или выбивать мяч у игроков полной команды. 4. Упавшим на пол мячом могут завладеть игроки любой команды. При касании мяча игроком "половинной" команды она получает очко. 5. Игроки обеих команд могут произвольно передвигаться по площадке. 6. Игрок полной команды, владеющий мячом, может передвигаться по площадке только после выполнения передачи.
"Прими подачу". Класс делится на две команды. Первая произвольно располагается на одной стороне волейбольной площадки. Члены второй встают вдоль лицевой линии на другой стороне площадки, а ее направляющий получает волейбольный мяч. По сигналу учителя игрок второй команды выполняет подачу мяча через сетку. Любой игрок первой команды должен принять подачу и выполнить передачу одному из своих товарищей, который должен поймать мяч. Когда все игроки второй команды выполнят подачу, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков,
Правила игры. 1. Подачу выполняют только по сигналу учителя. В противном случае она не засчитывается и первая команда получает очко. 2. При неудачной подаче первая команда тоже получает очко. 3. За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча первой команде присуждают очко. 4. При падении мяча на пол после неудачной попытки его поймать очко первой команде не засчитывается. 5. Первая команда перекатывает под сеткой мяч, когда он находится на ее площадке, второй команде. 6. Игроки второй команды выполняют по одной подаче строго по очереди. 7. Подачу можно выполнить любыми оговоренными в волейбольных правилах способами.
Варианты. 1. Ловить мяч игрокам первой команды разрешают только после второй передачи. 2. Подачу одновременно выполняют два игрока второй команды.