Различные источники информации и работа с ними
Реферат
По дисциплине «Литература: проектная деятельность»
Тема: «Электронные источники информации и работа с ними»
Выполнил ученик
9«В» класса
Сергеев Артём
Руководитель проекта:
Заплывко Елена Леонидовна
Всеволожск
2017 год.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Оглавление
Различные источники информации и работа с ними. 1
ОГЛАВЛЕНИЕ: 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ.. 3
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТИП ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 4
ОСНОВНЫЕ ВИДЫИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 7
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.. 9
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 13
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас, в 21 веке, мы можем рассматривать Интернет как незаменимый источник информации. Интернет – виртуальное информационное пространство, уникальное и универсальное по своим свойствам и функциям. Это, прежде всего, средство открытого хранения и распространения информации: научной, деловой, познавательной и развлекательной.
Глобальная сеть (inter (лат. «между») + net (англ. «сеть») = Internet – объединение сетей) связывает практически все крупные научные и правительственные организации мира, университеты и бизнес-центры, информационные агентства и издательства.
Большая часть информации, что мы можем найти в Интернете, это информация из открытых источников. Открытыми источниками называются источники информации, доступ к которым происходит легально, на законных основаниях.
В рамках своего реферата я хочу рассмотреть само понятие «открытые источники информации», виды открытых источников информации, представленные в сети Интернет, оценить особенности сбора информации в рамках данных видов, а также рассмотреть несколько сайтов в качестве примеров открытых источников информации в Интернете.
|
ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Источник научной информации – это условное обозначение научного документа или издания, которые служат не только важнейшими источниками, но и средством передачи научной информации в пространстве и времени. По форме представления источники научной информации можно разделить на документальные (книга, журнал, рукопись и т.д.) и электронные (электронные версии документальных источников, электронные базы, теле,- и аудиопередачи, глобальные информационные сети и др.).
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТИП ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Понятие «документа» употребляется сегодня в двух смыслах. Причём один из них более объёмен: документ - это «материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве», а другой - более узок: «документ - это юридически закреплённая бумага, утверждающая за её владельцем право на что-либо, подтверждающая какой-либо факт».
Говоря о значении документа как информационного источника в журналистике, часто останавливают своё внимание лишь на узком смысле.
Общение журналиста с документальными источниками информации начинается с их поиска. Сейчас, во время «информационного взрыва» этот вопрос особо актуален. Работа с документами требует высокого уровня документоведческой, библиографической грамотности, широкого представление о типах и видах документов, бытующих в обществе. В журналистике принята следующая классификация документов. По типу деятельности, породившей документ:
|
Государственно-административные;
Производственно-административные;
Общественно-политические;
Научные;
Нормативно-технические;
Справочно-информационные;
Художественные.
Вторая классификация, менее обширная, нежели первая основана на группировке по сферам их обращения. Суда входят документы:
Производственные;
Общественных организаций;
Бытовые.
«Под производственными документами имеется в виду совокупность текстов (в том числе личных: заявления, докладные и объяснительные записки, просьбы), которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах» Такие документы всегда подлежат регистрации. Однако не существует ни нормативного акта, ни ведомственных инструкций, которые бы четко определяли порядок доступа журналиста к ним. Поэтому представители прессы нередко с отказами официальных лиц. Приходиться искать обход
ные пути, убеждать людей, имеющих отношение к этим документам, помочь журналисту.
Равнозначная ситуация и с документами общественных организаций - текстами, обеспечивающими информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода. Во многих случаях представители пресс-службы, после запроса журналистом подобных сведений, просят обойтись данными, предоставленными ими. «Это приводит к коллизиям, разрешая которые журналист, стремясь выполнить свой профессиональный долг, оказывается на грани риска: пытается добыть документы не вполне законным путём.»
|
В работе с бытовыми документами - той совокупностью официальных и личных материалов, которая обеспечивает информационное обслуживание людей в быту, розыск - самое трудное. Большинство из них не подлежит учёту, к тому же они, как правило, представляют собой личную собственность человека (т. е. предъявить или нет документ, определяет только воля его владельца). «Обращение к документам такого рода, будь это письма, дневники, обязательства или расписки, требует от журналиста ясного понимания того, что право на получение и использование сведений из них ему даёт только добровольное согласие их обладателей.»
Социология разработала следующее деление документов, применяющееся в журналистике:
По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки, магнитные ленты).
По типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении денег и протокол собрания коллектива).
По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка).
По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные - отчёт, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).
По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчёты по установленному образцу и «целевые», т. е. созданные по заказу журналиста - допустим, справка о деятельности учреждений).
«В зависимости от характера документа и цели журналиста происходит выбор методов анализа. Это могут быть общие методы (понимание, осмысление, сопоставление) или специальные (источниковедческие, психологические, социологические, криминалистические).»
Процесс освоения журналистом документа состоит из трёх этапов: извлечение данных, их интерпретация и фиксация. Первый из них предполагает умение журналиста быстро и глубоко перерабатывать знаковую информационную продукцию. Качество второго, основанного на анализе, оценке и объяснении полученных данных «зависит от того, насколько журналист умеет включать в соображения здравого смысла критерии оценок, задаваемые системой знаний общеметодологического и специального характера». Многое зависит от навыка точной фиксации данных, полученных в результате проработки документальных материалов. В данном контексте уместно говорить о создании нового документа - профессиональных записей журналиста, которые при определённых условиях могут иметь юридическую силу.
Обладая достаточным количеством документальной информации, журналист может построить некое сообщение, основываясь только на ней.
Однако работа с документами обязательно предполагает как проверку их на подлинность, так и определение достоверности и надёжности заключённых в них данных. При возникновении сомнений в подлинности документа, т. е. В его действительном происхождении от того автора и при тех обстоятельствах, которые предполагает текст документа, необходимо специальным образом проанализировать его. Этот анализ предполагает внимание к содержательным характеристикам документа, его внешней стороне, в целях выявления признаков подлинности или несоответствия им. Иногда довольно трудно при помощи подобных приёмов определить подлинность источника, тогда на помощь приходят специалисты - историко-источниковеды, текстологи, криминалисты.
При этом важно различать документально подтверждённые сведения (завизированный текст) и факты типа «как стало известно из заслуживающих доверия источников». Оперирование такими сведениями требует специальных оговорок.
Чтобы убедиться в достоверности информации, содержащейся в источнике, журналисты прибегают к правилам проверки достоверности документов, принятым в социологии. Согласно им необходимо:
1. Различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);
2. Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной;
3. Выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь;
4. Учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался.
Не менее полезным является также проверка источника путём сравнения его с другими сведениями, а при ситуации, когда документ становится базой для серьёзных выводов и обобщений, журналисту необходима консультация специалиста, способного выступить в качестве эксперта в той или иной области.