Занятие №13 «Навыки самопрезентации»




Объединение «Построение карьеры»

 

Многочисленные пособия учат, как произвести хорошее впечатление на собеседника, партнера, начальника. Все знают о «правиле тридцати секунд», за которые формируется отношение к человеку. Но никто не берется учить, как сохранить это хорошее впечатление, если оно не подкреплено ни способностями, ни мотивацией. Потому что невозможно долгое время казаться не тем, кто ты есть на самом деле. Коснемся некоторых важных моментов самопрезентации.

· Внешний вид: осанка, походка, мимика, одежда.

Элегантная походка, правильная осанка, изящные жесты не просто доставляют эстетическое наслаждение, но и вызывают чувство доверия и симпатии. Очень редко человек наделен грациозностью от природы. Чаще всего эти качества приобретаются ценой немалых усилий. Многое зависит и от внутреннего состояния человека: по осанке и походке всегда можно понять настроение человека. Тело сигнализирует об эмоциональном состоянии человека. Но и телесные проявления могут влиять на эмоции. Улучшить настроение можно, вспомнив, какие ощущения вы испытывали в момент радости, эмоционального подъема.

Все сказанное относится и к мимике. С помощью мимики можно не только выражать свои чувства, но и управлять ими. Французский ученый Дюшен еще в XIX веке пришел к выводу, что в появлении улыбки могут участвовать две группы лицевых мышц: большая скуловая мышца, поднимающая губы, и круговые мышцы глаза, подтягивающие кожу к глазам. Если задействованы обе группы мышц, значит, радость человека неподдельна, а улыбка — искренна. Ее так и называют — «улыбка Дюшена». Если улыбка искусственная, то круговые мышцы глаз не работают: человек улыбается одним ртом. Такую улыбку называют социальной, или маскировочной.

Большинство деловых людей считают необходимым начинать общение с улыбки. У каждого народа улыбка несет разную информационную нагрузку. Если для американца постоянная улыбка привычна, а громкий смех допустим, поскольку «работает» на создание имиджа здорового и преуспевающего человека, то в русской традиции постоянная улыбка на лице собеседника, тем более смех без причины — «признак дурачины».

Также специфична и дистанция общения, которую необходимо соблюдать для успешного взаимодействия. Ее диапазон — от 30 см у южных народов до 80 см у северных. Нарушение дистанции может рассматриваться как вторжение в личное пространство, осложняя переговоры, а увеличение дистанции — как проявление высокомерия.

«Вторая кожа» — так модельеры называют одежду. К одежде делового человека предъявляются довольно жесткие требования. Платья, свитера, трикотажные кофты — все это прекрасно дома или на прогулке, но для деловой одежды неприемлемо. Для делового костюма наиболее подходящими цветами являются оттенки темно-синего, темно-зеленого, серого, бордо. Блузку или рубашку подбирают в тон костюму или по контрасту. Ювелирные украшения и бижутерию принято носить после 19 часов. Исключение — обручальное кольцо.

Туфли и сумка непременно должны сочетаться друг с другом и с костюмом. Деловая женщина не должна надевать туфли на босую ногу. В деловой одежде недопустимы просвечивающие ткани, глубокие вырезы и короткие рукава. Длина юбки подбирается индивидуально с учетом пропорций фигуры, однако не должна быть ни слишком длинной, ни слишком короткой. Деловой стиль диктует требования и к верхней одежде: длинное пальто уместнее, чем куртка.

Все сказанное не относится к одежде представителей «свободных» профессий: художников, музыкантов, писателей, артистов, спортсменов. И вообще, главное — одеваться соответственно месту, времени, возрасту и статусу. Один индийский астроном отправился на международную конференцию. Ученый сделал доклад о своем открытии и был удивлен недоверием коллег. Через три года астроном прочитал с большим успехом тот же самый доклад перед той же аудиторией. Вся разница была в том, что первый раз индус выступал в своей национальной одежде, а второй раз — во фраке.

· О красоте речи

Безупречный внешний вид — это только половина успеха. Некоторые известные люди производят хорошее впечатление только до тех пор, пока не раскроют рот. Речь человека — это визитная карточка, которая всегда с собой.

Грамотная речь — один из компонентов профессиональной компетенции руководителей всех уровней, политиков, преподавателей, юристов, работников радио и телевидения, менеджеров, дипломатов, определяющий их конкурентоспособность на рынке труда. Поэтому так высоко ценятся специалисты, способные грамотно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Несмотря на то, что в начале XXI века изменились формы и содержание делового общения, нормы русского языка со времен Пушкина и Гоголя остались прежними. Правда, в России стало меньше людей, в совершенстве владеющих русским языком. Речь неразрывно связана с мышлением, а речевые ошибки нередко являются следствием дезорганизации мышления.

· Упражнение «Работа над ошибками».

Одна из распространенных ошибок — неумение различать паронимы, то есть слова, близкие по звучанию, но разные по значению. Причина неуместного употребления этих слов — бедный словарный запас и недостаточная эрудиция. Ниже приведены примеры паронимов. Почувствуйте разницу между этими словами и составьте с ними словосочетания:

 
1. Представить__________________ — предоставить _____________________
2. Освоить _____________________ — усвоить _____________________
3. Командировочный_____________ — командированный _________________
4. Договор _____________________ — договоренность _____________________
5. Значение ____________________ — значимость _____________________

Примечание. При затруднении уточните значение слов-паронимов по толковому словарю.

· Упражнение «Подбери синонимы»

Другая речевая ошибка — неудачный выбор синонимов, то есть слов, близких по смыслу. Например, дефект — недостаток, ритуал — церемония, результаты – итоги.

В следующих предложениях замените выделенные слова более удачными синонимами:

  Подведем результаты встречи. Недостатки конструкции обнаружились при первом испытании. Во время ритуала открытия памятника прогремел взрыв. В выступлении было много дефектов.  

· Упражнение «Найди соответствие»

В деловой речи широко используются устойчивые словосочетания (нанести визит, принять меры, играть роль, иметь значение, представлять интерес, довести до сведения, отдавать себе отчёт и т.д.). Однако не все слова сочетаются друг с другом. Так, нередко можно слышать: «это не играет значения» вместо «не имеет значения» или «имеет роль» вместо «играет роль».

Составьте словосочетания, используя глаголы из первой колонки и подходящие по смыслу существительные из правой колонки:

Играть Решение
Оказать Внимание
Принять Попытка
Оплатить Недочеты
Уделить Проезд
Предпринять Ошибки
Исправить Меры
Устранить Роль
Обосновать Влияние

Впечатление от вашей речи могут испортить слова-паразиты: «как бы», «типа», «на самом деле», «короче», «там», «вот» и т.п. Они сигнализируют о вашей неуверенности и несобранности. Существует прямая зависимость между социальным статусом человека и его словарным запасом: чем выше социальное положение человека, тем выше уровень речевого общения.

· Резюме

Не всем приходится выступать на совещаниях и конференциях, но каждый человек, заинтересованный в успешной профессиональной карьере, должен уметь правильно составить резюме. Резюме — первый шаг к успешной карьере. Но он может оказаться последним, если ваше резюме составлено безграмотно и неаккуратно. Рассмотрим обязательные компоненты резюме.

  • Фамилия, имя и отчество пишутся по центру вверху крупными буквами (размер шрифта — 18—20).
  • Контактная информация: средства связи, по которым с вами можно быстро и оперативно связаться.
  • Цель: должность, на которую вы претендуете, или работа, которую хотите получить.
  • Образование: учебные заведения, курсы повышения квалификации, семинары, стажировки, расположенные в обратном хронологическом порядке или по значимости.
  • Опыт работы: период занятости (месяц, год), название и статус организации, ваша должность, результаты и достижения.
  • Дополнительная информация: знание языков, наличие водительских прав, различные знания и умения, которые окажутся важными для будущей работы.
  • Личные данные. Краткое описание любимых занятий, интересов, а также личностных и деловых качеств.

Оптимальный объем резюме — страница печатного текста (размер шрифта — 12—14). Обратите внимание на качество бумаги и печати.

· Упражнение «Составляем резюме»

Представьте, что осуществились ваши самые смелые мечты — вы получили профессиональное образование, овладели любимой профессией и решили осчастливить некую фирму, предложив ей свои услуги. Заполните анкету от имени молодого специалиста, заинтересованного в получении работы. Отнеситесь к этой работе серьезно, потому что вы таким образом моделируете свое профессиональное будущее.

  Анкета кандидата на должность ___________________________________   в компанию _________________________________________________________________  
  1. Анкетные данные (фамилия, имя, отчество, возраст, семейное положение, адрес, телефон) __________________________________________________________________________________
  2. Образование (полное название учебного заведения, год окончания, специальность по диплому) ________________________________________________________________________________
  3. Ваши дополнительные навыки и умения ________________________________________________________________________________
  4. Назовите Ваши главные достоинства ________________________________________________________________________________
  5. Ваши достижения (награды, премии, открытия, публикации и т.п.) ________________________________________________________________________________
  6. Ваше профессиональное кредо (девиз) ________________________________________________________________________________
  7. Почему Вы хотите работать в нашей компании ________________________________________________________________________________
  8. Какие профессиональные цели Вы ставите перед собой? ________________________________________________________________________________
  9. На что Вы рассчитываете при достижении этих целей? _________________________________________________________________________________
  10. Какое вознаграждение Вы хотели бы получать за свою работу? ________________________________________________________________________________
_

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: