Цели изучения курса внеурочной деятельности «Астрономия для любознательных»
- формирование у учащихся первичных представлений о строении Вселенной, о тех небесных телах, которые её заполняют, о движении звёзд, планет и их спутников, о физических условиях на поверхностях и в атмосферах планет, о наземных и внеатмосферных, космических методах наблюдений небесных тел.
Задачи курса внеурочной деятельности «Астрономия для любознательных»
- прививать навыки исследовательской работы, ведения астрономических наблюдений;
- накопление достаточного количества разнообразных наблюдений, на основании которых устанавливается их взаимосвязь, строится научная картина мира;
- научить пользоваться астрономическими приборами для ведения наблюдений.
- прививать любовь и интерес к изучению астрономии через внеурочные занятия по астрономии;
- воспитывать умение работать группой и самостоятельно. развивать положительную мотивацию к занятиям астрономией;
- развивать логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельной работы;
- научить, не только наблюдать, но и делать правильные выводы.
- прививать любовь и интерес к изучению астрономии через внеурочные занятия по астрономии;
- воспитывать умение работать группой и самостоятельно.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Астрономия для любознательных»
Класс
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Формирование уважительного отношения к иному мнению; Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
|
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
А) Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Б) Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
|
В) Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений:
Предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе. Как возникают полярные сияния; что такое астероиды, метеориты, кометы. Зодиакальные созвездия, строение галактик. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку учителя; называть существенные признаки предметов; группировать предметы и их образы по заданным признакам; классифицировать объекты по заданным учителем основаниям; включаться в творческую деятельность под руководством учителя; выявлять причины событий (явлений);
Содержание курса внеурочной деятельности «Астрономия для любознательных»
|
Класс
1. Введение – 1часа.
Что изучает астрономия. Ядро – молекула – вещество – материя. Вещество и поле. Состояния вещества. Особенности состояний вещества. Взаимодействия.
Человек в космосе- 4 ч.
Как древние люди представляли себе Вселенную. От Коперника до наших дней. Наша Галактика. Внутреннее строение Солнца, наблюдение пятен и факелов на Солнце
Солнечная система – 8 ч.
Общая характеристика Солнечной системы. Солнце – дневная звезда. Как движется Солнце. Солнечные затмения. Общая характеристика планет. Есть ли жизнь на других планетах. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Почему Плутон не планета? Спутники планет. Луна – наш естественный спутник. Как древние люди вели счёт времени по Луне. Формы рельефа Луны: лунные моря и кратеры. Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Влияние Луны на Землю.
Малые тела Солнечной системы» - 17 часов.
Малые тела Солнечной системы. Астероиды вблизи Земли. Кометы и падающие звёзды. Комета Галея. Метеориты. Звёзды – соседи Солнца. Рождение звезды и их размеры: звёзды сверхгиганты. Гиганты и карлики. Почему звёзды блестят? Цвет звёзд. Полярная звезда; её нахождение на небе и определение сторон горизонта. Чёрные дыры. Звёзды и боги. Что такое созвездие? Рисунки на небе. Основные созвездия: Большая и Малая Медведицы. Звёздные карты. Карта неба северного полушария. Основные созвездия северного полушария. Астрономия и астрология – это одно и тоже? Знаки Зодиака.
Вселенная» - 4 часа.
Что такое Галактика. Многообразие галактик. Вселенная.Что такое НЛО? Основные направления международного сотрудничества в космосе. Роботы в космосе.
Тематическое планирование
Класс
№ занятия | Тема занятия | Форма занятия | Планируемый результат |
Земная наука о небесных телах. Что изучает астрономия | Просмотр презентации, беседа | Знакомство учащихся с астрономией, выделение по материалам презентации объектов, изучением которых занимается эта наука. Развитие умений чётко формулировать свою мысль, обосновывать ответ. | |
Как древние люди представляли себе Вселенную | Презентация, анализ подготовленных детьми сообщений | Расширение знаний учащихся опредставлениях древних людей;умение подбирать нужный материал в разных источниках информации | |
От Коперника до наших дней | Презентация, обсуждение значения открытий учёных для развития человечества. Прогнозирование дальнейшихисследований. | Знакомство с учёными, перевернувшими преставления людей о строении Вселенной, изучение моделей Вселенной и снимков из космоса; формирование научной картины мира в сознании учащихся. | |
4-5 | Проектирование и создание модели собственной Галактики. Защита своих мини-проектов | Моделирование Галактики, на основе своих представлений. | Развитие умений обосновывать и защищать свой выбор |
Общая характеристика Солнечной системы. | Презентация, постановка и решение учебной задачи | Систематизировать имеющиеся знания о Солнечной системе, расширить и обогатить свои знания, работая с различными источниками информации. | |
Солнце – дневная звезда. Как движется Солнце. Солнечные затмения. | Презентация, Моделирование ситуации, изображающую затмение Солнца; дискуссия о причинах затмения. | Знакомство с движением Солнца, выяснение причин, вызывающих солнечные затмения. | |
Внутреннее строение Солнца, наблюдение пятен и факелов на Солнце. Мини проекты «Использование энергии Солнца». | Защита мини- проектов ««Использование энергии Солнца» | Знакомство с внутренним строением Солнца; наблюдение пятен и факелов на Солнце. Определение последствий этих явлений для людей | |
Практическая работа «Определение положения Солнца с помощью гномона. Как Солнце влияет на Землю. | Презентация. Практическая работа по определению положения Солнца по гномону | Обучение постановке учебной задачи и выбору наиболее эффективного пути решения этой задачи.Обобщение знаний о влиянии Солнца на Землю | |
Общая характеристика планет. Есть ли жизнь на других планетах. Планеты земной группы. | Презентация. Обсуждение гипотезы «Есть ли жизнь на других планетах | Знакомство с планетами Солнечной системы, сравнение планет по разным параметрам. Структурирование имеющихся знаний по этой теме. Умение слушать мнение одноклассников и корректировать собственное мнение | |
Планеты – гиганты. Почему Плутон не планета? Спутники планет. | Презентация Дискусия «Почему Плутон не планета?» | Структурирование имеющихся знаний о планетах-гигантах, подбор нужной информации по теме, обмен полученной информацией | |
Луна – наш естественный спутник. Как древние люди вели счёт времени по Луне. Формы рельефа Луны: лунные моря и кратеры. | Презентация Обсуждение гипотез происхождения Луны, составление вопросов по теме. | Расширение представлений о нашем естественном спутнике, знакомство с формами рельефа Луны. Выдвижение гипотез их происхождения. | |
Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Влияние Луны на Землю. | Презентация. Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Беседа по вопросам. | Знакомство с влиянием Луны на процессы, происходящие на Земле.Наблюдение и зарисовка фаз Луны. Сформулировать вывод о Влиянии Луны на нашу планету. | |
Малые тела Солнечной системы. Астероиды вблизи Земли. | Презентация Анализ полученной информации, выявление особенностей этих небесных тел. | Выявить малые тела Солнечной системы, познакомиться с их происхождением. Уточнить знания об астероидах. Показать их влияние на планеты | |
Кометы и падающие звёзды. Комета Галея. Метеориты. | Презентация Обсуждение полученной информации, постановка вопросов по данной теме | Выявление признаков, отличающих кометы и метеориты. Познакомить с влиянием кометы Галея на земные процессы. | |
Звёзды – соседи Солнца. Рождение звезды и их размеры: звёзды сверхгиганты. Гиганты и карлики | Презентация Обсуждение новой информации, работа в группах по классификации звёзд. | Знакомство со звёздными соседями Солнца, наблюдение процессов рождения звёзд, классификация звёзд по их размерам | |
Почему звёзды блестят? Цвет звёзд. | Презентация. Анализ новой информации, работа с различными источниками. | Постановка проблемы, обсуждение путей решения данной проблемы | |
Полярная звезда; её нахождение на небе и определение сторон горизонта. | Презентация. Работа с картой звёздного неба. Ориентирование по Полярной звезде. | Знакомство с местоположением Полярной звезды на небе, учиться находить её среди других звёзд. Научиться определять стороны горизонта по Полярной звезде. | |
Чёрные дыры. | Презентация. Анализ полученной информации, высказывание своей точки зрения. | Изучение гипотез о происхождении чёрных дыр | |
Звёзды и боги. | Сообщение учеников | Составление сообщений на заданную тему.Найти информацию в Интернете по данной теме | |
Что такое созвездие? Рисунки на небе. | Презентация Работа с картой звёздного неба. | Систематизация знаний по данной теме, накопления знаний о созвездиях | |
Основные созвездия: Большая и Малая Медведицы. Звёздные карты. | Анализ информации, получаемой с карты звёздного неба | Нахождение созвездий Большой и Малой Медведицы на карте, наблюдение за изменением положения этих созвездий. | |
Карта неба северного полушария | Презентация. Анализ полученной информации, сравнение вида звёздного неба в разные сезоны года. | Знакомство с картой звёздного неба северного полушария. Уметь показывать основные созвездия неба северного полушария.Научить ориентироваться по картам звёздного неба | |
Основные созвездия северного полушария | Защита мини проектов по теме«СозвездияСеверного полушария» | Найти в Интернете и других источниках информации материал по теме, уметь отбирать нужную информацию | |
Карта неба южного полушария | Презентация. Анализ полученной информации, сравнение вида звёздного неба в разные сезоны года | Знакомство с картой неба южного полушария. Учить ориентироваться по объектам звёздного неба. | |
Основные созвездия южногополушария. Игра «Узнай созвездие». | Защита мини- проектов, игра «Узнай созвездие» | Создание мини- презентаций о созвездиях южного полушария | |
Астрономия и астрология – это одно и тоже? | Работа со смысловым текстом, анализ информации, обсуждение влияния этих наук на нашу жизнь | Выявление различий между двумя науками. Установление этапов развития астрономии и астрологии. Выявить влияние этих наук на жизнь человека | |
Знаки Зодиака. | Презентация Работа с рисунками | Знакомство с зодиакальными созвездиями, выявление влияния этих созвездий на нашу жизнь | |
29-30 | Защита проектных работ «Рисунки на небе». | Защита проектных работ по теме «Рисунки на небе». | Умение обосновывать свою точку зрения, приводить аргументы своей позиции, воспринимать другие мнения |
Что такое Галактика? Многообразие галактик. | Презентация. Анализ полученной информации | Наблюдать существующие модели Галактик. Определить и показать многообразие Галактик | |
Вселенная | Презентация. Работа со снимками из космоса. | Установить этапы развития знаний о Вселенной, сравнить эти знания в разные периоды развития человечества. | |
Что такое НЛО? | Анализ полученной информации, её структурирование | Поиск и изучение информации об НЛО. | |
Основные направления международного сотрудничества в космосе. Роботы в космосе. | Создание моделей космических кораблей. роботов. | Выбор и исполнение своей модели космических кораблей, роботов. |