ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ИМЕНИ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ Б.П. БУГАЕВА»
Факультет подготовки авиационных специалистов
Кафедра обеспечения авиационной безопасности
Направление подготовки 25.03.03 – Аэронавигация
Профиль подготовки 9. Обеспечение авиационной безопасности
РЕФЕРАТ
ТЕМА: Ведение переговоров о заложниках
Вариант 26
Выполнил: курсант гр. АБ-15-1 | Т. А. Филиппова |
Проверил: к. в. н., доцент | С. Г. Писарев |
Ульяновск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 Отбор и подготовка лиц, ведущих переговоры с преступниками, захватившими заложников. 5
2 Тактико-психологические приемы переговоров с преступниками, захватившими заложников. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 12
ВВЕДЕНИЕ
Проблема психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях занимает в последнее время все более значительное место среди других задач по обеспечению профессиональной деятельности подразделений органов внутренних дел. Особое место здесь занимают задачи, связанные с ситуациями захвата заложников, похищения людей, похищения культурных и исторических ценностей, активного противодействия преступников принимаемым мерам по их задержанию.
В практику деятельности правоохранительных органов в «ситуации заложника» прочно вошли переговоры с преступниками, основной целью которых является сохранение жизни и здоровья граждан.
События последних лет с огромной убедительностью показали, что успешность решения задач, стоящих перед правоохранительными органами в «ситуации заложника», во многом зависит от эффективности переговорного процесса. В свою очередь, эффективность переговорного процесса зависит от умения лиц, ведущих переговоры, проанализировать мотивы и особенности характера преступников, установить психологический контакт с ними, грамотно подобрать и использовать психологические приемы воздействия на преступников с целью скорейшего разрешения ситуации.
|
Перед необходимостью ведения переговоров с преступниками может оказаться практически любой сотрудник органов внутренних дел. При этом для эффективного разрешения ситуации ему потребуется не только выдержка и элементарные навыки общения, но и специальные знания и умения «переговорщика».
С целью выработки наиболее эффективного плана действий по освобождению заложников, грамотного построения переговорного процесса необходимо произвести определение типа преступника, захватившего заложников, его мотива, специфики ситуации, а также наиболее эффективных в данном конкретном случае «стратегических» и тактических приемов ведения переговоров. В частности, необходимыми умениями лиц, ведущих переговоры с преступниками, являются - умение вести «торг», затягивать время, выполнять требования поэтапно, создавать у преступника ощущение положительной динамики происходящих событий. При этом переговоры должны вестись по логике протекания процесса общения вообще: первый этап - вхождение в контакт, накопление согласия; второй этап - изложение сути требований, предложений; третий этап - подведение итогов.
|
Отбор и подготовка лиц, ведущих переговоры с преступниками, захватившими заложников
Переговоры с преступниками - тяжелый и напряженный труд. Они могут продолжаться многие часы и приводят к большим нервным перегрузкам.
Ведение переговоров об освобождении заложников требует от их участников высокого уровня эмоциональной зрелости и устойчивости, умения сохранять присутствие духа, легко устанавливать контакт с любым собеседником, хорошо слушать, использовать логические доводы, брать на себя ответственность. Обычно для переговоров назначаются люди, обладающие искусством коммуникабельности и неравнодушные к судьбе заложников. Отбор переговорщика осуществляется по следующим характеристикам: по возрасту; по одежде; по внешним данным; по речевым навыкам и навыкам психологического контакта; по профессиональному опыту общения с различными категориями граждан. Особое внимание уделяется психологическому состоянию будущего переговорщика, особенно при переговорах «лицом к лицу». Психологическая устойчивость личности зависит как от внутренних факторов (сила, продолжительность, устойчивость различного рода переживаний), так и от внешних стрессогенных, особенно негативных (развод, тяжелая болезнь и т.п.).
Кандидаты в переговорщики должны пройти проверку психологического состояния для определения их пригодности на эту роль. В проверку необходимо включить, по крайней мере, некоторые нестандартные тесты и собеседование с врачом-психиатром, который обрабатывает результаты тестирования и дает им оценку. Независимо от результатов тестов кандидаты должны обладать следующими качествами: сообразительностью, интересом к людям, реакцией, самообладанием. Кроме того, надо учитывать результаты их действий в прошлых стрессовых ситуациях, итоги бесед с их предыдущим и настоящим начальниками, а также результаты личных бесед с кандидатами.
|
Практическое использование переговорщиков может быть эффективным лишь при их соответствующей подготовке и понимании своей роли. На первый взгляд может казаться, что переговоры по вопросу освобождения заложников -это искусство, а не наука и что переговорщики работают скорее интуитивно. Однако при таком подходе эффективность переговоров с террористами минимальна. Переговоры требуют от лиц, их проводящих, не только психологической грамотности, но и творческого подхода, искусного сочетания логического и интуитивного начал в переговорной деятельности.
Подготовку лиц, участвующих в переговорах с преступниками, захватившими заложников, необходимо проводить дифференцированно, комплексно и последовательно.
Дифференцированность подготовки переговорщиков должна учитывать категории лиц, участвующих в переговорах с преступниками, захватившими заложников. В частности, необходимо предусмотреть специальные программы подготовки, как минимум, для четырех категорий переговорщиков:
1. Программа подготовки специалистов-консультантов. В роли специалистов-консультантов могут выступать психологи правоохранительных органов, преподаватели вузов МВД, а также психологи, социологи, педагоги гражданских организаций. Для данной категории переговорщиков должна быть предусмотрены как базовая, так и углубленная программы обучения переговорной деятельности с последующим и постоянным повышением квалификации.
2. Программа подготовки сотрудников дежурных частей и служб. Сотрудники дежурных частей и служб принимают сообщения обо всех происшествиях и часто оказываются первыми официальными лицами, с которыми преступники, захватившие заложников, начинают вести переговоры. От того, как начнутся переговоры с террористами, во многом зависит не только динамика развития переговорного процесса, но и жизнь заложников. Поэтому для сотрудников дежурных частей и служб необходимо разрабатывать и реализовывать специальные программы подготовки к переговорной деятельности, упор в которых бы делался на выработку умений оценивать реальность угроз преступников, их психоэмоциональное состояние, устанавливать психологический контакт, втягивать преступников в переговоры, выявлять сведения о личности преступников, затягивать время и т.д.
3. Программа подготовки руководящего состава. Очень часто преступники, захватившие заложников, требуют, чтобы в переговорах участвовали руководители - начальники (заместители) ГОВД, ГУВД, МВД, ГУИН, представители прокуратуры, администрации и т.д. В случае неадекватных действий руководителя-участника переговоров, отсутствия у него переговорной компетентности, приводящей к срыву переговоров, преступник, лишившись надежды на выполнение своих требований, начинает убивать заложников. В связи с этим, необходимо предусмотреть программу по повышению переговорной компетентности руководителей различных ровней и ведомств.
4. Программа подготовки «рядовых» сотрудников. Любой сотрудник органов правопорядка может на практике столкнуться с ситуацией захвата заложников преступниками. При этом он должен уметь быстро среагировать на происходящее, определить возможные варианты своего поведения, начать переговоры с преступниками. Поэтому каждый сотрудник должен обладать необходимым минимумом знаний, навыков и умений, обеспечивающих эффективное ведение переговоров с преступниками, захватившими заложников. В связи с этим необходима реализация базовой программы подготовки сотрудников правоохранительных органов к переговорной деятельности.