Изучение типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов




Приложение 8

1.Методика «Красно-черная таблица»

Цель: Оценить переключаемость внимания.

Материалы. Красно-черная таблица, секундомер.

Инструкция: «Вам будет предложена таблица с красными и черными числами. Вы должны отыскивать красные и черные числа попеременно, причем красные в убывающем порядке, от 25 до 1, а черные в возрастающем — от 1 до 24.

Записывать надо только буквы, стоящие рядом с числами. Время работы — 5 мин».

Например: красное число 25 — пишем букву Р, потом черная цифра 1 — пишем букву В, далее красное число 24 — пишем букву И, черная цифра 2 — пишем букву Н. Таким образом, на листе ответов получается ряд букв:

Р В И Н - - -

 

«Красно-черная таблица» (в масштабе 1:2)

 

Примечание: темные квадраты соответствуют красному цвету символов

Костюнин Семен – студент 2 курса, 04.08.1998г.рождения

Результаты: РВИНКЕБФРМДБКФЧХХШКУБУЛФИМАЖРРДЕРАРКЧНЖГМБЦСШКГТУР

Анализ результатов проводится путем оценки суммарного времени отыскивания красных и черных цифр в отдельности и в чередующемся порядке, а затем вычисления разницы между тем и другим временем. Эта разница, как принято считать, отражает время, необходимое человеку для переключения внимания.


Норма:

Распределение внимания: черные числа — 49 сек., красные — 51 сек.

Переключение внимания: 140 сек.

Изучение логической и механической памяти учащихся

Экспериментатор зачитывает ученикам два ряда слов. В первом ряду между словами существуют логические связи, во втором ряду они отсутствуют.

 

1. Музыкант - скрипка 1. Книга - шар
2. Пенал - ручка 2. Крапива - самолет
3. Кошка - мышь 3. Лампа - песок
4. Роща - береза 4. Праздник - дуб
5. Снег - зима 5. Дым - карандаш
6. Слон - цирк 6. Зеркало - гора
7. Девочка - коса 7. Чайник - шляпа
8. Трава-луг 8. Огурец - сказка
9. Пчела - мед 9. Пятно - шкаф
10. Море - пароход 10. Корень - смех
11. Роза - сад 11. Звонок - океан
12. Солнце - загар 12. Стадион - рыба
13. Огонь - пожар 13. Машина - сочинение
14. Туча-дождь 14. Железо - луна

15. Счастье - улыбка 15. Дыня - часы

 

Студент-практикант зачитывает 15 пар слов первого ряда (интервал между парой 5 с). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда, а ученики записывают запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Читать слова надо громко, отчетливо, однотонно.

Обработка результатов. Экспериментатор зачитывает материал, который должны были запомнить ученики (слова в первом ряду), а ученики знаком + отмечают правильно воспроизведенные слова. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов первого ряда (в1) и вычисляется коэффициент логической памяти (С1).

С1 =(в 1 /а 1) 100 %, где а1 -количество предъявляемых слов (15).

Аналогично рассчитывается коэффициент механической памяти.

С2=(в2/а2)100 %.

Костюнин Семен – студент 2 курса, 04.08.1998г.рождения

Результаты:

Объем смысловой и механической памяти

 

Объем смысловой памяти Объем механической памяти
Количество слов первого ряда (А) Количество запомнив- шихся слов (В) Коэффициент смысловой памяти C=B/A Количество слов второго ряда (А) Количество запомнив- шихся слов (В) Коэффициент механической памяти C=B/A
    0,766….     0,566…

 

Изучение типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов

Для проведения исследования студент-практикант должен заготовить три ряда слов, записанных на отдельных карточках.

I - для запоминания на слух, II - для запоминания при зрительном восприятии, III - для запоминания при слухомоторном восприятии.

Например:

I II III
1. Рыба 1. Самолет 1. Коньки
2. Лампа 2. Бревно 2. Собака
3. Гроза 3. Свеча 3. Бочка
4. Лист 4. Журнал 4. Шутка
5. Чашка 5. Малина 5. Трава
6. Книга 6. Белка 6. Ключ
7. Попугай 7. Окно 7. Дождь
8. Яблоко 8. Завод 8. Весло
9. Власть 9. Пирог 9. Солнце
10. Ножницы 10. Лилия 10. Дрова

 

Экспериментатор читает испытуемым вслух I ряд слов (интервал между словами 5 с). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 5 мин. Затем экспериментатор показывает ребятам слова II ряда, которые они должны записать по памяти. После 5-минутного перерыва экспериментатор читает вслух слова III ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. После окончания чтения ряда ученик должен записать запомнившиеся слова.

Обработка результатов. Проверить правильность воспроизведения слов I ряда (экспериментатор зачитывает, а ученики отмечают знаком + слова, воспроизведенные правильно) и подсчитать количество правильно воспроизведенных слов. Аналогичная работа проводится со словами II и III рядов. Составляется таблица и рассчитывается коэффициент разных видов памяти.

Вид памяти Количество слов в ряду (а) Количество правильно воспроизведен-ных слов(в) Коэффициент памяти (с)
1. Слуховой      
2. Зрительный      
3.Слухомоторный      

С=(в/а)100 %

Костюнин Семен – студент 2 курса, 04.08.1998г.рождения

Результаты:

 

Вид памяти Количество слов в ряду (а) Количество правильно воспроизведен-ных слов(в) Коэффициент памяти (с)
1. Слуховой      
2. Зрительный      
3.Слухомоторный      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: