Развитие пространственного мышления младших школьников




Окружающая действительность нередко предстает перед нами в пространственных формах и поэтому человеческая деятельность связана как с самими предметами, так и их образами.

Развитое пространственное мышление нужно многим людям. Оно необходимо для успешного изучения в школе геометрии и стереометрии. Оно требуется людям разнообразных профессий: конструкторам и художникам, инженерам и строителям, модельерам и химикам, математикам и физикам.

Уровень развития пространственного мышления является одним из основных критериев математического развития личности.

Понятие «пространственное мышление» означает процесс опознавания реально представленных объектов или их изображений и мысленное создание на этой основе таких же объектов, но иначе расположенных. Оно также включает в себя создание пространственных объектов по некоторым их элементам.

В психологии понимание механизма возникновения различных образов в настоящее время базируется на отнесении их к различным психическим функциям (восприятию представлению, воображению).

Проблема развития пространственного мышления остро стоит в начальной школе. Хотим предложить некоторые методы и приемы, способствующие решению данной проблемы.

В дочисловом периоде нами используются следующие виды заданий.

1.Игра «Перемести бабочку». По листу, разбитому на 10 одинаковых квадратов, ученики передвигают по представлению какой- либо объект, в данном случае бабочку. Учитель командует: «Один шаг вверх, один шаг вправо, два шага вниз». Задача учеников описать, где окажется объект в конце движения. Маршрут объекта учитель выбирает самостоятельно.

2. «Волшебный карандаш». Учащиеся ставят карандаш в угол клетки в верхней левой части свободного места в их тетради и ведут, не отрывая карандаша. Одну клетку вправо, три клетки вниз, одну вправо, три вниз и т.д.

3.Скопируй и закрась фигуры.

4. Продолжи узор.

Для развития пространственного мышления младших школьников большое значение имеют задания на сравнение фигур и нахождение лишней фигуры (не только геометрических).

Учитывая возрастные особенности младших школьников, в свой педагогический процесс мы ввели дидактические игры, способствующие развитию пространственного мышления младших школьников. Это:

· Лото с геометрическими фигурами;

· Составим сами фигуры;

· Выбирайте и распределяйте.

· Игры с палочками.

· Игра «Танграм».

· Запомните расположение фигур.

· Построение прямоугольника и квадрата из отдельных частей.

Среди учебных предметов, способствующих формированию пространственного мышления учащихся, математике принадлежит особая роль. Но развивать пространственное мышление школьников можно не только на уроках математики, но и на других школьных предметах, поэтому мы применяем технику «Оригами» на уроках изобразительного искусства с этой целью. Так же задания и игры на развитие пространственного мышления мы включили во внеклассную деятельность.

В своей деятельности по развитию пространственного мышления младших школьников, мы основывалась на исследованиях Н. С. Подходовой (РГПУ им. Герцена, доктора педагогических наук, профессора). Приоритетной развивающей целью курса, разработанного ею, является развитие пространственного мышления.

При применении выше указанных заданий и игр происходит развитие пространственного мышления. Но эффективно оно будет развиваться лишь тогда, когда соблюдаются следующие условия:

1. Систематически используются задания и игры, направленные на анализ изображений и способов представлений;

2. При решении этих задач широко используется наглядные средства.

В заключении хотелось бы отметить, что применение заданий на развитие пространственного мышления, в свою очередь будет способствовать еще и развитию личности, способной самообразовываться, творчески мыслить, то есть жить в современном обществе.

1. Белошистая, А. В. Наглядная геометрия. [ Текст] / А. В. Белошистая // Пособие для учителя, М.: Классик стиль, 2004 г. – 112с.

2. Волина, В. В. Веселая математика. [Текст] / В. В. Волина // М.: Аст, 1999, - 416с.

3. Галкина, О. И. Развитие пространственных преставлений у детей в начальной школе. [Текст] / О. И. Галкина // М.: Просвещение, 1961, - 132с

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: