С 1 января 2010 г. перечень местных налогов и сборов, определенный ст. 9 НК пополнен новым налогом - налогом за владение собаками. В 2009 году владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности являлось одним из объектов налогообложения сборами с пользователей (подп. 1.4 ст. 7 Закона). Плательщиками являлись организации и физические лица. Плательщиками налога за владение собаками являются физические лица (ст. 269 НК), следовательно, юридические лица с 1 января 2010 г. уплачивать указанный налог не должны.
Сбор на развитие территорий
С 1 января 2010 г. перечень местных налогов и сборов, определенный статьей 9 НК, пополнен новым сбором - сбором на развитие территорий, который введен вместо целевых сборов и имеет с ними много общего. Так, плательщиками сбора на развитие территорий (как ранее, целевых сборов) являются организации и индивидуальные предприниматели, (ст. 273 НК). Объектом налогообложения признается осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно- территориальных единиц. Налоговая база для организаций определяется как сумма валовой прибыли, оставшаяся в их распоряжении после налогообложения; для индивидуальных предпринимателей - сумма дохода, оставшаяся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей. Ставки сбора устанавливаются в размере, не превышающем 3 процентов (ст. 274 НК)
Курортный сбор
Плательщиками курортного сбора признаются физические лица, за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами.
Объектом обложения курортным сбором признается нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь.
Налоговая база курортного сбора определяется исходя из стоимости путевки в санаторно-курортную и оздоровительную организацию.
Ставки курортного сбора устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортной и оздоровительной организации и не могут превышать 3 процентов.
Налоговым периодом курортного сбора признается календарный квартал.
Сбор с заготовителей
Плательщиками сбора с заготовителей признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование.
Налоговая база сбора с заготовителей определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен.
Ставки сбора с заготовителей устанавливаются в размере, не превышающем 5 процентов.
Налоговым периодом сбора с заготовителей признается календарный квартал
45.Финансовая ответственность и ее особенности. Основания финансовой ответственности. Состав и классификация налоговых правонарушений.
ФО — мера государственного принуждения, выражающаяся в денежной форме, применяемая уполномоченными на то гос орг-ми и их должностными лицами к юр. и физ. лицам за совершение правонарушений в сфере финансовых отношений с целью обеспечения общественных и государственных финансовых интересов.
Финансовая ответственность как разновидность юридической ответственности возникла относительно недавно в связи с образованием финансового права как самостоятельной отрасли права. Финансово-правовая ответственность в настоящее время находится в стадии формирования.
В национальном законодательстве о финансовой ответственности упоминается в ст. 10 Закона «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь». Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (ст. 9) определяет, что плательщики налогов несут установленную законодательством РБ ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налогов в бюджет и соблюдение действующего законодательства о налогообложении.
Законодатель установил меру принуждения, выражающуюся в денежной форме, применяемую уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам за совершение налоговых правонарушений.
Финансовая ответственность устанавливается за нарушение не только налогового, но и законодательства, регулирующего бюджетные отношения, т. е. данный вид ответственности имеет отраслевую принадлежность.
Особенности финансово-правовой ответственности:
· ее основанием является финансовое правонарушение;
· устанавливается в финансово-правовых нормах;
· влечет для правонарушителя наступление отрицательных последствий, как правило, имущественного (денежного) характера.
Отв-ть за налогов. правонаруш. носит комплексный хар-р, объед-т нормы разных отраслей права, кот направ-ны на защиту налог-х отнош-й.
ПРИКАЗ Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12.03.2003 N 23 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПАМЯТКИ О СОСТАВАХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ"
Основанием привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства является совершение правонарушения, которое представляет собой противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), повлекшее за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком или иным обязанным лицом норм налогового права, за которое законодательством предусмотрены меры ответственности.
Признаки налогового правонарушения:
1. Противоправность (действия (бездействие) субъекта налогового правоотношения нарушают нормы налогового права).
2. Виновность (налогового правонарушения совершил его умышленно или по неосторожности).
3.А нтиобщественный характер( причиняет вред государеву и обществу).
4. Наказуемость (предусматривает применение мер ответственности) С остав правонарушения - совокупность элементов, необходимых для привлечения лица к ответственности.
Приказ МНС №23, кот-м утв-на Памятка о составах адм-х, нал-х ПН.
К элементам состава налогового правонарушения относятся:
1. Объект налогового правонарушения(НПН) — охраняемые законом общественные отношения, на которые направлено противоправное поведение субъекта правоотношения.
2. Объективная сторона НПН — непосредственные действия (бездействие), направленные на нарушение норм налогового права. Вкл в себя само противоправ деяние, его послед-я причинно-следств-ю связь м\у ними.
3. Субъектами налогового правонарушения признаются физические лица (включая индивидуальных предпринимателей), способные иметь гражданские права и обязанности, а также своими действиями приобретать и осуществлять их, создавать для себя обязанности и исполнять их, т.е. обладающие правоспособностью и дееспособностью, + юридическое лицо
4. Субъективная сторона налогового правонарушения выражается в психическом отношении субъекта к противоправным действиям (бездействию) и их последствиям, которые проявляются в форме умысла или неосторожности.
Умышленное НПН - если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. НПН по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.