В состав государственного долга РБ входят долговые обязательства, которые могут существовать в форме:
· кредитных соглашений (договоров), заключенных от имени РБ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами РБ, а также соглашений (договоров), заключенных от имени РБ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РБ прошлых лет;
· государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РБ;
· договоров о предоставлении гарантий Правительства;
· займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;
· договоров о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);
· договоров о получении бюджетных кредитов.
Основной формой (внутреннего государственного долга) выступает государственный заем, посредством которого осуществляется дополнительная мобилизация свободных денежных средств юридических и физических лиц в бюджет через выпуск облигаций и других ценных бумаг государства.
К основным видам государственных ценных бумаг относятся государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года (ГКО) и государственные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более (ГДО).
Порядок, условия выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных долговых обязательств определяется Правительством либо по его поручению Министерством финансов РБ. Эта деятельность относится к управлению государственным долгом.
|
Управление государственным долгом — это совокупность финансовых мероприятий государства и органов местного управления и самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, а также по размещению долговых обязательств.
Методы управления государственным долгом:
· рефинансирование — погашение старой задолженности путем выпуска новых займов;
· конверсия — изменение размера доходности займа, т. е. снижение или повышение процентной ставки дохода;
· консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов;
· унификация — объединение (обмен) нескольких ранее выпущенных займов в один новый;
· аннулирование долга (дефолт) — полный отказ от долговых обязательств;
· реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.
Управление государственным долгом заключается в определении условий выпуска, размещения, обращения и погашения государственных денежных обязательств. Эти функции относятся к совместной компетенции Министерства финансов и Национального банка. Причем порядок и сроки погашения внутреннего государственного долга определяются Правительством РБ.
51. Понятие государственных расходов. Понятие и принципы бюджетного финансирования. Расходы республиканского и местных бюджетов.
Государственные расходы являются одной из сторон финансовой деятельности государства. Государственные расходы — это регламентированный нормативными правовыми актами планомерный процесс целевого использования мобилизованных государством денежных средств в целях выполнения им своих задач и функций.
|
Государственные расходы покрываются в основном из централизованных денежных фондов и осуществляются на основе действующего законодательства. Основным источником покрытия государственных расходов служит бюджет Республики Беларусь.
Расходование средств из бюджета производится главным образом путем финансирования.
Бюджетное финансирование — это система безвозвратного отпуска денежных средств из государственного бюджета организациям на покрытие расходов, связанных с их хозяйственной, социально-культурной и иной деятельностью.
Принципы бюджетного финансирования:
- безвозвратность и безвозмездность;
- срочность;
- получение максимального эффекта при минимальных затратах;
- планово-целевой характер предоставления бюджетных средств;
- финансирование по мере фактического выполнения плана;
- осуществление контроля за эффективным использованием средств.
Финансирование государственных расходов осуществляется также из государственных внебюджетных фондов.
Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.