Вопрос 3. Понятие борьбы с преступностью.




борьба с преступностью – это активное столкновение общества с преступностью для обеспечения господства закона и охраняемых им интересов, ценностей, норм поведения, осуществляемое в форме целенаправленной наступательной деятельности на причины, условия преступности и ее саму.

Цель борьбы с преступностью - не допустить массового нарушения уголовного закона путем воздействия на процессы детерминации и причинности преступности, а в случае его нарушения – применить к виновным меры государственного принуждения для того, чтобы добиться их отказа от преступного поведения. Компромисс здесь не допускается ни государством, ни обществом.

Принципы борьбы с преступностью

§ Примат предупреждения преступности, а не реагирования на конкретные преступления.

§ Достижение невыгодности совершения преступления.

§ Обеспечение выявления и реального привлечения к ответственности (не обязательно сводящейся к наказанию) наибольшего возможного числа лиц, совершивших преступления (неотвратимость наступления уголовной ответственности).

§ Применение мер реагирования только в случае выявления действительного нарушения закона, а не при обнаружении преступного намерения или социальной опасности конкретной личности.

§ Личная ответственность виновного за совершение преступления.

§ Конструирование и использование уголовно-правовых мер, учитывающих экономические, политические, социальные, духовные особенности общества, в котором они будут применяться. Противодействие общества вызывают как излишне мягкие, так и излишне строгие меры воздействия.

§ Соблюдение законности при борьбе с преступностью, осуществление всех связанных с ней мероприятий исключительно в рамках, предусмотренныхмеждународными актами, Конституцией, законами и подзаконными актами.

§ Контроль общества над правоохранительной системой.

§ Комплексный характер осуществляемых мер, отсутствие уклона как в сторону правоохранительных, так и в сторону превентивных мер.

§ Равенство всех граждан и юридических лиц перед законом.

§ Оснащение органов, осуществляющих борьбу с преступностью, наиболее современными техническими средствами и научными методиками такой борьбы.

§ Международное сотрудничество как на двусторонней основе, так и в рамках участия государств в специальных международных организациях.

 

Органы, осуществляющие борьбу с преступностью

Государственные органы

Построение системы государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, основано на принципе разделения властей:

§ Законодательная власть занимается созданием нормативно-правовой базы для борьбы с преступностью путём принятия новых законов и совершенствования существующих. Кроме того, представительные законодательные органы, как правило, наделяются полномочиями по контролю за действиями исполнительной власти, в том числе по осуществлению борьбы с преступностью.

§ Исполнительная власть напрямую осуществляет функции по борьбе с преступностью. Подконтрольные этой ветви власти правоохранительные органы реализуют меры по предупреждению преступности, осуществляют оперативно-розыскную деятельность, предварительное расследование преступлений. В ведении исполнительной власти также, как правило, находится система исполнения уголовных наказаний.

§ Судебная власть осуществляет правосудие по конкретным уголовным делам.

Отдельными функциями по борьбе с преступностью могут быть также наделены другие государственные органы (например, прокуратура, осуществляющая борьбу с преступностью в рамках надзора за соблюдением законности и представления интересов государства и общества в суде) и органы местного самоуправления.

Негосударственные органы

Помимо государства, в борьбе с преступностью могут участвовать:

§ Органы негосударственной системы безопасности: частные охранные предприятия и службы безопасности организаций, частные детективные службы, учебные и консультативные организации.

§ Общественные организации (например, добровольные народные дружины).

§ Отдельные граждане и их группы, осуществляющие содействие правоохранительным органам.

§ Средства массовой информации, привлекающие внимание общества к проблемам борьбы с преступностью, а также осуществляющие журналистские расследования.

Вопрос 4. Политика и право. Уголовная политика как важнейшая составная часть внутренней политики государства, направленная на борьбу с преступностью. Соотношение понятий «Уголовная политика» и «Политика борьбы с преступностью».

Борьба с преступностью невозможна без выработки и проведения государ­ством особой политики с целью достижения максимальной эффективности этой борьбы. Такую политику, как указывает Н.Э. Мартыненко, принято называть уголовной политикой.

Содержанию понятия «уголовная политика» посвящено множество ис­следований. Наиболее интенсивно этот вопрос изучался во второй половине прошлого века. Значительное внимание вопросам уголовной и уголовно-правовой поли­тики учёными – юристами уделяется и в последнее время.

«Лучшая уголовная политика, – как отмечал Ф. Лист, – это политика со­циальная». Следует согласиться с мнением А.И. Алексеева, В.С. Овчинского и Э.Ф. Побегайло, что уголовная политика как одно из направлений социальной политики, – это государственная политика в области борьбы с преступностью. Уголовная политика определяет стратегию и тактику этой борьбы.

Исходя из различной широты толкования учёными-юристами понятия уголовной политики, данная дефиниция в науке рассматри­вается в трёх уровнях:

1. Как государственная политика борьбы с преступностью, определяемая и реализуемая как правовыми, так и внеправовыми средствами противодейст­вия преступности.

2. Как государственная политика борьбы с преступностью, определяемая и реализуемая на основании только норм права.

3. Как государственная политика борьбы с преступностью, определяемая и реализуемая исключительно нормами уголовного права.

Представляется, что термины «уголовная политика» и «госу­дарст­венная политика в сфере борьбы с преступностью» по сути своей тождественны. Справедливым представляется мнение Г.М. Минь­ковского, полагавшего, что как бы не именовались направления деятельности государства и общества, связанные с борьбой с преступностью, – уголовной политикой или политикой борьбы с преступностью, – речь идёт о важней­шей части внутренней политики, обеспечивающей эффективное функциони­рование экономической, идеологической и социальной поли­тики.

Действительно, как уже было отмечено выше, уголовная политика, строго говоря, не определятся только нормами права. Например – ежегодное Посла­ние Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (далее – послание). В послании 2005 года Президента Российской Федерации В.В. Путина отмечено, что «организация борьбы с преступно­стью в стране требует принципиально новых подходов». В по­слании 2007 года В.В. Путин говорит о борьбе с кор­рупцией и терроризмом как о стратегическом плане и далее, например, касаясь вопросов жилищного обеспечения, отме­чает: «… и вы, конечно, прекрасно понимаете, что именно здесь кроются корни многих острых проблем – таких как пьянство, преступ­ность, в том числе и подростковая». В своём Послании 2009 года бывший Президент Российской Федерации Д.А. Медведев прямо говорит о необходимости совер­шенствования уголовного закона. В частности – о необходимости шире приме­нять в качестве уголовной санкции штрафы и о необходимости введения в уго­ловный закон такой меры пресечения как залог. Приведенный пример ярко свидетельст­вует о «социальной составляющей» уголовной политики.

В результате реализации пожеланий главы государства в области борьбы с преступностью вносятся соответствующие изменения в действующее законода­тельство, причём не только в уголовное или уголовно-процессуальное. Прави­тельство Российской Федерации прини­мает ряд постановлений, которые, в свою очередь, по цепочке «дублируются» подзаконными актами различных министерств и ведомств.

Кроме того, следует придти к выводу и о том, что уголовная политика должна выражаться вовне не только путём непосредственного внесения изме­нений и дополнений в действующее уголовное законодательство, но и за счёт иных мер, в частности мер социальной направленности, которые формально лежат вне уголовно-правового поля.

И конечно, было бы ошибочным полагать, что уголовная политика может быть выражена только через нормы уголовного права.

Как уже отмечалось выше, уголовная политика находит своё выражение через значи­тельное количество нормативных актов различной юридической силы и различных от­раслей законодательства – уголовное, уголовно-исполни­тельное, уголовно-процессуальное, налоговое, административное и др. Кроме того, уголовная политика реализуется не только нормативно или во исполнение каких-то обя­зательных предписаний. Например, соответствующая деятельность в области образования, патриотического воспитания в духе нетерпимости к преступно­сти как антисоциальному явлению, в том числе, деятельность поли­тических партий, общественных объединений или, например, соответствующих долж­ностных лиц в армии, в конечном итоге также является одним из путей реа­лизации уголовной политики.

Таким образом, уголовная политика – это государственная политика противодействия преступности, заключающаяся как в нормативном, так и в ином определении мер, направленных на противодействие преступности, уст­ранение её причин и последствий, как через соответствующую деятельность органов государственной власти, так и через деятельность общественную.

Уголовно-правовая политика является частью уголовной политики, ко­то­рая, как замечает Б.Т. Разгильдиев, не выходит за пределы предмета и ме­тода уголовного права. Однако сам термин «уголовно-правовая политика» можно рассматривать и понимать двояко – как уголовную политику, опреде­ляемую и реализуемую только через нормы уголовного права или как через нормы права вообще.

Представляется, что во втором случае более корректно было бы гово­рить о политике уголовно-нормативной как государственной политике про­тиводей­ствия преступности через правотворческую и правоприменительную деятель­ность, то есть политику, основанную как на отраслях законодатель­ства, сущно­стью которых является кара или угроза её применения (уго­ловно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную по­литики), так и иных отраслях.

Уголовно-нормативная политика – это составляющая уголовной поли­тики государства, определяемая и реализуемая через нормы права.

Уголовно-правовая политика – это часть уголовно-нормативной поли­тики, определяемая и реализуемая исключительно нормами уголовного закона.

Таким образом, следует прийти к выводу о том, что уголовно-правовая политика является частью политики уголовно-нормативной, которая в свою очередь является составляющей частью уголовной политики.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: