ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«С пecней по жизни»
(возраст учащихся: 6-18 лет, срок реализации программы: 1 год)
Автор составитель:
педагог дополнительного образования
Душанбаев Ильдар Алекович
Уфа-2016
Пояснительная записка
Образовательная и воспитательная деятельность рассматривается в контексте задач, определяемых государственной политикой в области образования. Это обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бригантина», разработана на основании следующих документов:
· Конституция РФ;
· Конвенция ООН о правах ребенка;
· Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
· Закон «Об образовании в Республике Башкортостан»;
· Концепция развития дополнительного образования детей;
· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
· Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
· Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. n 09-3242ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
· Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”;
· Санитарно-эпидемиологические требования;
· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. n 06-1844;
· Приказы, письма Минобразования РФ и РБ, муниципальных органов управления образования о работе УДОД.
Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей.
Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. По мнению психологов и педагогов, учащихся следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.
Чрезвычайно благоприятным для развития творческих способностей учащихся и детей является такой вид искусства, как музыка.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося и детей.
Основная цель программы – приобщение учащихся к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков.
Основной принцип программы - постепенность в усвоении материала. В основе подачи материала лежит классическая обучающая методика.
Программа рассчитана на учащихся 6-18лет, интересующихся исполнительским искусством. В группу первого года обучения принимаются все желающие, независимо от различных стартовых возможностей..
Программа осуществляется во время групповых занятий (15 чел.).
Схема возрастного и количественного распределения учащихся
Год обучения | Кол-во детей в группах | Общее кол-во занятий в неделю | Продолжительность занятий в часах | Общее кол-во часов в неделю | Общее кол-во часов в год |
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
Основными задачами учебного предмета являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных учащихся и подготовка их к возможному продолжению образования в области исполнительского искусства в средних и высших учебных заведениях.
Учебный план
№ п/п | Название разделов, темы | Теория | Практика | Всего | Форма аттестаци/контроля | ||||||||
I.Введение | |||||||||||||
Ознакомление с работой УГДМЦ и объединения | Беседа | ||||||||||||
Техника безопасности в центре и в классе. | Беседа | ||||||||||||
Интонационные упражнения для развития ладового и гармонического слуха, работа с ритмическими карточками | Урок | ||||||||||||
Нотная грамота.Табулатура. | Урок | ||||||||||||
Гамма До мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени | Урок | ||||||||||||
Текущий контроль | урок | ||||||||||||
Размер 2/4 | Урок | ||||||||||||
Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки | Урок | ||||||||||||
Опевание устойчивых ступеней. Техническое трезвучие | Урок | ||||||||||||
Знаки альпирации. Басовый ключ | Урок | ||||||||||||
Транспонирование | Урок | ||||||||||||
Текущий контроль | урок | ||||||||||||
Изучение элементов гаммы Соль мажор. Понятие «тетрахорд», интонационные упражнения, работа с ритмическими карточками, сочинение мелодии по этим карточкам.Игра гаммы с переносом. | Урок | ||||||||||||
Изучение элементов гаммы Фа мажор. Понятие «Пауза», «Реприза» «Затакт» | Урок | ||||||||||||
Размер ¾. Понятие о мелодии и аккомпанементе, фразе, куплете. | Урок | ||||||||||||
Текущий контроль | Контрольный урок | ||||||||||||
Изучение элементов гаммы. Ре мажор. Пройденные размеры | Урок | ||||||||||||
Затакт, четверть, две восьмые в размере 2/4 | Урок | ||||||||||||
Размер 4/4.Пауза целая | Урок | ||||||||||||
Запись одноголосных диктантов в размере 2/4 | Урок | ||||||||||||
Разнообразие гитарных переборов. | Урок | ||||||||||||
Ьой «Восьмёрка». | урок | ||||||||||||
Гамма До мажор, выработка отдельных ступеней по «лесенке» обращений Т (перемена нот местами) | Урок | ||||||||||||
Понятие о параллельных тональностях | Урок | ||||||||||||
Понятие о трех видах минора. Гамма Ля минор. В ней Т35 обращение, опевание Т35 | Урок | ||||||||||||
Ритмическая группа в размере 2/4. Ритмический диктант, ритмическая партитура. | Урок | ||||||||||||
Гамма Ми минор (3 вида). Определение тональности, размера, темпа, ритмических групп в произведениях, исполняемых в классе. | Урок | ||||||||||||
Текущий контроль | урок | ||||||||||||
Понятие «Интервалы». Определение на слух. | Урок | ||||||||||||
Гамма Си минор (3 вида). | Урок | ||||||||||||
Размер 4/4. Ритмический диктант. Ритмическая партитура. | Урок | ||||||||||||
Ритмическая группа в пройденных размерах. | Урок | ||||||||||||
Работа над двухголосием. | Урок | ||||||||||||
Текущий контроль. | урок | ||||||||||||
Гамма Ре минор (3 вида). | Урок | ||||||||||||
Ритмическая группа в пройденных размерах. | Урок | ||||||||||||
Мелодический диктант. | Урок | ||||||||||||
Работа над двухголосием. | Урок | ||||||||||||
Гамма СиЬ мажор. Проиденные размеры. Чтение с листа. Слуховой анализ. | Урок | ||||||||||||
Работа над двухголосием. Слуховой анализ. | Урок | ||||||||||||
Транспонирование. Ритмическое остинато. | Урок | ||||||||||||
Подбор нижнего голоса к заданной мелодии. | Урок | ||||||||||||
Текущий контроль. | урок | ||||||||||||
Гамма Соль минор (3 вида) | Урок | ||||||||||||
Транспонирование Гаммы Ре мажор к Си минор (повтор) | Урок | ||||||||||||
Интервалы определение на слух ч1, м2, Б2, м 3, Б3 | Урок | ||||||||||||
Мелодический диктант. Подбор нижнего голоса к заданной мелодии. | Урок | ||||||||||||
Интервалы ч4, ч5, ч8 | Урок | ||||||||||||
Гаммы Фа мажор и ре минор (повторение) | Урок | ||||||||||||
Гаммы Соль мажор и ми минор (повторение) | Урок | ||||||||||||
Промежуточный контроль | урок | ||||||||||||
Итого: 144
Ведущими формами организации образовательного процесса являются практическое и репетиционное занятие. Используются такие формы как: мастер-класс, беседа, коллективное посещение массовых мероприятий. На занятиях наряду с фронтальными формами используются работа в парах, индивидуальная работа, работа в микрогруппах.
Процесс обучения базируется на применении игровых технологий, так как они придают ему привлекательную форму, облегчают запоминание и освоение упражнений, повышают эмоциональный фон занятий, способствуют развитию мышления, воображения и творческих способностей обучающихся.
Ведущими формами мониторинга эффективности реализации программы и динамики продвижения учащихся являются входная диагностика, промежуточная диагностика и итоговая аттестация обучающихся. Итоговая аттестация учащихся проводится с использованием разнообразных форм:
Ø анкетирование;
Ø тестирование;
Ø самоконтроль;
Ø мониторинг подготовленности;
Ø конкурсные состязания;
Ø разработка собственной программы занятий на основе усвоенных теоретико-методических посылок;
Ø контрольное занятие по каждому разделу;
Список литературы:
С.Владимирский «Гитара для всех»
С.В.Кознов «А не спеть ли нам песню»;2001 г.
М.Каркасси «Школа игры на шестиструнной гитаре».
А.С.Молодцов «Золотые песни под гитару»; 2006 г.
В.Ф.Суханов «Гитара для всех»
Н.Г.Шиндина «Школа игры на шестиструнной гитаре»: новейший самоучитель; 2006 г.
клуб самодеятельной песни «Поиск» (г.Арзамас – 16) «Программа обучения игре на шестиструнной гитаре».