Под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк, его филиал (отделение) в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РБ.
Расчеты в безналичной форме проводятся в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо.
Платежное поручение является платежной инструкцией, согласно которой один банк (банк-отправитель) по поручению клиента (плательщика) осуществляет за вознаграждение перевод денежных средств в другой банк (банк-получатель) лицу, указанному в поручении (бенефициару).
Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк.
Правила проведения расчетов в безналичной форме посредством платежного требования устанавливаются нормативными правовыми актами Национального банка.
Платежное требование-поручение является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара либо действий, совершенных в его пользу, на основании направленных плательщику (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.
Аккредитив - обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива.
|
Под инкассо понимается осуществление банками операций с документами на основании полученных инструкций клиента, в результате которых плательщику передаются финансовые документы, не сопровождаемые коммерческими документами (чистое инкассо), либо финансовые документы, сопровождаемые коммерческими документами, либо только коммерческие документы (документарное инкассо) в целях получения платежа и (или) акцепта платежа или на других условиях.
Инкассо осуществляется банком (банком-ремитентом) по поручению клиента (принципала) или от своего имени.
Под финансовыми документами понимаются векселя, чеки и иные используемые для получения платежа документы, выписанные в целях исполнения обязательств в денежной форме.
Под коммерческими документами понимаются транспортные документы, счета, товарораспорядительные и иные документы, не являющиеся финансовыми.
Под ненадлежащим исполнением банком-отправителем платежных инструкций клиента (взыскателя) понимаются:
·несвоевременное списание денежных средств со счета плательщика;
·списание денежных средств в сумме, не соответствующей указанной в платежных инструкциях клиента;
·выдача в целях исполнения платежных инструкций клиента (взыскателя);
·иные случаи исполнения платежных инструкций в порядке, не соответствующем законодательству РБ или договору.
Под ненадлежащим исполнением банком-получателем платежных инструкций банка-корреспондента понимаются:
|
·несвоевременное зачисление денежных средств на счет бенефициара;
·зачисление денежных средств на счет бенефициара в не соответствующей платежным инструкциям сумме;
·зачисление денежных средств в пользу ненадлежащего бенефициара;
·иные случаи исполнения платежных инструкций в соответствии с законодательством.
В случае ненадлежащего исполнения платежных инструкций банк обязан возместить клиенту (взыскателю), банку-корреспонденту:
денежные средства, необоснованно списанные с их счета;
денежные средства, недозачисленные на их счет;
денежные средства, переведенные (зачисленные) в пользу ненадлежащего бенефициара, банка-корреспондента.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения банком платежных инструкций клиента (взыскателя) банк обязан возместить клиенту реальный ущерб, в том числе взысканную контрагентами по основному договору неустойку (штраф, пени).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения банком платежных инструкций клиент (взыскатель) вправе также требовать возмещения упущенной выгоды.
Банк не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых платежных инструкций клиента в случае:
указания неверных реквизитов платежных инструкций;
утраты платежных инструкций организациями связи либо искажения ими электронных сообщений;
поломок или аварий используемых банком технических систем, произошедших не по вине банка;
в иных случаях, предусмотренных Кодекса и иными законодательными актами РБ.