Игра-упражнение с лоскутками.




Пояснительная записка.

 

Работая уже много лет по основной Программе воспитания и обучения в детском саду (МП РСФСР, 1985) мы столкнулись с тем, что в работе с детьми нужны новые методы и приёмы в воспитательно-образовательной деятельности, поэтому нас привлекла программа ”Детство”.

В программе ”Детство” меня особенно заинтересовал раздел «ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», подраздел «изобразительное искусство и художественная деятельность детей». Хочу отметить, что предыдущая общеобразовательная программа воспитания и обучения под редакцией М.А.Васильевой (1985) тоже включала в себя данный раздел, однако он был представлен в очень незначительном объёме. Так программа в разделе «изобразительное искусство», старший дошкольный возраст, предусматривала воспитание интереса к разным видам изобразительного искусства; формированию умения восприятия содержания и средства выразительности картины, иллюстрации, скульптуры (мелкой пластики), народной игрушки. Развитию эстетических чувств, творческого воображения. Формированию способов художественно-образного отражения предметов, явлений, используя цвет, форму, ритм, композицию. Обучение самостоятельно осваивать технические навыки в изобразительной деятельности, выбору способов изображения в соответствии с характером образа.

В программе ”Детство” раздел ознакомления с искусством даётся большим блоком. Помимо того, что нам давала типовая программа – программа ”Детство”, развивает устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки, суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера. Способствует пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающими ребёнка людьми, умение соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая к ним своё отношение. Подводит детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращает их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям радость, к нему следует бережно относиться.

И самое главное, на мой взгляд – это развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, умения высказывать доказательные суждения и оценки увиденного, включать познанное – через искусство и ознакомление с окружающим – в собственную эстетическую и художественную деятельность. Развиваются и совершенствуются навыки и умения изобразительного, декоративного, конструктивного и оформительского творчества, внесения его результатов в художественное оформление окружающей среды.

Работа с детьми показала, что, привлекая на занятиях различные виды литературного, музыкального и визуального материала - стимулирует рождение художественного образа.

На своих занятиях по изодеятельности я часто использую конспекты Н.А.Курочкиной. В этих конспектах мне нравится, как она умело сочетает знакомство детей с живописью, художественным словом, устным народным творчеством.

Учась, на книгах, рекомендациях Н.А.Курочкиной я создаю свои конспекты занятий по ознакомлению детей с искусством. Вот одно из них.

 

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с живописью. Тема занятия: ”Если видишь, на картине нарисована река …”. Пейзаж.

Программное содержание.

1. Развитие зрительного восприятия детей.

2. Развитие способности эмоционально переживать пейзажный образ в жизни и в живописи.

3. Развитие художественных способностей – чувства цвета, тона.

6. Знакомство с жизнью природы в её различных состояниях.

7. Активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональное состояние: буйство красок, чистый, звонкий, сказочность, лиричность, нежность, задумчивость, предвестники и искусствоведческими терминами: пейзаж, жанр, тёплые, холодные, оттенки, светотени, цвет, ритм, живопись, основной цвет, составной, цвет, акварель, гуашь.

Подготовительная работа.

Наблюдения на прогулке, из окон за проявлениями природы. Рассматривание фотографий, репродукций. Чтение и разучивание стихов, песен о природе.

Материалы.

Слайды и слайдопроэктор; музыкальный материал: «Сентябрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, Прелюдия (до минор) Ф.Шопена; лоскуты ткани; мнемотаблица; бумага; краски акварель, гуашь; восковые и пастельные мелки; цветные карандаши.

 

Зрительный ряд.

1. И.А.Попов ” Июль” 1976 г.

2. А.И.Куинджи ” Закат”

3. И.И.Левитан ”Озеро”

4. И.И.Шишкин ”Сосна” 1891 г.

5. С.Ю.Жуковский ”Первые предвестники весны” 1910 г.

 

Ход занятия.

Часть.

Воспитатель. Ребята, мы с вами уже говорили о том, как работают художники, какими материалами. Кто напомнит мне об этом? (Ответы детей). Давайте подойдём к окну и внимательно посмотрим, какое состояние природы мы видим? (Буйство красок золотой осени или голые деревья; чистый, звонкий, прозрачный воздух или сырой, туманный, холодный…). Какое настроение выражает пейзаж за окном? (Радости, восторга, грусти, одиночества, нежности). Почему? Чем это передаётся? (Цветом).

- Молодцы! Все увидели настроение природы. А сейчас пройдем на наш ковёр и сядем полукругом, чтобы всем было видно.

 

Игра-упражнение с лоскутками.

Показать цветом, сочетанием цветов различные настроения: радости и восторга, тихой грусти и печали, тревогу. Во время игры уточнить, какие лоскуты по цвету и яркости использованы для передачи настроения.

2. часть.

Воспитатель. Ребята, кто помнит, как называется жанр в живописи, когда художник изображает природу? (Ответы детей). Правильно, это пейзаж.

 

Слайд №1. И.А.Попов ” Июль” 1976 г.

- Давайте, посмотрим на одну из картин. Что вы вспоминаете, глядя на этот пейзаж? Какие краски использует художник, тёплые или холодные? Почему? Какой основной цвет лета? Одинаков ли он в природе или имеет различные оттенки? Как художник передаёт свет и тень? (Оттенками).

 

Слайд №2. А.И.Куинджи ” Закат”

 

-Нравится ли вам этот пейзаж? Что в нём необычного? (Цвет). Посмотрите на игру цвета. Какие здесь тени? Как удалось это художнику передать? (Отношение света и тени: очень светлые и очень тёмные). Глядя на эту картину, какие чувства у нас возникают? Какое настроение? (Тревоги, сказочности, лиричности).

А написал эту замечательную картину - Архип Иванович Куинджи – мастер цвета.

 

Слайд №3. И.И.Левитан ”Озеро”

- Перед вами картина ещё одного замечательного русского художника Исаака Ильича Левитана. Какие впечатления навевает на вас этот пейзаж? (Ответы детей). Давайте, представим себя на берегу этого озера. Что вы видите, что вы чувствуете, что вы слышите? (Рассказ детей). Какие звуки слышны тихо, а какие громко? (Звон колокола – тихо, плеск воды, шорох травы – громче). Какими средствами выразительности достиг этого художник? (Линия, цвет, свет, ритм). Как бы вы назвали эту картину? (Варианты, предложенные детьми).

 

Слайд №4. И.И.Шишкин ”Сосна” 1891г.

- Кто помнит, как зовут этого художника? (Иван Иванович Шишкин).

Чем этот пейзаж отличается от тех, что мы видели? Что здесь изображено? (Одинокая сосна). Какое здесь время дня? Как показал нам это художник, с помощью чего? (Светотени, оттенков). Давайте помечтаем, о чём может думать эта одинокая сосна зимней ночью? (Ответы детей). Эту картину Иван Иванович написал, после того, как услышал стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.

 

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход.

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

 

Как вы думаете, могла сосна увидеть такой сон?

 

Слайд № 5 С.Ю.Жуковский ”Первые предвестники весны” 1910 г.

- К какому жанру можно отнести эту картину? (Ответы детей). Почему вы так думаете? Давайте рассмотрим передний план, что мы здесь видим? Какое настроение нам передаёт художник? (Лёгкое, нежное, спокойное). С помощью чего нам передаёт это настроение художник? (С помощью цвета). Какую краску надо добавить в разные краски, чтобы они стали нежные, лёгкие, неяркие? (Белую).

- Эту картину художник назвал «Первые предвестники весны», а где же эти ”предвестники” на картине? (Первые весенние цветы в ящике на окне, река, освободившееся ото льда, деревья и лес без снежных ”шуб”, воздух серый, влажный – всё это говорит о том, что весна уже рядом, чуть, чуть… Она скоро придёт. Ощущение жизни.).

- Ребята, а можно ли назвать эту картину пейзажем? Почему? (Варианты детей).

Мы с вами посмотрели, как художники передают свою любовь к природе в живописи, сейчас давайте послушаем, как композиторы нам расскажут об этом же. Звучит аудиозапись. Как вы думаете, какая музыка больше всего подходит к картинам? (Варианты ответов детей).

Мы с вами увидели, услышали, как художники, композиторы почувствовали и в своих произведениях передали разные настроения природы: то тихие, спокойные, задумчивые, то нежные, изящные, звонкие. А вот ленинградский поэт Александр Кушнер написал шутливое стихотворение о жанрах живописи, давайте его прочитаем и запомним.

Детям предлагается мнемотаблица (см. приложение № 1).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: