Организация учебно-познавательной деятельности




Под организацией учебно-познавательной деятельности учащихся понимают определенный порядок дидактического процесса в структурном и функциональном смысле, придание этому процессу необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Рассмотрю различные подходы к понятию «организация».

«Организация» – от позднелатинского «organiso» – сообщаю стройный вид, устраиваю. В толковом словаре СИ. Ожегова организация трактуется как «хорошее, продуманное устройство, внутренняя дисциплина». Согласно «Философской энциклопедии» организация – «упорядочение, налаживание, приведение в систему… объекта, соотношение частей какого-либо объекта» [11]. Там же выделяются двойственность понятия «организация», его предметная часть (расположение и взаимосвязь элементов целого) и функциональная часть (действия и взаимодействия этих элементов).

Педагогическая наука опирается на базисные понятия теории научной организации труда. По мнению В.П. Боголепова, организацию можно характеризовать как определенный порядок в структурном и функциональном смысле: взаимосвязь и взаиморасположение элементов некоторого комплекса (предметная и структурная части организации); действия и взаимодействия элементов комплекса (функциональная часть), обусловленных единством целей или выполняемых ими функций и определенными обстоятельствами места и времени. [1, с. 44–45]. Согласно данной теории организация рассматривается как тот или иной порядок.

Перейду непосредственно к анализу понятия «организация обучения» (Таблица 2), а затем – «организация учебно-познавательной деятельности» (Таблица 3), их структуре и функциям. Как видно из таблицы, практически все авторы определяют организацию обучения как структурное взаимодействие деятельностей учителя и учащихся, на основе чего под организацией обучения мы понимаем именно структурирование, упорядочение, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при их совместной деятельности над определенным содержанием учебного материала.

Таблица 2. Подходы к понятию «организация обучения»

Автор Определение Особенности
Р.А. Хабиб Структура и взаимодействие учения (учебной деятельности учащихся) и преподавания (обучающей деятельности учителя) при использовании соответствующих возрасту школьников и данному предмету обучающих средств. Отмечает взаимодействие деятельностей учителя и учащихся с использованием обучающих средств
И.М. Чередов Упорядочение, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала. Организация обучения преследует цель обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью учащихся со стороны учителя Отмечает взаимодействие деятельностей учителя и учащихся и содержание учебного материала
А.Я. Савченко Целенаправленная, взаимосвязанная деятельность учителя и учеников (преподавание – учение), которая имеет определенную структуру и содержание, имеет планомерный, систематический характер и проявляется в конкретных результатах Отмечает взаимодействие деятельностей учителя и учащихся и направленность на планируемый результат
Г.И. Хозяинов Деятельность педагога, выражающаяся в обосновании, построении и реализации композиционно-структурного объединения компонентов учебного процесса с целью решения учебно-воспитательных задач в конкретных условиях педагогической действительности Рассматривает деятельность педагога как координатора учебного процесса
К.У. Асимов Структура взаимодействия учителя и учащихся, определяющая Отмечает взаимодействие деятельностей учителя и учащихся, а также цели и конечный результат этих деятельностей

Рассмотрю понятие «организация учебно-познавательной деятельности». В результате анализа литературы в отношении понятия «организация учебно-познавательной деятельности» учащихся школы первой ступени выделяют три подхода его к определению:

1) в качестве деятельности только учителя (В.И. Загвязинский, Л.П. Кныш, В.П. Стрезикозин, Н.А. Семенов, В.П Тарантей и др.);

2) в качестве деятельности только учащихся (М.А. Данилов, М.С. Загородная, С.Ф. Збандуто, В.И. Есипов, Т.М. Николаева, Т.И. Огородников, О.С. Тесемницина);

3) в качестве взаимосвязи, взаимодействия учителя (управление) и ученика, а также взаимодействия учащихся между собой (В.Я. Голант, К.Б. Есипович, Н.Н. Казанцев, Н.В. Попов, И.Я. Лернер, Е.И. Машбиц, А.Я. Савченко, Р.А. Хабиб, В.А. Выхрущ, Г.И. Щукина, В.К. Дьяченко).

Таблица 3. Основные компоненты организации учебно-познавательной деятельности младших школьников

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Деятельность, способствующая пониманию, осознанию и принятию учащимися целей и задач обучения 1. Понимание, осознание, принятие поставленных целей, осознание мотивов деятельности
2. Информационная деятельность (ознакомление с новыми знаниями), формирование навыков учебно-познавательной деятельности 2. Приобретение новых знаний, формирование навыков учебной деятельности
3. Руководство процессом приобретения знаний, формирования навыков учебно-познавательной деятельности 3. Процесс чувственного познания, приобретения представлений и знаний для формирования понятий
4. Руководство процессом познания научной картины мира. 5. Руководство процессом перехода от теории к практике 4. Познание научной картины мира. 5. Приобретение навыков учебно-познавательной деятельности.
6. Организация практическо-творческих занятий, направленных на развитие компетенции 6. Практическое применение знаний, навыков учебно-познавательной деятельности в окружающем мире
7. Проверка и оценивание компетенции, полученной учащимися в учебно-познавательной деятельности. 7. Формирование навыков анализа и самоконтроля результатов, полученных в учебно-познавательной деятельности.

 


Как видно, подходы 1 и 2 являются лишь различными аспектами рассматриваемого понятия, и лишь подход 3 способствует правильному пониманию вопроса. Это связано с тем, что учебно-познавательная деятельность имеет бинарный характер, поэтому, в ее организации должны рассматриваться две взаимосвязанные и взаимообусловленные деятельности – учителя и учащихся.

Следовательно, под организацией учебно-познавательной деятельности надо понимать специальную упорядоченность учебно-познавательных действий учащихся и учителя, отвечающую целям, мотивам и задачам и протекающую в определенном режиме. Термин «специальная упорядоченность» стоит рассматривать как совокупность форм протекания учебно-познавательной деятельности, целей, методов, средств, результатов обучения, которые определяет учитель в соответствии с требованиями к содержанию образования.

Целесообразная организация учебно-познавательной деятельности обеспечивает сопряженность внешних условий, действий, с теми внутренними процессами, которые создают благоприятную «внутреннюю среду» (мотивации, активности мыслительных, эмоциональных, перспективных и других процессов, важных для познания), содействующих интенсивному развитию личности… От организации учебно-познавательной деятельности зависит общий тонус учения, дисциплина мысли, собранность, порядочность и четкость учащихся в самостоятельном учебном труде, взаимопомощь в учении.

Анализ работ В. Оконь, И.П. Подласого, П.И. Пид-касистого позволяет выделить в организации учебно-познавательной деятельности младших школьников семь основных звеньев (таблица 3).

Выделю следующие первичные признаки организации учебно-познавательной деятельности обучаемых (по Г.И. Хозяинову):

1. Четкая формулировка цели, постановка задач и доведение их до обучаемых;

2. Построение обучения как системы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых на разных этапах учебного занятия. Выбор наиболее рациональных видов деятельности обучаемых по овладению учебным материалом.

3. Выбор методов учения в соответствии с поставленными задачами, содержанием и возможностями обучаемых.

4. Система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной самостоятельности.

5. Учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых. Индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности.

6. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности обучающихся.

7. Обучение приемам познавательной деятельности. Воспитание культуры труда обучающихся.

8. Разнообразие средств организации учебной деятельности.

9. Учет трудностей, встречающихся при усвоении содержания, и дидактическая подготовленность к их преодолению.

10. Оперативная корректировка учебной деятельности.

Т.И. Шамова так рассматривает организацию учебно-познавательной деятельности учащихся на разных ее этапах.

1. На начальном этапе действия учащихся направлены на осознание ими необходимости нового знания: предварительные практические действия, подводящие к пониманию недостаточности имеющихся знаний; действия, направленные на осознание практического значения изучаемого вопроса; применение имеющихся знаний для анализа и сопоставления фактов.

2. Организация действий учащихся по выявлению связей между фактами нужна на этапе воспроизведения новых знаний и их осмысления.

3. Организация действий по обобщению фактического материала.

4. Следующий этап содержит организацию действий по сознательному применению полученных обобщений: нахождение проявления полученных выводов в конкретной ситуации; использование их в измененных ситуациях.

5. Организация действий, направленных на овладение такими учебными умениями, как планирование, самоконтроль, само коррекция.

Исследователи выделяют различное количество основных компонентов организации учебно-познавательной деятельности. Так, Т.И. Шамова выделяет мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, энергетический, оценочный. Т.А. Матис, А.Б. Орлов, А.К. Маркова – ориентировочный (направлен на анализ условий ситуации, на соотношение ее со всеми возможностями, что приводит к постановке учебной задачи); исполнительный (направлен на активное преобразование учеником изучаемого объекта); оценочный, по контролю и анализу собственной деятельности.

И.Ф. Харламов выделяет целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-операционный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный компоненты.

В результате анализа компонентов организации учебно-познавательной деятельности можно остановиться на трех, наиболее отражающих суть организации учебно-познавательной деятельности младших школьников. Это мотивационно-целевой, содержательно-операционный и контрольно-оценочный компоненты.

1. Мотивационно-целевой компонент, предполагающий создание условий для поддержания любопытства, осуществления мотивации учения как направленности школьников на отдельные стороны учебно-познавательной деятельности, связанные с внутренним отношением ученика к ней.

2. Содержательно-операционный компонент состоит из системы ведущих знаний и способов учения. Так как осмысление учебной информации невозможно без использования школьниками таких мыслительных процессов как анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и классификация, абстрагирование, то при организации учебно-познавательной деятельности учитель должен обеспечить успешное формирование интеллектуальных умений школьников, связанных с переработкой усваиваемой учебной информации. С этой целью в процессе урока необходимо обучать их выявлению существенных признаков явлений и вычленению из них общего, сопоставлению фактов с центральным вопросом, умению делать обобщения и выводы, осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей. О сформированности мыслительных операций у школьников учитель судит по умению ими вычленять существенное, связывать факты, делать выводы.

А.Я. Савченко, отмечает, что содержательный компонент состоит из двух подсистем: уже усвоенных знаний, умений и навыков (фундамент изучения нового), и собственно новых знаний и способов действий, которые и являются объектом усвоения. Процессуальный (операционный) компонент представляет собой способы деятельности (действия, операции), составляющие основу выполнения деятельности.

3. Оценочно-контрольный компонент, предполагающий оценку эффективности учебного труда. Поэтому учебно-познавательная деятельность школьников должна содержать действия, направленные на формирование у них умений самооценки и самокоррекции. Успешность деятельности школьников во многом зависит от сформированности у них умений управлять ею. Для развития самоконтроля и само коррекции нужно научить школьников правильно работать с контрольными вопросами и ответами, осуществлять прикидку правильности решения задания, сравнивать свое решение с образцом, уметь высказывать свою точку зрения.

 


Выводы

1. Под организацией учебно-познавательной деятельности следует понимать специальную упорядоченность учебно-познавательных действий учащихся и учителя, которая отвечает целям, мотивам и задачам обучения и протекает в определенном режиме.

2. Целесообразная организация учебно-познавательной деятельности способствует обеспечению успешного формирования системы знаний и овладению опытом репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности.

3. Основными компонентами, отражающими организацию учебно-познавательной деятельности являются мотивационно-целевой, содержательно-операционный и оценочно-контрольный.

Таким образом, задачи, поставленные в работе выполнены, цель достигнута.

 

 


Список использованной литературы

 

1. Боголепов В.П. О состоянии и развитии общей теории организации. В кн.: Организация и управление (вопросы теории и практики). – М., 1968. – с. 44–45

2. Гончаренко СУ. Украшський педагопчний словник. Ки1в, Либвдь, 1997, 376 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание. Личность. – 2-е изд. М.: Политиздат, 1975, 304 с.

4. Лысина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982, №4, с. 18–35

5. Немов Р.С. Психология. Учебн. Для студентов высших пед. Учеб. Заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995, 576 с.

6. Педагогический словарь. T.I.M.: Изд-во Акад. пед. Наук, 1960, 778 с.

7. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983, 448 с.

8. Психология. Учеб. пособие /Под ред. проф. В.А. Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1974, 304 с.

9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957, 384 с.

10. Савченко О.Я. Дидактика початкової школи: Підручник для студентів педагогічних факультетів К.: Абрис, 1997, 416 с

11. Философская энциклопедия, Т. 4. – М.: 1970, т. 4, с. 160

12. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд., М.: Политиздат, 1987, 590 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: