Глава 3. Исследования проблемы профессиональных установок студентов, обучающихся в вузе




Анкетирование как метод исследования проблем профессиональных установок студентов

 

Важность изучения профессиональных установок студентов связана с выявлением цели обучения в университете и основной причины, по которой студенты выбирают именно данный тип учебного заведения. Выбор вуза выпускниками школ – это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определенного образа жизни.

С нашей точки зрения, основным методом исследования профессиональных установок студентов, обучающихся в вузе, является анкетирование, так как именно оно способно выявить основные психологические установки объективно.

Для организации исследования необходимо составить анкеты, анализ которых позволит выявить основные профессиональные установки студентов.

Первым вопросом может быть цель обучения в вузе. В качестве вариантов ответов могут быть предложены следующие:

- получение специальности с последующим успешным трудоустройством;

- необходимость получения высшего образования;

- повышение уровня знаний;

- получение второй специальности.

Прагматизм в профессиональной деятельности зачастую играет доминирующую роль среди целей обучения. Иногда существуют чисто образовательные цели («повышение уровня образования»), которые характерны для молодежи, не имеющей четко выраженной профессиональной направленности и жизненного опыта.

Вторым вопросом анкеты можно поставить вопрос: «Что привлекает Вас в обучении в данном вузе?». Варианты ответа:

- доступность образования;

- гибкий график обучения;

- высокое качество обучения.

Третий вопрос – почему Вы выбрали именно этот вуз?

- потому что не поступили в другой вуз;

- по рекомендации знакомых и друзей;

- привлекла реклама вуза лишь. В настоящее время в условиях острой конкуренции вузов в борьбе за абитуриентов важным является качество и эффективность их рекламной деятельности. Реклама отражает позицию вуза, формирует его образ в сознании потенциальных потребителей образовательных услуг.

Четвертый вопрос - на базе какого образования Вы поступили в вуз -предполагает следующие варианты ответов:

- после окончания школы, лицея или гимназии;

- ПТУ или техникум;

- высшее учебное заведение.

Пятый вопрос: хотели бы Вы продолжить обучение после получения степени бакалавра?

Шестой вопрос – Как Вы считаете, какой уровень образования является для Вас достаточным?

- диплом бакалавра;

- диплом специалиста;

- диплом магистра.

Седьмой вопрос – Хотели бы Вы продолжить свое образование для получения ученой степени?

- кандидата наук;

- доктора наук;

- нет.

Восьмой вопрос – Считаете ли Вы, что диплом выбранного Вами вуза создаст для Вас основу для успешного трудоустройства и карьеры?

Девятый вопрос – Укажите, к какому социальному слою Вы хотели бы принадлежать?

Можно предложить следующие варианты ответов:

- индивидуальные предприниматели;

- управляющие и чиновники;

- управленцы среднего звена;

- государственные служащие и рабочие;

- работники крупного негосударственного предприятия;

- работники мелкого бизнеса;

- сельхозслужащие;

- ведение домашнего хозяйства.

Таким образом, подобные вопросы анкеты позволят выявить характеристики ожиданий и установок студентов, обучающихся в вузе. Мониторинг характеристик студентов вуза способен выявить стабильность ряда доминирующих характеристик их профессиональных установок. У студентов вуза становится возможным определить уровень притязаний по отношению к обучению, нацеленность на получение профессии, востребованной в обществе. Анализ этой же анкеты, но предложенной студенту на более поздних курсах обучения позволит выявить изменения некоторых параметров и их динамику.


Заключение

 

В теоретическом плане проблема обоснования положения о том, что профессиональная установка является базовой, системообразующей характеристикой профессионального сознания студентов; в практическом плане - проблема выявления особенностей формирования и развития профессиональной установки студентов, обучающихся в вузах разных типов, по разным специальностям (профилям).

Установка личности заключает в себе избирательное отношение к чему-то значимому для личности и приноровление к соответствующей деятельности или способу действия уже не отдельного органа, а личности в целом, включая ее психофизический строй. Установка личности, в которой активизировано определенное перцептивное содержание, играет существенную роль в восприятии, вообще в познании человеком действительности. В этом смысле она составляет то, что можно бы назвать апперцепцией, в нашем понимании, т.е. апперцепцией не представлений самих по себе, а всего бытия личности.

Значение теории Д.Н.Узнадзе - в разработке ключевой проблемы психологии - проблеме детерминизма, объяснении и понимании целесообразной активности индивида. Теория установки в исследованиях грузинской научной школы Д. Н. Узнадзе относится к методологическим теориям психологии наряду с теорией деятельности. Установка или аттитюд (франц. altitude - поза) вводится в научную литературу для обозначения психологической готовности человека действовать (поступать) определенным образом в ответ на различные проявления природной или социальной среды Общим для разных авторов в понимании значения данного понятия оказывается тенденция к определенному реагированию, специфическая предрасположенность индивида или группы людей.

Проблема классификации установок в соответствии с непротиворечивым основанием остается одной из самых актуальных в процессе исследования. Профессиональные установки есть такое разноуровневое мотивационно-смысловое образование, проявляющееся как готовность личности воспринимать определенным образом условия деятельности и действовать в них соответствующим образом, которое пронизывает все аспекты профессиональной деятельности от профессионального самосознания до действия или поступка.

Формирование и поддержание устойчивой направленности личности студента путем подкрепления профессиональной установки представляет собою непрерывный процесс согласования требований перспективы посредством деятельности, посредством обратной связи. Формирование мотивов, равно, как и системы целей и намерений, идет вместе с формированием потребностей. Потребность и другие компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее, за счет более глубокого познания перспективы и трансформации возникшей потребности человека в конкретные мотивы.

Профессиональная установка - совокупность компонентов, отражающих восприятие человеком профессиональной деятельности в соответствии с его интересами, мотивами, потребностями, стремлениями в профессии, и способствующих формированию образа «Я-профессионала» и осуществлению профессиональной самореализации.

Профессионально-ценностная установка будущего специалиста имеет четыре компонента: знания, эмоции, ценности и действия:

связана с мотивацией деятельности, влияет на изменение мотивации, но и, в свою очередь, мотивация создает базу для формирования установки;

связана с потребностями личности, которые мотивируют готовность, готовность создает базу для формирования профессионально-ценностной установки на профессиональную деятельность.

Предлагаемые нами вопросы анкеты позволят выявить характеристики ожиданий и установок студентов, обучающихся в вузе. Мониторинг характеристик студентов вуза способен выявить стабильность ряда доминирующих характеристик их профессиональных установок. У студентов вуза становится возможным определить уровень притязаний по отношению к обучению, нацеленность на получение профессии, востребованной в обществе. Анализ этой же анкеты, но предложенной студенту на более поздних курсах обучения позволит выявить изменения некоторых параметров и их динамику.


Список использованной литературы

1. Алимова М.А. К проблеме становления профессиональных установок будущих специалистов и их связь с различными факторами личностной ригидности //Психологическая диагностика в образовательной практике: Материалы краевой научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - С. 133 - 138.

2. Алимова М.А. Проблема становления профессионального образа мира будущих специалистов в процессе обучения //Молодежь - Барнаулу: Тезисы докладов научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - С. 160 - 162.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 2004. – 627 с.

4. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ.2000. Вып. 17., С. 141.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 2003.

6. Гальперин П.Я. История психологии, xx в М.: Акад. Практ, Екатеринб. Дел. Кн., 2002. – 365 с.

7. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2005. – 401 с.

8. Дмитриев А.В. Общая социология: Учеб. пособие. - М., 2001. - С. 136.

9. Карпенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 2005. – 851 с.

10. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет студента СГИ // Труды СГУ. 1999. Вып. 10. С. 52–62.

11. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 2005. – 276 с.

12. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 2003. – 312 с.

13. Лузан, С.С. Профессиональная направленность будущих специалистов как показатель качества профессионального образования // Качество образования: технологии, экономика, законодательство: Сборник материалов VII ежегодной научно-методической конференции. Томск, 2004. С.35-37.

14. Лузан, С.С. Формирование профессиональной направленности личности в системе вуза Материалы конференции научно-технических работников вузов и предприятий. Ч.II. Новосибирск: НГАВТ, 2003. С.108-110.

15. Лузан, С.С. Формирование профессиональной направленности у студентов вузов с учетом гендерной социализации //Проблемы учебно-методической и воспитательной работы в вузе: Сборник материалов III межрегиональной научно-практической конференции. Сургут, 2006. С.105-107.

16. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2004

17. Общая психология. Под общ. ред.А.В. Карпова М.: Гарда-рики, 2004. 378 с.

18. Первин, Лоуренс А. Психология личности: Теория и исслед.: науч. Ред. Пер. В.С. Магуп. - М.: Аспект-пресс 2001. – 324 с.

19. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 2002. – 297 с.

20. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 2004. 399 с.

21. Психология: комплексный подход; Под ред. М. Айзенка. – Минск.: Нов. Знание, 2002. – 278 с.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – М., 1996. – 537 с.

23. Шептенко О.Б. Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности. Автореф. дис. на соискание уч. степ. к.п.н. – Барнаул, 1998. – 22 с.

24. Шереги Ф.Э., Харчева В.А., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997. С. 36.

25.Шульц, Дуан П. История современной психологии СПб.: Евразия, 2002. – 384 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: