основные тенденции и направления




Уголовно-правовая политика представляет собой деятельность законода-

теля, предметом которой является уголовный закон. Основные способы или ин-

струментарий, используемый им (законодателем) выступает криминализация и

декриминализация деяний, пенализация и депенализация.

Поразительно, что в сегодняшние дни еще можно встретить в корне не-

верное понимание и содержание понятия «уголовно-правовая политика» кото-

рую отождествляют с уголовной политикой государства.

Уголовно-правовая политика, пишет Валенкутевич А.В.,1 (политика в

сфере борьбы с преступностью), в которой государство определяет основные

векторы деятельности правоохранительных и иных государственных органов,

общественных формирований по охране прав граждан, субъектов обществен-

ных отношений от криминальных посягательств, предупреждению преступле-

ний и правонарушений, своевременному их пресечению, привлечению к уго-

ловной ответственности лиц, совершивших противоправные деяния, исполне-

нию наказания и иных мер уголовной ответственности в отношении

осужденных. Скорее речь тут идет об уголовной политике, определение и со-

держание которой, в советский период развития страны, разрабатывал в част-

ности А.Н. Беляев2. В классической немецкой уголовно-правовой литературе

мы встречаем определение уголовной политики, данное Францем Фон Листом,3

не потерявшей и теперь своей актуальности. В этой работе уважаемый профес-

сор бросает справедливый упрек специалистам, имеющим юридическое обра-

зование, которые не имеют права быть только юристами. Один из пороков дея-

тельности юристов он усматривал в том, что они оперируют только понятиями

1 Валенкутевич А.В. Уголовная политика в системе политик государства//htt//library.by.

2 Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. – ЛГУ, 1986. – С. 124.

3 Франц Ф.Л. Задачи уголовной политики. – М., 2004. – С. 7-9.

в рамках науки уголовного права. За рамками игры в понятия, как бы она не

была увлекательна, остается человек, которого мы называем преступником.

Итак, что такое уголовно-правовая политика? В настоящее время ее можно рас-

сматривать как часть уголовной политики, которая представляет собой направ-

ление деятельности законодательных и правоприменяющих органов в выработ-

ке общих положений уголовного законодательства, криминализации и декри-

минализации деяний, разработке видов и размеров наказаний в санкциях

конкретных составов преступлений.

Уголовно-правовая политика государства, а именно оно является субъек-

том формирования уголовной политики, довольно активно является предметом

обсуждения в последние 2-3 года. Определенный толчок этому дало подведение

итогов действия Уголовного кодекса РФ вступившего в силу 1.01.1997 г. Во-

просы уголовной политики обсуждаются различными категориями специали-

стов – адвокатами, прокурорскими работниками, учеными-теоретиками. В ча-

стности на теоретическом семинаре «Тупики российской уголовной политики:

криминологический аспект», состоявшемся 22 февраля 2006 г. в РГПУ, профес-

сор Э.Ф. Побегайло отметил, что за 2005 г. был зафиксирован рекордный рост

преступности. Сложившаяся кризисная ситуация обусловлена, в числе прочего,

кризисными явлениями в уголовной политике России, которая, по словам док-

ладчика, зашла в тупик. Среди проблем уголовной политики были названы от-

сутствие социальной обусловленности и научной обоснованности уголовного

закона и изменений в нем, нестабильность уголовного законодательства и т.д.

Мы можем согласиться с мнением Э.Ф. Побегайло, что уголовное законода-

тельство как элемент уголовной политики и уголовная политика в целом все

более откровенно носят классовый характер. Острие уголовных репрессий на-

правлено против неимущих, маргинальных слоев населения, в то время как

преступность богатства остается безнаказанной. К сожалению, по мнению

Б.В. Волженкина, российская уголовная политика все более способствует тор-

жеству «государственного номенклатурно-кланового капитализма»1. Примером

такого рода политики является производная от уголовно-правовой политики

политика уголовно-процессуальная, нашедшая закрепление в ФЗ от 7.04.2010

№ 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-

ской Федерации»2.

Примером дискуссий по проблемам уголовной политики явилось, напри-

мер, заседание научно-консультативного совета ФПА,3 на котором приняли

участие, представители гос.органов, правозащитники, ученые-юристы. По мне-

нию зам. Председателя Верховного Суда РФ В.И. Радченко, действующий Уго-

ловный кодекс отличается чрезмерной жесткостью. Например, как уголовные

преступления трактуются некоторые деяния, которые по степени обществен-

ной опасности являются скорее административными правонарушениями. По

некоторым преступлениям разумнее было бы внести административную

преюдицию, когда уголовная ответственность наступает в случае, если ока-

зались безрезультатными принятые меры административного воздействия.

По многим составам преступлений, не связанным с посягательством на

жизнь человека, предусмотрены несоразмерно высокие минимальные преде-

лы санкций, вследствие чего суды назначают наказания, не соответствующие

общественной опасности деяний. Целесообразно снизить минимальные пре-

делы санкций за такие преступления, что позволило бы судам проявлять бо-

лее дифференцированный подход к лицам, втянутым в совершение преступ-

лений в силу стечения обстоятельств, а также к тем участникам групповых

преступлений, кто встал на путь сотрудничества со следствием в изобличе-

нии соучастников. По мнению выступавшего, целесообразно перевести ряд

преступлений из категории тяжких в категорию средней тяжести, поскольку

их пенализация была осуществлена не на научной основе.

1 Епифанова В.Е. России необходима концепция уголовно-правовой политики // Российская

юстиция. – 2008. – № 4.

2 СЗ РФ. – 2010. – № 15. – Ст. 1756.

3 Уголовно-правовую политику нужно менять // Новая адвокатская газета. – 2008. – № 23 (040).

Требует усовершенствования порядок условно-досрочного освобождения,

который во многом ограничен «усмотрением» администрации мест заключения

и судей. Для этого следует четко определить в законе условия, при которых

осужденный может выйти на волю. В настоящее время суды часто отклоняют

ходатайства об условно-досрочном освобождении на том основании, что

осужденный не раскаялся и не признал свою вину. Это является нарушением

ст. 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать

против себя и своих близких. При решении вопроса об условно-досрочном

освобождении суды должны принимать во внимание лишь два обстоятельст-

ва: общественную опасность осужденного и его поведение в местах лишения

свободы. Лишение свободы следует расценивать как крайнюю меру наказа-

ния, поэтому необходимо законодательно расширить диапазон видов наказа-

ния, которые суд может назначить в качестве альтернативы лишению свобо-

ды, сделав упор на экономические санкции. Многое из сказанного В.И. Рад-

ченко нашло закрепление в уголовном законе за истекший 2009 год, год по

сути революционный, в смысле поправок и изменений, нашедших закрепле-

ние в УК РФ.

О чем свидетельствуют обсуждения уголовной политики? Как мне пред-

ставляется они свидетельство сложных противоречивых процессов, происхо-

дящих в обществе которые, в том числе решаются с использованием уголовно-

го права (уголовного закон). Среди них можно отметить процесс перераспреде-

ления собственности и результатов предпринимательства, процессы, вызванные

миграционными потоками в Россию населения из государств участников

СНГ, противоречий вызванных «столкновением» масс людей исповедующих

различные религии, столкновением интересов людей покинувших ареалы

компактного проживания и придерживающихся различных моделей социо-

культурного поведения, обострившиеся на фоне материального неравенства

(индивидуального и регионального). Анализируя современное состояние, в

котором пребывает уголовное право как социо-культурного феномен,

А.Э. Жалинский1 пишет, что оно находится в кризисе. На этот кризис указы-

вают следующие признаки. К социальным признакам ученый относит рост

числа обвинительных приговоров и совершаемых преступлений, быстрый

рост прямых затрат на поддержание реализации уголовного закона, влияние

избыточного использования уголовно-правовых средств на соотношение вла-

стных полномочий и политический климат, что приводит к уменьшению

контроля общества над уголовным правом.

Собственно правовые признаки кризиса состоят в инфляции уголовного

законодательства, немотивированном расширении предмета уголовно-

правового воздействия и усилении ответственности, снижении технического

уровня уголовного законодательства, сопряженного с ростом недействующих

норм, потерей определенности уголовного закона, в особенности примени-

тельно к так называемым новым преступлениям (например, отмывание гряз-

ных денег, некоторые специальные запреты мошенничества в экономической

сфере и пр.).

Какими были основные направления уголовно-правовой политики в XXI

столетии? Какие тенденции проявились наиболее отчетливо в действующем

Уголовном кодексе РФ?

Несмотря на определенные противоречия в законодательной практике

нашла свое отражение тенденция на снижение контингента лиц, находящихся в

местах лишения свободы, облегчения тягот, связанных с отбыванием наказания

за преступления, совершенные впервые, одним словом, в сокращении т.н. «тю-

ремного населения». Это выразилось в сокращении отбывания обязательной

части лишения свободы, замене, не отбытой части лишения свободы иными ви-

дами наказания (ФЗ – 2001 г. № 25),2 отбывании наказания женщинами, совер-

шившими тяжкие и особо тяжкие преступления только в колониях-поселениях3.

Специальную группу лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, со-

1 Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный ана-

лиз. – М., 2009. – С. 53.

2 См.: Российская газета. – № 52. – 14.03.2001.

3 Российская газета. – № 252. – 16.12.2003.

ставляют несовершеннолетние. Законодатель учел особенности указанной кате-

гории лиц, влияние на формирование пребывания в местах лишения свободы. В

отношении лиц, не достигших 16 летнего возраста, было установлено наказание

в виде лишения свободы не превышающее 6 лет. Приняты были и иные допол-

нения и изменения в нормы общей части УК, улучшающие положение этой ка-

тегории лиц, совершивших преступления. Названная тенденция проявилась в

изменении сущности такого вида наказания, каковым является «ограничение

свободы»1. Ограничение свободы в теперешнем ее виде не является наказани-

ем, связанным с принудительным нахождением в специальном учреждении. Не

случайно оно получило в среде журналистов название «домашнего ареста».

Можно предполагать, что количество лиц, осуждаемых к лишению свободы в

связи с установлением ограничения свободы за преступления небольшой и

средней тяжести, значительно сократится.

Либеральный подход законодателя выразился в ликвидации такого вида

наказания, каковым длительные годы была конфискация имущества, восста-

новленная лишь в 2006 году, с введением в Общую часть УК РФ гл. 15.1

«Конфискация имущества»2. В своем нынешнем виде она представляет иную,

не связанную с наказанием меру, вызывающую многочисленные вопросы у

правоприменителя и у теоретиков уголовного права. Надо признать, что зна-

чительную часть преступлений, по которым конфискация возможна, состав-

ляют преступления против общественной безопасности и преступления про-

тив основ конституционного строя и безопасности государства. Особую за-

боту законодателя в новом столетии составили преступления

террористического характера, прежде всего те из них, которые находятся в

гл. 24 УК РФ. Безусловно, это напрямую связано с непрекращающейся внут-

ренней «войной» с группировками и объединениями, ориентирующимися на

изменение территориальной целостности страны и ее суверенитета. Пред-

1 См.: Российская газета. – № 253. – 30.12.2009.

2 См.: СЗ РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3452.

ставляется, что место этих преступлений с учетом целей и задач указанных

объединений, получивших в СМИ наименование «бандгрупп», в гл. 29 УК

РФ, там, где находятся преступления экстремистского характера. В гл. 24 УК

получили прописку нормы ст. 205.1 «Содействие террористической деятель-

ности»,1 ст. 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической

деятельности или публичное оправдание терроризма»2. Норма о террористи-

ческом акте стала более совершенна, нежели в ее первоначальном виде. Не-

обходимо отметить, что нормы далеки от совершенства, например, нет еди-

ного подхода к определению террористической деятельности, в названных

статьях, например, в ФЗ «О противодействии терроризму»,3 содержатся виды

террористической деятельности, отличающиеся от набора преступлений, пре-

дусмотренных в ст. 205.1 УК РФ.

Более сложное отношение вызывает законодательная регламентация уго-

ловно-правовой борьбы с экстремистскими проявлениями. В строгом смысле

слова к преступлениям экстремистским относятся преступления, предусмот-

ренные ст. 282.1. «Организация экстремистского сообщества» и ст. 282.2 «Ор-

ганизация деятельности экстремистской организации»4. Однако в примечании к

ст. 282.1 УК сказано, что экстремистскими являются все преступления, при

описании которых законодатель указал, что они совершаются по мотивам поли-

тической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти

или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо

социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной

части настоящего Кодекса и пунктом «е» части первой статьи 63 настоящего

Кодекса. Указанный мотив совершения преступлений мы встречаем в преступ-

лениях против личности (ст. 105, 111, 112 и др., преступлениях против общест-

венной безопасности и общественного порядка –ст. 213, 214 УК РФ). Практи-

1 Российская газета. – № 137. – 27.07.2002.

2 Российская газета. – № 165. – 29.07.2006.

3 Российская газета. – № 48. – 10.03.2006.

4 Парламентская газета. – № 142-143. – 30.07.2002.

чески таким преступлением может быть любое преступление, совершенное по

указанному мотиву. Не следует забывать, что во многом проявления экстре-

мизма – результат отсутствия целенаправленной политики в области воспита-

ния и образования, управления людскими ресурсами в стране, т.е. составляет

функции государственной власти.

В своем большинстве преступления экстремистской направленности со-

вершают лица из необеспеченной части населения, молодые люди из неполных

семей.

Наиболее яркие проявления уголовно-правовой политики последних

лет – это усиление уголовной ответственности за преступления против несо-

вершеннолетних, совершенные на сексуальной почве. Законодатель, по сути,

перекроил гл. 18 УК РФ. Смысл новелл состоит в ужесточении ответственности

лиц, посягающих на половую свободу и неприкосновенность, нормальное нрав-

ственное развитие. Законодатель дифференцировал суровость мер в зависимо-

сти от возраста потерпевших. Особенно отчетливо это проявилось в ст. 134 и

ст. 135 УК РФ. Так, половое сношение с лицом, не достигшим 14-летнего воз-

раста, совершенное группой лиц, может наказываться лишением свободы на

срок от 12 до 20 лет, т.е. более сурово, нежели убийство при наличии отягчаю-

щих обстоятельств (например, убийства беременной женщины, или же убийст-

ва малолетнего). Любопытно, что законодатель отказался от необходимости

осознания виновными лицами несовершеннолетнего возраста потерпевшего

(потерпевшей) при изнасиловании и совершении насильственных действий сек-

суального характера. Представляется, что столь строгое наказание не соответ-

ствует системе приоритетов, расставленных законодателем при распределении

законодательного материала в главах особенной части УК РФ. Во многом такие

меры уголовной репрессии были навеяны сообщениями в средствах массовой

информации, создававшей общественное мнение и отчасти имевшими спекуля-

тивный характер.

Последний из принятых законов, вносящих дополнения и изменения в гл.

22 УК РФ, подтвердил тенденцию законодателя на смягчение уголовной ре-

прессии в отношении представителей бизнеса1. Прежде всего, это достигается

увеличением кратной стоимостной оценки последствий преступлений, величины

получаемых доходов, стоимости предмета незаконного действия. К примеру,

крупный размер уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) уве-

личен в 4 раза, сумма невозвращенных из-за границы средств в иностранной ва-

люте (ст. 193 УК РФ) выросла в 6 раз и составила 30 миллионов рублей, по сути,

сделав уголовно-правовую норму мертвой нормой. Базовое примечание к ст. 169

УК РФ, распространяющее свое действие на большинство уголовно-правовых

норм, не содержащих точечных примечаний, увеличило крупный размер с

250 тыс. руб. до 1 млн 500 тыс., а особо крупный с 1 млн руб. до 6 млн руб.

Причины, по которым внесены соответствующие изменения, довольно

разнообразны. В одном из своих выступлений Президент страны обратил вни-

мание на то, что уголовное преследование предпринимателей стало статьей до-

ходов правоохранительных структур, прежде всего органов внутренних дел,

поскольку большинство преступлений в сфере экономической деятельности

расследуется ими. На этой почве совершаются служебные преступления: при-

влечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, получение взят-

ки и пр. Названные преобразования в нормах гл. 22 УК РФ, несомненно, повле-

кут, и уже повлекли сокращение сотрудников ОРЧ по расследованию налого-

вых преступлений и сотрудников БЭП МВД РФ, что сообразуется с заявленной

и проводящейся уже реформой системы МВД, одним из результатов которой

должно стать сокращение личного состава на 20%.

В рамках настоящего сообщения рассмотрены далеко не все закономер-

ности и направления уголовно-правовой политики в новом столетии. Они тре-

буют специального и глубокого исследования. Требует глубокого анализа и

практика формирования уголовно-правовой политики, которая представляется

далеко не идеальной.

1 См.: Российская газета. – № 255. – 31.12.2009. Были в кратных размерах увеличены суммы

неуплаченных налогов, образующие уголовно-значимые признаки налоговых преступлений.

Лица, уплатившие суммы пени, штрафа и недоимки до окончания предварительного рассле-

дования, освобождаются от уголовной ответственности.__



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: