ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
ПО ТЕМЕ «СПИРТЫИ ФЕНОЛЫ»
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания о составе, строении и химических свойствах насыщенных одноатомных и многоатомных спиртов, фенолах.
Задачи урока:
- образовательные:
· обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме;
· закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах спиртов и фенолов;
- развивающие:
· развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами соединений;
· развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся к химии;
- воспитательные:
· особое внимание уделить вредному воздействию этанола на организм человека;
· пропаганда здорового образа жизни.
Тип урока: обобщения и систематизации изученного материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
План урока:
1) организационный момент
2) актуализация знаний
3) закрепление знаний
4) рефлексия
5) домашнее задание
Ход урока:
1. Организационный момент:
v Приветствие
v Проверка отсутствующих.
v Наличие на партах необходимых материалов к уроку.
v Учащимся сообщаются цели и структура урока.
Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Спирты и фенолы», на котором должны закрепить и систематизировать знания, полученные вами в ходе изучения темы. (Слайд 1)
(Слайд 2):
Сегодня на уроке:
§ вы повторите, что такое спирты и фенолы;
§ вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;
§ вы выполните упражнения;
§ вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!
Актуализация знаний
Фронтальный опрос:
1. Какие вещества называются спиртами? (слайд 3)
Ответ: Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп –ОН, соединенных с углеводородным радикалом. (слайд 4)
2. По каким признакам классифицируют спирты? (слайд 5)
Ответ:
· по числу гидроксильных групп (одноатомные, двухатомные, трехатомные);
· по характеру углеводородного радикала (предельные, непредельные, ароматические); (слайд 6)
· по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа (первичные, вторичные, третичные). (слайд 7)
3. Продолжите фразу «Фенолы – это…» (слайд 8)
Ответ: Фенолы – это органические вещества, содержащие радикал фенил, связанный с одной или несколькими гидроксильными группами. (слайд 9)
4. Какие виды изомерии характерны для спиртов? (слайд 10)
Ответ: По положению функциональной группы, углеродного скелета, межклассовая с простыми эфирами. (слайд 11)
5. Какие химические свойства характерны для спиртов? (слайд 12)
Ответ: Спиртам характерны следующие реакции:
- замещения;
- дегидратации;
- этерификация;
- окисление. (слайд 13)
6. Каковы качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы? (слайд 14)
Ответ:
· на многоатомные спирты – взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди (II) с образованием ярко-синего алкоголята меди;
· на фенолы – взаимодействие с раствором FeCl3 с образованием фиолетового фенолята железа. (слайд 15)
3. Общее закрепление знаний:
Решение задачи и цепочки.
Решают задачу: один ученик – у доски, другие – на местах.
Задача: Вычислите объем водорода (н.у.), который образуется при взаимодействии металлического натрия массой 3,45 г с избытком этанола. (слайд 16)
Решение:
2С2Н5ОН + 2Na 2С2Н5ОNa + Н2
n(Na) = = 0,15 моль
n(Na): n(H2) = 2: 1
n (H2) = =
= 0,075 моль
V(Н2) = 0,075 моль . 22,4 моль/л = 1,68 л
Ответ: V (Н2)= 1,68 л (слайд 17)
Цепочки: составьте схему взаимных переходов между классами углеводородов (выполняются индивидуально и у доски):
I. CH4 ® CH3OH ® CH3Cl ® C2H5OH ® CH3COOH ® CH3COONa
II. Этан® Этен ® Этин ® Бензол ® Фенол ® Пикриновая кислота
¯
Этанол
III. СaCO3 ® CaC2 ® C2H2 ® C2H5OH ® CH3-COH ® CH3COOH ® CH3COO-CH3
Ребята, изучая физические свойства спиртов, мы затрагивали вопрос их токсичности.
При попадании в организм 1-2 чайных ложек метанола поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, а употребление 30-100 мл приводит к смертельному исходу.
А каково воздействие на организм человека этанола, который используется для приготовления алкогольных напитков?
Сообщение учащегося (презентация).
Рефлексия. Подведение итогов урока.
С целью контроля знаний учащимся предлагается тестовая работа по теме «Спирты и фенолы».
Учащиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят знак «+» напротив него.
Рефлексивный тест:
1. Мне это пригодится в жизни.
2. На уроке было над чем подумать.
3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
4. На уроке я поработал(а) добросовестно.
v Подведение итогов урока, выставление оценок.
5. Домашнее задание:
1. Задания 4,6 (с. 141-142); С. 295-297 (повторить).
Спасибо за работу! Урок окончен. До свидания.