Упражнения для неба и повышения подвижности мышц глотки




1. Имитация ощущений при глотании «надутого шарика» (по Вансовской Л.И.), «горячей картошки» (по Ермаковой И.И.)

2. Вдох с позевыванием через рот – выдох через рот (по Вансовской Л.И.)

3. Полоскание горла теплой водой (маленькими порциями),густыми жидкостями (кисель, сок с мякотью – дома)

4. Глотание воды маленькими порциями, что вызывает наиболее высокое поднятие мягкого неба. При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удержания мягкого неба в поднятом положении.

5. Детям предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по нескольку капель воды.

6. Позевывание при открытом рте, имитация позевывания.

7. Покашливание, что вызывает энергичное сокращение мышц валика Пассавана на задней стенке глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостью. Активные движения неба и задней стенки глотки могут ощущаться детьми: рука прикасается к гортани под подбородком и чувствует подъем неба. Произвольное покашливание производится два-три раза или больше на одном выдохе. В это время сохраняется контакт неба с задней стенкой глотки, а воздушный поток направляется через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком. Затем покашливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуют сохранить контакт неба с задней стенкой глотки. Постепенно ребенок приучается активно поднимать его и направлять воздушную струю через рот.

8. Производится четкое энергичное утрированное произнесение гласных звуков на твердой атаке высоким тоном голоса «А»!При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок. Перечисленные упражнения дают положительные результаты до и после операции. Систематическое их проведение в дооперационный период подготавливает ребенка к операции и сокращает сроки последующей коррекционной работы.

Дифференциация звуков

Цель – научить узнавать фонемы и различать на слух правильность звучания (начинать – с гласных). Звук ребенок не произносит!

1. Выделять звуки из ряда изолированных (услышишь звук «_» - хлопни).

2. Определить наличие изучаемого звука в слове (услышишь – подними карточку, руку)

3. Определить место звука в слове – в начале, в конце, в середине слова (показ на схеме)

4. Отличать правильный звук от искаженного (напр., ротовой от носового). Показываем правильное и неправильное звучание, ребенок на слух определяет правильный звук.

5. Определять правильность произношения изучаемого звука в словах (не упоминаем про назализацию): коска – кошка, лыба – рыба.

 

Операции на небе

Оперированное и восстановленное твердое небо должно быть цельным, с широким и высоким сводом

Мягкое небо должно быть длинным и подвижным, с пассивным и активным смыканием с задней стенкой глотки (валиком Пассавана)

В результате операции:

· Велопластика – полное восстановление мягкого неба, оно становится достаточно длинным и подвижным, при подъеме почти соприкасается с задней стенкой глотки.

Мягкое небо чаще остается укороченным, не эластичным, не происходит соприкосновения со стенкой глотки, не образуется полный небно-глоточного затвора.

· Фарингопластика – искусственная перемычка из тканей задней стенк глотки и мягкого неба – на небе остаются остаточные отверстия, свищи – несросшиеся участки неба, что требует повторной операции, рубцы, деформации, расхождение швов.

 

Послеоперационный период

Особенность работы – постоянный контроль за направлением воздушной струи.

Виды работы

· Массаж мягкого неба

· Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки

· Артикуляционная гимнастика

· Голосовые упражнения

· Дыхательные упражнения

 

Задачи послеоперационного периода

· Постановка гласных звуков

· Устранение избыточного носового резонанса

 

Направления работы

Массаж – на 15-20 день после операции

Дыхательная гимнастика, овладение направленной воздушной струей

Разработка доступного небно-глоточного смыкания, имитация глоточного рефлекса, позевывания и полоскания горла

Произнесение гласных без носового резонанса

Пение

 

Массаж верхней губы

 

Массаж мягкого неба

 

Этап. Коррекция звукопроизношения, координация дыхания, фонации и артикуляции

Основная цель – коррекция согласных звуков, которые вводятся в речевой материал скоординировано с дыхательной опорой и ротовым резонансом гласных. Специфика – контроль за правильным дыханием.

Обследование

Осмотр артикуляционного аппарата:

Вид расщелины

Время пластических операций губы и неба

Подробное описание

При расщелине губы

Подвижность губ

Наличие и состояние рубцов

Состояние уздечки

 

Осмотр неба до операции

Размер дефекта

Подвижность сегментов мягкого неба



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: