Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе, нельзя не рассказать о богатствах севера, его животном мире.




Выполнила музыкальный руководитель

Первой квалификационной категории

Э.Н.Алибаева

Г.

Национальные традиции народов Югры, как фактор влияния

На музыкально-эстетическое развитие дошкольников.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Каждый народ на протяжении своей долгой истории создает только ему присущие песни, танцы, мелодии и ритмы. характер этих мелодий тесно связан с образом жизни народа, видом трудовой деятельности, его темпераментом и эстетикой. Через приобщение дошкольников к культурным традициям родного края формируются духовно-нравственные ценности. Внедрение элементов фольклора в практику дошкольного учреждения, изучение традиций и обычаев народов является важнейшим звеном в процессе формирования у детей эстетических чувств и высокой художественной культуры.

Данное направление мне близко чисто с практической стороны, так как 18 лет проработала на Севере, в ХМАО - Югре, поэтому история и культура этого края мне близка и знакома. И по этой причине хотелось бы остановить ваше внимание на этом самобытном и богатом своей древней культурой крае.

Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Историческое название края – Югра. Коренные народы этого сурового края ханты, манси и ненцы..

Изучение традиций, быта коренных народов Севера в сочетании с приёмами развития творческого воображения позволяет строить обучение и воспитание на основе сотворчества педагога и детей.

Для приобщения детей к истокам народной культуры народов Севера, были определены следующие направления работы:

Ознакомление с культурой и бытом народом ханты и манси

Знакомство детей с национальными традициями народов ханты и манси начинается со сбора и изучения краеведческого материала. Это можно сделать через музейную педагогику, которая приобщит детей к истории и быту народов Югры, познакомит с искусством ханты и манси, с особенностями национального костюма, особенностями его украшения.

" Хантыйские узоры красивы и просты.

Вглядись, дружок, и скоро

Поймёшь их сердцем ты.

Узоров тех сплетенья

Похожи то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб.» -Так описывает народный поэт красоту хантыйского костюма.

В группах можно оформить уголки Севера, подобрать дидактический материал, художественную литературу, песенный материал, из которых можно почерпнуть знания об истории народов Севера. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволят ребенку самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание развивающих центров группы. Для более глубокого изучения данного направления необходимо разработать систему мероприятий по воспитанию любви и уважения к традициям народов Северного края, составить перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с учетом регионального компонента для детей дошкольного возраста..

Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе, нельзя не рассказать о богатствах севера, его животном мире.

В работе можно использовать картины, фотографии, иллюстрации. Вследствие чего дети узнают, что в тайге водятся олени, волки, песцы, куницы, зайцы, глухари, куропатки. Самым распространённым обитателем тайги является северный олень.

«От рогов ветвистых, стройных

На снега упала тень.

Кто бежит к нам, с ветром споря?

Это – северный олень.»

При проведении с детьми игр народов Севера, связанных с обитателями тайги, в их незатейливых движениях, коротких, но очень выразительных словах, передаются любовь и уважительное отношений людей к животным. Дети с большим желанием под музыку передают с помощью выразительных движений образы разных животных и зверей. В развлечении «Зов тайги", в которое включаются эти игры, могут принять участие не только дети, но и их родители. В детском саду успешно можно организовать тематические игровые программы "Люблю тебя, край Северный", театрализованные викторины "На семи холмах" и др., литературно - музыкальные композиции "Мелодии древней Югры", "Северные узоры". На праздниках использовать исполнение и слушание хантыйских песен и танцев, разученных детьми. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа и поэтому их роль в воспитании огромна, пожалуй ни с чем не сравнима. Благодаря поэтическим словам и красивым мелодиям они оказывают на чувства и сознания детей сильное влияние и надолго сохраняются в памяти. Музыкальный фольклор - замечательная школа общения. Ведь и песня, и танец, и игра в народной традиции были не только самореализацией своих способностей, но и умения войти в социум, научиться взаимодействовать с другими людьми. Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, в них красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания связаны своими обрядами и приметами - это сильнейший источник познания народной жизни.

Своеобразную глубину, образное содержание несут и танцы. И так, слеующее направление - это:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: