Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ




"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (постатейный)

Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ

"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

 

(с изменениями и дополнениями от 10 июля 2012 года, 2 июля 2013 года, 23 июня 2014 года)

 

 

Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года

 

Одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года

 

 

Комментарий к разделу I. Общие принципы обеспечения пожарной безопасности

Комментарий к главе 1. Общие положения

 

Комментарий к статье 1. Цели и сфера применения технического регламента

 

1. Положения рассматриваемой статьи устанавливают 3 общие цели комментируемого Закона (защита жизни и здоровья граждан, а также имущества 4 видов) и сферу применения его правил - правовое поле регламентирования отношений в области технического регулирования пожарной безопасности, которое включает:

 

- основные правила технического регулирования в области пожарной безопасности;

 

- общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции) - 4 видам объектов (зданиям, сооружениям, промышленным объектам) и 2 видам продукции (пожарно-технической и продукции общего назначения);

 

- минимальные пределы действия норм иных федеральных законов о технических регламентах (запрет на действие любых требований пожарной безопасности к конкретной продукции, если они устанавливают более низкие, чем установленные настоящим Законом, требования пожарной безопасности);

 

- три обязательные области применения норм комментируемого Закона (9 этапов жизненного цикла объектов защиты, 4 стадии применения права в формах федерального законодательства и нормативного регулирования технических регламентов, содержащих требования пожарной безопасности, а также процедура разработки технической документации на объекты защиты);

 

- специальную область технического регулирования в области пожарной безопасности, дополнительно регулируемую особыми нормативными правовыми актами федерального статуса (объекты специального назначения 8 категорий);

 

- специальную область технического регулирования в области пожарной безопасности, дополнительно регулируемую отдельными федеральными законами (процессов и объектов жизненного цикла ядерного оружия).

 

Общие цели принятия комментируемого Закона обусловлены правами и свободами физических и юридических лиц в сфере защиты жизни, здоровья и государственного (муниципального) имущества, гарантированными в конституционно закрепленных нормах, в соответствии с которыми в Российской Федерации охраняется жизнь и здоровье людей, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

 

Любое цивилизованное общество охраняет наивысшую ценность - жизнь и здоровье своих граждан, право на их охрану и защиту провозглашено и признается мировым сообществом как основное неотъемлемое право, принадлежащее каждому человеку. Пределы правовой охраны жизни и здоровья человека являются одним из основных показателей степени демократичности государства. Приоритет обеспечения охраны жизни и здоровья людей на территории Российской Федерации согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" обозначен первым основным принципом государственной политики в области безопасности и является в соответствии с ч.1 ст.6 ФЗ "О техническом регулировании" первой целью принятия всех технических регламентов.

 

В сфере технического регулирования защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества обеспечивается деятельностью, способной извне предупредить (снизить) воздействие на человека или имущество вредных факторов технического характера (недопущение угрозы пожара, взрыва).

 

Следует отметить, что основы правового регулирования охраны жизни и здоровья человека установлены положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

 

На защиту имущественных отношений прежде всего направлены кодифицированные акты законодательства: ГК РФ, АПК РФ, УК РФ, КоАП РФ.

 

При этом в соответствии с общими правилами ст.7 ФЗ "О техническом регулировании" комментируемый технический регламент с учетом степени риска причинения вреда устанавливает минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, которые:

 

- не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения общих целей технического регулирования, указанных в п.1 ст.6 ФЗ "О техническом регулировании";

 

- имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент;

 

- не должны содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение обозначенных целей принятия технического регламента.

 

Минимальные пределы действия норм иных федеральных законов о технических регламентах или правило запрета на действие норм технических регламентов, которые содержат требования пожарной безопасности к конкретной продукции, более низкие, чем установленные настоящим Законом, реализуют первый основной принцип технического регулирования о применения единых правил установления требований к продукции, а также общие правила применения законодательства РФ о техническом регулировании (подробнее см. ст.3 и 4 ФЗ "О техническом регулировании")

 

Объекты защиты (продукции) кроме перечисленных в комментируемой статье зданий, сооружений, промышленных объектов, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения в соответствии с п.15 ст.2 Закона включают транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество, к которым установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. При этом в соответствии с нормами ст.2 ФЗ "О техническом регулировании":

 

1) техническим регулированием определено правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

 

2) техническим регламентом установлен документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

 

3) продукцией обозначена материально-вещественная форма результата деятельности, предназначенная для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

 

Согласно положениям ст.2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" зданием является результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, предназначенную для проживания (деятельности) людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, имеющую надземную и (или) подземную части, которая включает в себя:

 

- помещения (часть объема здания или сооружения, имеющую определенное назначение и ограниченную строительными конструкциями);

 

- систему инженерно-технического обеспечения, предназначенную для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;

 

- сеть инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений).

 

Различают жилые (жилой дом постоянного типа с длительным сроком службы) и нежилые здания (предназначено для использования в производственных, торговых, культурно-просветительных и др. (кроме постоянного проживания) целях). Также здания подразделяются на основные (главенствующее по капитальности постройки, архитектурным признакам и функциональному назначению) и служебные (по отношению к основному зданию на земельном участке имеют второстепенное значение, бывают, как правило, некапитального типа и при технической инвентаризации их внутренние помещения не учитываются и не измеряются).

 

Правовой порядок идентификации зданий и сооружений регламентирован положениями ст.4 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и включает следующие признаки классификации:

 

1) назначение, для определения которого применяются классификаторы из Перечня общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, прилагаемого к постановлению Правительства РФ от 10 ноября 2003 года N 677;

 

2) принадлежность к опасным производственным объектам (применяется согласно положениям Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и правил ст.48.1 комментируемого Кодекса);

 

3) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность (об определении транспортной инфраструктуры и транспортных средств, транспортной безопасности, уровне безопасности и др. см. ст.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности");

 

4) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;

 

5) пожарная и взрывопожарная опасность (классификация зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности осуществляется согласно положениям гл.8 (ст.26-27) комментируемого Закона);

 

6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;

 

7) уровень ответственности (определяет объем последствий экономического, социального и экономического характера при его разрушении).

 

Правила ст.2 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают, что сооружение является результатом строительства, представляющим собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. При этом сооружением можно считать инженерно-строительный объект, назначением которого является создание условий необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций, а объектом, выступающим в качестве сооружения, является любое отдельно стоящее сооружение со всеми устройствами, составляющим с ним одно целое.

 

Общие требования пожарной безопасности, а также требования к мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности в зданиях и сооружениях регламентированы положениями ст.8 и 17 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и включают, например, осуществление проектирования и строительства здания (сооружения) таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания (сооружения):

 

- исключалась возможность возникновения пожара;

 

- обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение;

 

- обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания (сооружения) при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество;

 

- при возникновении пожара соблюдались следующие требования:

 

a) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара;

 

b) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;

 

c) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;

 

d) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

 

e) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;

 

f) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;

 

g) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

2. Вторая часть комментируемой статьи устанавливает 3 аспекта обязательного применения норм комментируемого Закона:

 

1) девять этапов жизненного цикла объектов защиты,

 

2) четыре стадии применения права в формах федерального законодательства и нормативного регулирования технических регламентов, содержащих требования пожарной безопасности;

 

3) процедуру разработки технической документации на объекты защиты.

 

Нормативное определение всех этапов жизненного цикла зданий, сооружений (объектов капитального строительства) приводится в положениях ст.2 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и ст.1 ГрК РФ за исключением терминов техническое перевооружение, изменение функционального назначения, техническое обслуживание, эксплуатация и утилизации, которыми являются промежуточные этапы жизненного цикла объектов защиты, мероприятия которых не входят в проектирование, строительство, капитальный ремонт и реконструкцию, но могут повлиять на снижение установленных минимальных пределов пожарной безопасности.

 

Обязательное применение норм комментируемого технического регламента на 4 стадиях применения права в формах федерального законодательства и нормативного регулирования технических регламентов, содержащих требования пожарной безопасности, обусловлено как и в ч.1 настоящей статьи реализацией первого основного принципа технического регулирования о применения единых правил установления требований к продукции, а также общих правил применения законодательства РФ о техническом регулировании, установленных в ст.ст.3 и 4 ФЗ "О техническом регулировании".

 

Обязанности использования норм комментируемого Закона при разработке технической документации на объекты защиты обозначены законодателем для установления пределов ответственности собственников (иных владельцев) таких объектов на этапе их проектирования (исходной, начальной процедуре жизненного цикла). К исполнительной технической документации, например, относятся:

 

- исполнительные геодезические схемы возведенных конструкций, элементов и частей зданий, сооружений;

 

- акты приемки геодезической разбивочной основы;

 

- исполнительные схемы и профили инженерных сетей и подземных сооружений;

 

- общий журнал работ;

 

- журнал авторского надзора проектных организаций (при наличии авторского надзора);

 

- специальные журналы работ, журналы входного и операционного контроля качества;

 

- акты освидетельствования скрытых работ;

 

- акты испытаний и опробования оборудования, систем и устройств;

 

- акты промежуточной приемки ответственных конструкций;

 

- акты приемки инженерных систем;

 

- рабочие чертежи на строительство объекта с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам (с учетом внесенных в них изменений), сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ;

 

- исполнительные схемы расположения зданий, сооружений на местности (посадки), являющиеся исполнительной архитектурной документацией;

 

- другие документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений, по усмотрению участников строительства с учетом их специфики.

 

Исполнительная техническая документация предъявляется исполнителем при приемке работ и при приемке объекта в эксплуатацию после оформления в установленном порядке. После сдачи объекта в эксплуатацию исполнительная техническая документация в комплекте с иными документами передается эксплуатирующей организации на постоянное хранение и применяется при дальнейшей эксплуатацииКомментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ.

________________

Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ Подробнее см. Исполнительная техническая документация при строительстве зданий и сооружений. Справочное пособие, Санкт-Петербург, 2005.

 

 

Говоря о требованиях пожарной безопасности при проектировании здании (сооружений), следует отметить, что в соответствии с ч.5-7 ст.15 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" проектные значения параметров и другие проектные характеристики здания (сооружения), а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности в проектной документации должны быть установлены таким образом, чтобы в процессе строительства и эксплуатации здание (сооружение) было безопасным для здоровья и жизни граждан (включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения), имущества физических или юридических лиц,, окружающей среды, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений. Соответствие проектных значений параметров (иных проектных характеристик) здания (сооружения) требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и соответствующих стандартов (сводов правил). При отсутствии таких требований соответствие проектных значений и характеристик здания (сооружения) требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности с учетом исходных данных для проектирования, в том числе результатов инженерных изысканий, должны быть обоснованы одним (несколькими) способом (-ами) из следующих способов:

 

1) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;

 

2) результаты исследований;

 

3) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;

 

4) моделирование сценариев возникновения опасных процессов и явлений, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.

 

При этом вышеуказанными способами согласно ст.17 ФЗ "Технический регламент о безопасности здания и сооружений" для обеспечения пожарной безопасности здания (сооружения) в проектной документации должны быть обоснованы:

 

- противопожарный разрыв или расстояние от проектируемого здания или сооружения до ближайшего здания, сооружения или наружной установки (для линейных сооружений - расстояние от оси трассы до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, лесных массивов, расстояние между прокладываемыми параллельно друг другу трассами линейных сооружений, размеры охранных зон);

 

- принятое разделение здания или сооружения на пожарные отсеки;

 

- принимаемые значения характеристик огнестойкости и пожарной опасности элементов строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;

 

- характеристики или параметры систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения), а также автоматического пожаротушения и систем противодымной защиты;

 

- меры по обеспечению возможности проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, параметры систем пожаротушения, в том числе наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;

 

- расположение, габариты и протяженность путей эвакуации людей (в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при возникновении пожара, обеспечение противодымной защиты путей эвакуации, характеристики пожарной опасности материалов отделки стен, полов и потолков на путях эвакуации, число, расположение и габариты эвакуационных выходов;

 

- организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения в процессе их строительства и эксплуатации.

 

Следует добавить, что наряду с нормами комментируемого Закона основными ведомственными документами, регламентирующими разработку и утверждение нормативов в области пожарной безопасности являются:

 

- Нормы пожарной безопасности НПБ 01-93 "Порядок разработки и утверждения нормативных документов Государственной противопожарной службы МВД России" (утв. Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору, введены в действие приказом МВД РФ от 6 декабря 1993 года N 521);

 

- приказ МВД РФ от 6 декабря 1993 года N 521 "О введении в действие нормативных документов Государственной противопожарной службы";

 

- Приказ ГУГПС МВД РФ от 28 марта 1996 года N 10 "Об утверждении нормативных правовых актов Системы сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности";

 

- Нормы пожарной безопасности НПБ 06-96 "Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности" (введены в действие приказом МВД РФ от 13 июня 1996 года N 29).

3. В соответствии с ч.3 настоящей статьи обозначена специальная область технического регулирования в сфере пожарной безопасности, дополнительно регулируемая особыми нормативными правовыми актами федерального статуса в отношении объектов специального назначения 6 категорий:

 

1) военного назначения (см. Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", Закон РФ от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне");

 

2) производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов (см. Федеральный закон от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

 

3) уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания материалов (см. Федеральный закон от 2 мая 1997 года N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия", Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов");

 

4) наземных космических объектов и стартовых комплексов (см. Закон РФ от 20 августа 1993 года N 5663-I "О космической деятельности");

 

5) горных выработок (см. Закон РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах");

 

6) объектов, расположенных в лесах (см. ЛК РФ, Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

 

Общие особенности технического регулирования в отношении объектов специального назначения установлены в ст.5 ФЗ "О техническом регулировании". При этом к объектам, в отношении которых обозначен особый порядок технического регулирования, отнесены:

 

- продукция (работы, услуги), используемая в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;

 

- оборонная продукция (работы, услуги), поставляемая по государственному оборонному заказу;

 

- продукция (работы, услуги), сведения о которой составляют государственную тайну;

 

- продукция (работы, услуги), и объекты, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии;

 

- процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения соответствующие каждому из указанных выше объектов.

 

В целях реализации такого особого порядка технического регулирования издано постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 года N 822, в котором конкретизированы особенности разработки, принятия и применения документов по стандартизации в отношении:

 

1) продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;

 

2) оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу;

 

3) продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, поставляемой вне оборонного заказа, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции.

 

Согласно указанному постановлению в качестве документов по стандартизации оборонной продукции на территории РФ применяются такие документы, как:

 

- межгосударственные, государственные и отраслевые военные стандарты;

 

- межгосударственные, национальные, отраслевые стандарты и национальные стандарты ограниченного распространения;

 

- стандарты организаций, применяемые при выполнении оборонного заказа;

 

- правила, нормы и рекомендации по стандартизации и каталогизации оборонной продукции;

 

- классификатор стандартов на оборонную продукцию;

 

- нормативно-технические документы системы общих технических требований к видам вооружения и военной техники;

 

- иные документы согласно постановлению Правительства РФ от 17 октября 2009 года N 822.

 

Также следует добавить, что постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2010 года N 266 утверждено Положение, устанавливающее особенности оценки соответствия в отношении:

 

- продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;

 

- продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, предназначенной для эксплуатации в загранучреждениях РФ, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения (далее соответственно - продукция (работы, услуги), процессы).

 

В данной связи оценка соответствия продукции (работ, услуг) и процессов осуществляется в целях определения их соответствия установленным обязательным требованиям и (или) требованиям по защите информации. При этом особенностями оценки соответствия являются:

 

1) необходимость защиты сведений, составляющих государственную тайну, и (или) иных сведений ограниченного доступа;

 

2) установление требований к продукции (работам, услугам) и процессам с учетом требований по защите информации;

 

3) особенности аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

 

4) установление требований к заявителям на осуществление обязательной сертификации продукции, к органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам) в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

 

5) принципы подтверждения соответствия продукции (работ, услуг).

 

В связи с регулярной актуальностью мероприятий по противодействию лесным пожарам на территории России следует отразить основные нормативные правовые акты, дополняющие правовое поле комментируемого Закона. Внушительные изменения в части обеспечения пожарной безопасности внесены в содержание ЛК РФ Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", теперь основы правового регулирования охраны лесов от пожаров включают (ст.52-53.8. ЛК РФ):

 

- общие правила охраны лесов от пожаров;

 

- основные требования пожарной безопасности в лесах;

 

- особенности предупреждения лесных пожаров;

 

- мероприятия мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

 

- содержание планов тушения лесных пожаров;

 

- основные мероприятия по тушению лесных пожаров;

 

- нормы об ограничении пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах;

 

- основные мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров;

 

- основные мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров;

 

- общие правила выполнения работ по охране лесов от лесных пожаров.

 

Дополнительными нормативными правовыми актами в сфере технического регулирования пожарной безопасности в лесах следует отметить:

 

- постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (вместе с "Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства");

 

- постановление Правительства РФ от 16 апреля 2011 года N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов";

 

- постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 года N 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров" (вместе с "Правилами введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций");

 

- постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 года N 377 "Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы";

 

- постановление Правительства РФ от 18 мая 2011 года N 378 "Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации";

 

- постановление Правительства РФ от 18 августа 2011 года N 687 "Об утверждении Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах";

 

- приказ Минсельхоза РФ от 22 декабря 2008 года N 549 "Об утверждении Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов";

 

- приказ Рослесхоза от 9 июня 2011 года N 218 "Об утверждении межрегионального плана маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования на 2011 год";

 

- приказ Рослесхоза от 5 июля 2011 года N 287 "Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды";

 

- приказ Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов".

4. Часть 4 настоящей статьи устанавливает специальную область технического регулирования в области пожарной безопасности, дополнительно регулируемую отдельными федеральными законами (7 процессов и 4 видов объектов жизненного цикла ядерного оружия). В соответствии с этим правилом в сферу правового регулирования комментируемого Закона не входит:

 

1) отношения по техническому регулированию в области пожарной безопасности ядерного оружия и связанных с ним процессов разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ликвидации и утилизации его составных частей;

 

2) отношения по техническому регулированию в сфере пожарной безопасности ядерного оружия, зданий, сооружений, объектов организаций ядерного оружейного комплекса России.

 

В качестве основных нормативных правовых актов регулирование в этой специальной области необходимо отметить Федеральные законы "Об обороне" и "О государственном оборонном заказе", а также Федеральный закон от 3 апреля 1996 года N 29-ФЗ "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов", согласно ст.1 которого к особо радиационно опасным и ядерно опасным производствам и объектам относятся организации независимо от форм собственности, а также воинские части, занимающиеся разработкой, производством, эксплуатацией, хранением, транспортированием, утилизацией ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий. При этом исчерпывающий перечень 85 категорий организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты утвержден распоряжением Правительства РФ от 14 сентября 2009 года N 1311-р.

 

Следует добавить, что положениями Федерального закона от 10 июля 2012 года N 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: