Барт Татьяна Вячеславовна




Асташкин Роман Алексеевич

 

Проверил преподаватель:

Барт Татьяна Вячеславовна

 

 

Южно-Сахалинск

 

Содержание

  Введение………………………………………………………………………  
    Культура речи руководителя…………………………………………..........   Ораторское искусство………………………………………………………..   Заключение……………………………………………………………………          
  Список использованной литературы………………………………………..  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Слово обладает бесконечной властью над человеком и над всем обществом.Искусство человеческого общения – это необычно сложная и крайне ответственная сфера бытия.Лишь только в более зрелом возрасте мы начинаем постигать, что за словом обязательно должен стоять поступок и дело.

Давайте рассмотрим подробнее такие понятия, как ораторское искусство и культура речи, их влияние на человека и массы, необходимость развития и совершенствования.

 

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ РУКОВОДИТЕЛЯ.

 

Любой руководитель признает, что основная часть рабочего времени уходит на всевозможные согласования, приказы, поручения и совещания. И в большинстве случаев от интонации и формы общения зависит исход сделки или решение рабочих моментов. А культура речи и деловое общение – это тот механизм, который позволяет установить психологический контакт между руководителями, подчиненными или определенной аудиторией.

Речь в деловом общении принято делить на три составляющих – содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная речь характеризуется четкостью и логичностью мыслей. Выразительная сторона речи связана с эмоциональной окраской, которую в свои слова вкладывает говорящий. Побудительная речь способна оказывать влияние на чувства и мысли слушателей.

Культура речи в деловом общении проявляется в виде следующих показателей:

· словарный запас. Чем большее количество слов в него входит, тем более яркой является речь и оказывает большее впечатление на окружающих;

· словарный состав. Жаргонные и просторечные слова негативно воспринимаются обществом;

· произношение. В современном русском языке самой приемлемой формой произношения является старомосковский диалект;

· стилистика. Я стилистике деловой речи относятся такие характеристики как отсутствие лишних слов, правильный порядок слов в предложениях и отсутствие стандартных выражений;

· грамматика. В деловой речи обязательно должны соблюдаться общие грамматические правила. Например, большее предпочтение в речи отдается именам существительным.

Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются:

 

· Содержательность. Речь руководителя должна быть тщательно продуманной, предельно сжатой и при этом предельно информативной. Немногословная, но содержательная речь свидетельствует о высокой культуре и мышления, и языка, поскольку истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того.

· Логичность. В логичной речи все ее положения обоснованны, непротиворечивы и последовательно вытекают одно из другого. Все ее ведущие положения взаимосвязаны и подчинены единой мысли. Логика создает фундамент убеждения и доказательства.

· Доказательность. Доводы должны быть достоверными и обоснованными, т.е. должны доказывать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер.

· Убедительность. Цель и смысл всякой беседы заключаются не только в том, чтобы убедить собеседника в правильности сообщаемых ему сведений, но и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании. Следует помнить, что всякое убеждение – есть переубеждение, переформирование мировоззренческих или нравственных принципов.

· Ясность. Нужно говорить четко, спокойно, сдержанно, в умеренном тоне. Слишком быстрая речь трудно воспринимается, слишком медленная вызывает раздражение. Тусклая и невыразительная речь способна погубить самые глубокие мысли и самые содержательные идеи.

· Понятность. Следует употреблять только слова и термины, понятные собеседнику.

· Чистота речи. Чистота речи выражается отсутствием в ней чуждых литературному языку элементов, а также тех, что отвергаются нормами нравственности. Что разрушает чистоту речи? Диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, вульгаризмы, слова-паразиты, канцеляризмы, штампы.

 

Для овладения речевой культурой необходима систематическая тренировка речевых навыков. Следует чаще выступать, внимательно вслушиваться в выступления людей, обладающих ораторскими способностями, учиться у них. Необходимо также сформировать психологическую целевую установку на выразительность своей речи. Немаловажную роль в ораторском искусстве играют также и показатели фонетической культуры, а именно: правильность ударения и произношения; выразительность интонации; четкость дикции.

 

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО.

 

Ораторское искусство является древнейшим из отраслей знания. В античные времена искусство речи играло особенно важную роль. Чтобы оценить исключительное значение ораторского мастерства в ту эпоху, следует прежде всего вспомнить, что вся культура Греции и Рима — особенно по сравнению с современной — в большей степени была культурой устного, а не письменного слова. Книги были рукописные, поэтому их было мало и многое приходилось заучивать наизусть. Люди хранили любимые сочинения поэтов и прозаиков не на полках, а в памяти. Стихи Вергилия и периоды Цицерона рассчитаны скорее не на чтение, а на произнесение вслух. Даже исторические сочинения, философские трактаты, научные исследования писались прежде всего для громкого чтения. И наедине с собой люди читали вслух, наслаждаясь звуками речи.

 

Слова Цицерона «Поэтом рождаются, а оратором становятся» обязаны вдохновлять молодых менеджеров, слушающих хорошую и обоснованную речь своего более старшего коллеги. Умение владеть правилами устной речи и законами логики, умение высказываться четко и кратко абсолютно необходимо начальнику. И самый опытный оратор постоянно подготавливается к публичному докладу, обдумывает его начало («эффект первой фразы»), цель и содержание доклада и ее концовку. Более веселые и находчивые экспромты, своеобразные речевые находки продумывались в тишине кабинета. В основании ораторского искусства базируются воззрения риторики: подбор доводов (аргументов), их разделение в процессе логических доказательств и подтверждений, стиль и структурное построение доклада (речи). Ораторское искусство, как и работа менеджера, должно в основе иметь объективную и квалифицированную информацию. Одной из мерок ораторского искусства является разъяснительный (информационный) аспект речи. Но если только информативность публичной речи не даст желанного результата, нужна еще и ее эмоциональная содержательность, что роднит и сближает взгляды и позиции оратора и актера.

Ораторская речьэто вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения. Речь оратораимеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковыхсредств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.

1. Оратор обращается к народу и его аудитория многочисленна, поэтому ораторская речь всегда носит публичный, общественный характер.

2. Как и всякая другая речь, ораторская речь состоит из нескольких частей. То, как должны соотносится между собой эти формообразующие части (вступление, изложение, заключение и др.), объясняет наука риторика.

3. Главное значение для ораторской речи имеет не её форма, хотя и это важно, а то, что оратор вкладывает в свою речь — её содержание (цель) и внутренняя энергия слова, исходящая от личности оратора. Цель ораторской речи — не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационной характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.

4. Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор прежде всего сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Начальник, обладающий искусством оратора, может применять активную (моторную) речь. Основная часть работы оратора в более одностороннем понимании этого дела и пассивную (сенсорну) речь, т. е. имеет способность воспринимать и давать оценку аргументам своего оппонента. Оратор-докладчик также хорошо чувствует реакцию своей аудитории. Но его речь - всего лишь монолог и крайне редко обрывается репликами. Начальник, как правило, ведет диалог, то есть работает в непрерывном общении с аудиторией. Речевой процесс в психологии – это единое и цельное: человек говорит, и он вместе с тем слышит, ориентируется и хорошо реагирует на высказывание, реплики и мимику своего собеседника.

Ораторское искусство может служить добру и злу, истине и лжи. Достаточно вспомнить речи известных ораторов — политиков XX в., чтобы понять, какие возможности творить добро или зло есть у хорошего оратора. Дар речи — опасное оружие, которым, к сожалению, иногда злоупотребляют. Возвращаясь к теме «наркотического» воздействия слова на людей, можно вспомнить высказывание Г. Рейбера об ораторском мастерстве Геббельса: «Геббельс – технически наиболее совершенный оратор из употреблявших немецкий язык. Едва ли можно представить более сильное воздействие. Ему удавалось, например, в кругу друзей убедительно защитить четыре различных мнения об одном и том же деле. При этом он оперировал странной смесью холодного интеллекта, полуправды, фантазии, софистических фальсификаций и эмоциональных обращений. Стиль его речи при всей резкости и выразительности был понятен любому. Во время выступления Геббельс постоянно осуществлял холодный контроль за слушателями, точно выражая их неясные ощущения. Его эффекты и остроты были предельно спланированы, заранее зафиксированы за письменным столом в ходе работы, напоминающей масштабы генерального штаба».

Анализ речей определенной части современной российской политической элиты наводит на мысль об отсутствии стилистически нормированной среды, которая формируется только у образованных людей.

Конечно же нелегко предложить высокому должностному лицу брать уроки по обучению навыкам выступления перед аудиторией, однако следует попытаться добиться этого косвенными методами. Например, можно предложить политику пройти определенный курс подготовки, поскольку ему может понадобиться выступить по телевидению, а это требует присутствия духа и уверенности. Можно также упомянуть тот факт, что во всем мире политических деятелей обучают навыкам публичного выступления. Другой метод — запись выступления в ходе репетиции. Прослушав запись, должностное лицо может убедиться в пользе специальной подготовки для повышения ораторского мастерства. Необходимость в обучении выступать перед аудиторией ничем не отличается от необходимости обучения игре в теннис или в хоккей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Реализуя себя в качестве менеджера, мы имеем дело не только с ресурсами, машинами, продуктами, не только с производственными, снабженческими и бытовыми процессами, различными документами, но мы постоянно работаем с людьми – руководим подчиненными, советуемся со специалистами, общаемся с трудовым коллективом.

От того, насколько хорошо мы это делаем, насколько мы стремимся получать и совершенствовать наши умения говорить,зависит наша репутация и авторитет, а, соответственно, и успех общего дела.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. – Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013

2. Игебаева Ф.А. Культура делового общения и особенности ее проявления в деятельности менеджера // Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции.– Саратов: Изд-во «КУБиК», 2010

3. Корнилова Е. Н. Риторика — искусство убеждать. М.: УРАО, 1998. — 208 с. — ISBN 5-204-00146-8

4. Николай Овчаров Мастер публичных выступлений. Самая практическая книга по ораторскому искусству. М.: 2017.

5. Аверкий (Таушев). Руководство по гомилетике. — М.: ПСТГи, 2001.

6. Ораторское искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: