Тема 3.5. Философия и этика.




Этика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.

Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе (часть или уровня морали в целом).

Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

В зависимости от понимания источника морали определяют четыре типа теорий этики:

1. Натуралистические концепции, которые говорят о том, что источник морали идет из природы, а сама мораль является моментом развития биологических (природных) закономерностей;

2. Социологические концепции, в соответствии с которыми источник морали идет из общества, а сама она является элементом общественной организации, разновидностью социальной дисциплины;

3. Антропологические концепции, по которым мораль происходит из человеческой природы, является его неотъемлемым качеством;

4. Сверхнатуралистические концепции, в которых говорится о том, что мораль происходит из некоего трансцендентного источника, который находится вне пределов существования человека.

Основные проблемы этики:

· Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков.

· Проблема смысла жизни и назначения человека.

· Проблема свободы воли.

· Проблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья.

Современная этика состоит из большого числа теорий, главными из которых являются этика добродетели, этика долга и этика ценностей. Они являются несовместимыми, одновременно дополняют друг друга.

I. Основные идеи этики добродетелей разработал Аристотель. Под добродетелями понимаются такие качества личности, которые помогают человеку контролировать свои желания. Действуя в соответствии со своими добродетелями, человек неизбежно оказывается нравственным. Согласно Аристотелю, главными добродетелями являются следующие: мудрость, рассудительность, мужество, справедливость. Б. Рассел предлагает иной список добродетелей: оптимизм, храбрость (умение отстаивать свои убеждения), интеллигентность. Другие авторы указывают на такие добродетели, как разумность, толерантность (терпимость к чужому мнению), коммуникабельность, справедливость, свободолюбие и т.д.

II. Этика долга разбивает представление о единстве моральности и счастья. По мнению И. Канта, мораль – это необходимое, но недостаточное условие для блаженства. Кроме того, здесь есть героические мотивы: долг не желает мириться с обстоятельствами, требует волевого усилия для осуществления нравственных ценностей и самопреодоления, не желает ничего для себя взамен совершенн ому поступку. Для долга нравственные принципы находятся выше повседневного жизненного опыта.

III. Согласно этике ценностей, существуют только относительные ценности и относительное добро. Эти ценности нужно учитывать, чтобы избежать этических иллюзий. Наиболее значительными разновидностями этики ценностей являются утилитаризм и прагматизм. Утилитаризм был развит А. Смитом, И. Бентамом, Дж. С. Миллем. В рамках утилитаризма важнейшим критерием добра оказывается достижение пользы, но не во что бы то ни стало, а в соответствии с общечеловеческими потребностями. В прагматизме, представителями которого были Ч. Пирсом, У. Джемсом, Дж. Дьюи и др., моральное благо понимается как достижение успеха, которое увязывается с разрешением конкретных проблемных ситуаций. Прагматисты более определенно, чем утилитаристы, настаивают на том, что ценности являются результатом деятельности человека.

 

Ценность в философии — личностно окрашенное отношение человека к миру на основе знания и информации, его собственного жизненного опыта.

Классификация ценностей

 
 


общечеловеческие ценности ценности человеческого бытия (личные ценности)
добро, истина, красота Витальные (природная среда, жизнь, здоровье, безопасность, комфорт, потребление)
свобода, справедливость, достоинство Моральные (благо, добро, любовь, долг, честь, дружба, честность, уважение, порядочность)
вера, надежда, любовь Политические (справедливость свобода, равенство, права человека, патриотизм, мир и согласие)
  Религиозные (Бог, вера, благодать, спасение, душа, Священные тексты)

Функции ценностей:

1. ориентации для человека в мире;

2. мотивы поведения человека;

3. регуляция отношений человека с миром.

Вывод: Одной из целей современной этики является воспитание гармоничного коммуникабельного человека, способного решать разнообразные задачи, осознанно действовать в различных сферах жизни, способного к саморазвитию. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новых веяний, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали. Элементами нравственной культуры личности являются культура этического мышления (умение пользоваться этическим знанием и различать добро и зло), культура чувств (доброжелательное отношение к людям, заинтересованное и искреннее сопереживание), культура поведения и этикет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: