Этика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.
Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе (часть или уровня морали в целом).
Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
В зависимости от понимания источника морали определяют четыре типа теорий этики:
1. Натуралистические концепции, которые говорят о том, что источник морали идет из природы, а сама мораль является моментом развития биологических (природных) закономерностей;
2. Социологические концепции, в соответствии с которыми источник морали идет из общества, а сама она является элементом общественной организации, разновидностью социальной дисциплины;
3. Антропологические концепции, по которым мораль происходит из человеческой природы, является его неотъемлемым качеством;
4. Сверхнатуралистические концепции, в которых говорится о том, что мораль происходит из некоего трансцендентного источника, который находится вне пределов существования человека.
Основные проблемы этики:
· Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков.
· Проблема смысла жизни и назначения человека.
· Проблема свободы воли.
· Проблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья.
Современная этика состоит из большого числа теорий, главными из которых являются этика добродетели, этика долга и этика ценностей. Они являются несовместимыми, одновременно дополняют друг друга.
I. Основные идеи этики добродетелей разработал Аристотель. Под добродетелями понимаются такие качества личности, которые помогают человеку контролировать свои желания. Действуя в соответствии со своими добродетелями, человек неизбежно оказывается нравственным. Согласно Аристотелю, главными добродетелями являются следующие: мудрость, рассудительность, мужество, справедливость. Б. Рассел предлагает иной список добродетелей: оптимизм, храбрость (умение отстаивать свои убеждения), интеллигентность. Другие авторы указывают на такие добродетели, как разумность, толерантность (терпимость к чужому мнению), коммуникабельность, справедливость, свободолюбие и т.д.
|
II. Этика долга разбивает представление о единстве моральности и счастья. По мнению И. Канта, мораль – это необходимое, но недостаточное условие для блаженства. Кроме того, здесь есть героические мотивы: долг не желает мириться с обстоятельствами, требует волевого усилия для осуществления нравственных ценностей и самопреодоления, не желает ничего для себя взамен совершенн ому поступку. Для долга нравственные принципы находятся выше повседневного жизненного опыта.
III. Согласно этике ценностей, существуют только относительные ценности и относительное добро. Эти ценности нужно учитывать, чтобы избежать этических иллюзий. Наиболее значительными разновидностями этики ценностей являются утилитаризм и прагматизм. Утилитаризм был развит А. Смитом, И. Бентамом, Дж. С. Миллем. В рамках утилитаризма важнейшим критерием добра оказывается достижение пользы, но не во что бы то ни стало, а в соответствии с общечеловеческими потребностями. В прагматизме, представителями которого были Ч. Пирсом, У. Джемсом, Дж. Дьюи и др., моральное благо понимается как достижение успеха, которое увязывается с разрешением конкретных проблемных ситуаций. Прагматисты более определенно, чем утилитаристы, настаивают на том, что ценности являются результатом деятельности человека.
|
Ценность в философии — личностно окрашенное отношение человека к миру на основе знания и информации, его собственного жизненного опыта.
Классификация ценностей
общечеловеческие ценности | ценности человеческого бытия (личные ценности) |
добро, истина, красота | Витальные (природная среда, жизнь, здоровье, безопасность, комфорт, потребление) |
свобода, справедливость, достоинство | Моральные (благо, добро, любовь, долг, честь, дружба, честность, уважение, порядочность) |
вера, надежда, любовь | Политические (справедливость свобода, равенство, права человека, патриотизм, мир и согласие) |
Религиозные (Бог, вера, благодать, спасение, душа, Священные тексты) |
Функции ценностей:
1. ориентации для человека в мире;
2. мотивы поведения человека;
3. регуляция отношений человека с миром.
Вывод: Одной из целей современной этики является воспитание гармоничного коммуникабельного человека, способного решать разнообразные задачи, осознанно действовать в различных сферах жизни, способного к саморазвитию. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новых веяний, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали. Элементами нравственной культуры личности являются культура этического мышления (умение пользоваться этическим знанием и различать добро и зло), культура чувств (доброжелательное отношение к людям, заинтересованное и искреннее сопереживание), культура поведения и этикет.