Аннотация
На произведение
«Песня»
Муз. А. А. Егорова
Сл. А. Кольцова
Содержание
1. Общие сведения о произведении……….……..…………………………...3
2. Музыкально-теоретический анализ………………………………………..7
3. Вокально-хоровой анализ…………………………………………………..11
4. Исполнительский анализ……………………………………………………17
Литература…………………………..………………………………………….20
Общие сведения о произведении
Егоров Александр Александрович (1887—1959) — русский композитор, хоровой дирижер, общественный деятель, профессор Ленинградской консерватории (декан, заведующий кафедрой хорового дирижирования); заслуженный деятель искусств РСФСР.
Хоровые сочинения композитора:
- для хора с оркестром: поэмы "Россия", "Спартак"; кантаты "Памяти С. М. Кирова", "Слава тебе, богатырь на Неве";
- для хора a cappella: кантата "Песня о России", хоровая симфония "Лес", сюиты "Под балалайку", "Газиза", "Ликуй, Октябрь"; "Тайга", Колыбельная, "Черкесская песня", "Сирень", "Песня" и др.;
- обработки русских, украинских, белорусских, казахских, татарских, башкирских и др. песен (среди них былина "Добрыня Никитич"; "Певцу", "Пой мне", "Плачь, мой напев"), виртуозные хоровые сочинения на народные темы ("Камаринская", "Ах вы, сени", "Вдоль да по речке");
- переложения для хора a cappella ("Ночной смотр" Глинки, "Элегия" Массне, "Итальянская полька" Рахманинова и др.),
- духовные хоры.
Большинство произведений А. Егорова рассчитано на квалифицированный хор. Его сочинения часто исполняли Ленинградская академическая капелла, Государственный академический русский хор СССР и др.
|
Также А. Егоров автор таких работ как "Теория и практика работы с хором", "Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин". Особое значение имеет книга Егорова "Основы хорового письма" (1939) — первое исследование на эту тему.
Учениками А. Егорова стали такие деятели и композиторы как В. Гаврилов, Е. Гаркунов, В. Глаголев, А. Зеленкова, О. Коловский, А. Лебедев, Р. Мизрахи, Л. Михайлова, Г. Незванова, А. Никлусов, К. Ольхов, Е. Соколов, Н. Шапиро, В. Шипулин и другие.
Кольцов Алексей Васильевич (1809-1842) - выдающийся русский поэт. Родился 1809 в Воронеже в купеческой семье. Отец был потомственным торговцем скотом. Начальное образование Кольцов получил дома под руководством учителя-семинариста. В 1820 поступил в Воронежское уездное училище. Учеба затруднялась тем, что отец начал приучать единственного сына и наследника к торговой деятельности и через год забрал его из училища. Кольцов чтением восполнял недостаток образования. Его кумиром был поэт И. Дмитриев, в подражание которому написано первое стихотворение Кольцова Три видения (1825). На развитие Кольцова оказало влияние его общение с гимназистами и семинаристами, которые собирались для литературных бесед в книжной лавке Д. Кашкина. Впоследствии его наставником стал воронежский семинарист А. Серебрянский, прививший Кольцову интерес к философии.
В юности Кольцов пережил любовную драму (он был разлучен с крепостной девушкой, на которой хотел жениться), и это сказалось в его стихах Песня (1827), Ты не пой, соловей (1832) и др.
|
Переняв семейное дело, Кольцов успешно занимался прасольской деятельностью. Его первая стихотворная публикация (4 стихотворения) в 1830 была анонимной. Тогда же произошло знакомство Кольцова с публицистом Н. Станкевичем, который обратил внимание на стихи поэта-самоучки и во время деловой поездки Кольцова в Москву (1831) ввел его в литературный круг, познакомил с В.Г.Белинским. В том же году были опубликованы первые подписанные стихи Кольцова Вздох на могиле Веневитинова, Мой друг, мой ангел милый... и др. В 1831 в «Литературной газете» было опубликовано одно из самых известных стихотворений Кольцова Перстень (позднее название - Кольцо). Эта публикация сопровождалась отзывом Станкевича о Кольцове.
В этот период творчество Кольцова было во многом подражательным - так, влияние В.А.Жуковского чувствовалось в элегии Не мне внимать напев волшебный (1830). Кольцов писал романсы, мадригалы, триолеты. Вскоре обратился к жанру литературных песен, которые вошли в его единственный прижизненный поэтический сборник Стихотворения (1835), средства на который собрали Станкевич и Белинский.
Лирический герой песен Кольцова - крестьянин (Песня пахаря, 1831, Размышления поселянина, 1832, Косарь, 1836, и др.). Критики отмечали связь песен Кольцова с народными песнями, ощутимую на образном, тематическом, языковом и др. уровнях. Песни индивидуальным образом сочетали в себе литературные и фольклорные размеры.
Особое место среди песен Кольцова занимала любовная лирика. В стихотворениях Молодая жница (1836), Пора любви (1837), Последний поцелуй (1838), Разлука (1840) и др. тонко описывались различные оттенки любовного переживания. Это отличало песни Кольцова от фольклорных любовных песен - как правило, менее разнообразных именно в описании эмоциональных нюансов. Индивидуальный характер кольцовских песен был отмечен многими писателями. М.Е.Салтыков-Щедрин считал их главной приметой «жгучее чувство личности».
|
Переломным в творческом развитии Кольцова стал 1836. Круг егообщения стал необычайно широк, в него входили многие выдающиеся
литераторы, музыканты, художники, артисты Москвы и Петербурга: Ф.Глинка, М.Катков, М.Погодин, М.Щепкин, П.Мочалов, П.Плетнев, А.Венецианов и др. Кольцов познакомился с П.Вяземским, В.Одоевским, В.Жуковским. Его стихи печатались в журналах «Телескоп», «Сын отечества», «Московский наблюдатель» и др. По замечанию Н.Каткова, Кольцову, несмотря на недостаток образования, были доступны «самые утонченные чувствования, самые сложные сочетания душевных движений». А.С.Пушкин опубликовал стихотворение Кольцова Урожай (1835) в «Современнике». На смерть Пушкина Кольцов откликнулся стихотворением Лес (1837).
Кольцов собирал народные песни, однако относился к ним скептически, считая, что они «похабщиной битком набиты. Стыдно сказать, как наш русский народ бранчлив». В 1840 Кольцов писал Белинскому: «Тесен мой круг, грязен мой мир, горько мне жить в нем... Нет голоса в душе быть купцом, а все мне говорит душа день и ночь, хочет бросить все занятия торговли — и сесть в горницу, читать, учиться».
Значение Кольцова в истории отечественной литературы определяется нерасторжимой связью его с народом, которая, по мнению Белинского, нашла яркое выражение в художественном воспроизведении поэтом крестьянского быта и особенностей характера, склада мыслей и чувств простых русских людей. Именно эти важнейшие стороны кольцовского творчества оказали наиболее плодотворное воздействие на русскую поэзию.
Художник новаторского склада, А. В. Кольцов сумел создать такие самобытные, глубоко национальные образцы демократической поэзии, что его имя по достоинству заняло одно из первых мест в ряду замечательных русских поэтов.
Став первым в истории русской поэзии поэтом крестьянского мира, Кольцов тем самым расширил социальные границы художественно отображаемой действительности. Его творчество явилось новым и значительным шагом вперед на пути дальнейшего сближения искусства с народом. Вершиной творческих достижений Кольцова являются созданные им песни. Стихотворения, написанные в подражание русским народным песням, возникают в русской поэзии еще в XVIII в. и получают широкое распространение в первой трети XIX в. В это время печатаются и входят в массовый репертуар «русские песни» Мерзлякова, Дельвига, Н. Ибрагимова, Шаликова, Глебова, Цыганова, Ободовского, Александра Корсака и др.