Природной одаренности недостаточно




Гении и аутсайдеры

 

Книга Малькольма Гладуэлла читается словно сама собой и кажется даже более убедительной, чем приводимые в ней факты и свидетельства. Автором проделана огромная работа по подбору информации, которая опровергает устоявшиеся представления о факторах, способствующих успеху. Он предлагает новые модели, учитывающие воздействие социально-культурного контекста и иных условий. Гладуэлл обращает внимание читателя на многие детали, обычно остающиеся за рамками изучения стратегий достижения успеха, и обсуждает возможные способы профессионального совершенствования и осуществления социальных перемен. Впрочем, хотелось бы узнать, что скажет автор о тех успешных людях, которые не вписываются в созданные им модели, или о тех областях, где эти модели просто неприменимы. Тем не менее книга несомненно оригинальна и полезна. Рекомендуем ее читателям, которые стремятся понять современные социальные тенденции или интересуются историями успеха одаренных людей.

 

Из краткого содержания книги вы узнаете:

· Почему общепринятые представления о достижении успеха неверны;

· Какие факторы создают успех;

· Как, зная эти факторы, можно помочь обществу стать лучше.

 

Основные идеи

· Привычные модели достижения успеха верны лишь наполовину.

· Люди, достигшие настоящего мастерства в каком-либо деле, потратили на его освоение около 10 тысяч учебных часов.

· Одной природной одаренности недостаточно. Она должна сочетаться с практическим интеллектом.

· Ум – это необходимое условие: для того чтобы чего-то добиться, нужно хорошо соображать. При этом ум не является решающим фактором достижения целей.

· Относя чей-либо успех на счет неординарной личности, мы недооцениваем важнейшие социальные и культурные факторы.

· Семья и происхождение в целом формируют навык практического применения способностей и оказывают сильное воздействие на продвижение к успеху.

· Ваше культурное и этническое происхождение влияют на то, как вы налаживаете отношения с людьми, как реагируете в конфликтной или кризисной ситуации.

· Влияние культуры сохраняется и после того, как вы уедете из родных мест.

· Традиции ведения сельского хозяйства формируют способность к концентрации внимания, отношение к обучению и работе даже через поколения после того, как ее представители покинули свои поля и пастбища.

· Выявив культурные факторы, определяющие вероятность успеха в той или иной сфере, научите других людей пользоваться ими и учитывать их воздействие.

 

Краткое содержание

В чем секрет успеха?

Для того чтобы добиться успеха, нужно много работать. Это очевидно. Но успеха добивается далеко не каждый из тех, кто много и упорно работает. Нет ли у преуспевающих людей какого-то особого дара или таланта? Чем-то же они должны отличаться от остальных! Именно так мы обычно пытаемся объяснить, почему у кого-то все складывается хорошо, а кто-то постоянно терпит неудачи. Такое объяснение в корне неверно – оно упускает из виду многие аспекты проблемы. Эта традиционная модель индивидуализирует процесс достижения успеха, который, несмотря на огромное значение личности, представляет собой еще и социокультурное явление.

Возьмем для примера Канадскую хоккейную лигу. Выступающие в ней юноши отлично натренированы, обладают способностями, и многие со временем становятся профессионалами. Но их упорство и стремление к успеху – это только половина дела. Вторую вслед за биологами мы можем назвать экологической средой особи. Высокий крепкий дуб вырастает из хорошего желудя, но при этом важно, чтобы желудь попал в хорошую почву и чтобы другие деревья не затеняли молодой росток. Таких факторов огромное количество. Точно так же и молодые спортсмены становятся звездами, с одной стороны, благодаря своим талантам и постоянной упорной работе, а с другой – в силу случайного стечения обстоятельств и произвольного социального отбора.

“Это книга о людях, совершающих неординарные поступки”.

В младших хоккейных лигах Канады переход игроков на следующий уровень происходит первого января. Оказывается, подавляющее большинство тех, кто добился в хоккее успеха, родились в начале года. В детстве несколько месяцев разницы в возрасте играют заметную роль. Когда начинаются тренировки в детских командах, те, кто родился в начале года, кажутся более крупными, обладающими лучшей координацией движений и в целом более перспективными, чем их одногодки, родившиеся на несколько месяцев позже. Тренеры уделяют им больше внимания, и они проводят больше времени на льду. В результате им удается добиться лучшего уровня игры, чем их чуть более юным сверстникам. Взрослые отдают им больше энергии, но вовсе не в силу их особого упорства или необыкновенной одаренности. В их пользу играет случайность – дата рождения. Если же мы хотим уравновесить шансы всех мальчишек, желающих играть в хоккей, если мы твердо намерены не упустить ни одного одаренного от природы игрока, нам потребуется проводить отбор дважды. То же самое относится и к школам. Вместо того чтобы группировать детей по возрасту в очень широких пределах, создавая для них заведомо неравные условия, лучше сформировать два-три потока учащихся.

 

Ранний отбор очень важен и потому, что тесно связан с другим фактором

 

– количеством времени, затраченного на овладение навыком. Если проследить, например, сколько часов занимались музыкой в детстве и подростковом возрасте разные группы людей, выясняется такая картина. Хорошо подготовленные любители посвящают своему хобби около 2000 часов занятий. Будущие учителя музыки занимаются 4000 часов, а будущие профессиональные музыканты – примерно 8000. Те же, кто впоследствии становятся выдающимися исполнителями, вкладывают в дело своей жизни около 10 000 часов практических занятий. Этот рубеж – 10 000 часов занятий

 

“Умение воспользоваться благоприятной возможностью, столь необходимое для достижения успеха, приобретается не только нашими собственными усилиями или благодаря нашим родителям; оно обусловлено самим временем: теми конкретными возможностями, которые предоставляет нам конкретный исторический момент”.

 

Однако личного упорства Билла для успеха было бы недостаточно. Требовалось, чтобы удачно сложились многие обстоятельства. В 1970-е годы Билл Джой учился в Мичиганском университете – в то время одном из немногих учебных заведений, в достаточной степени оснащенных компьютерным оборудованием. Вначале Билл изучал другие дисциплины, а в компьютерный центр он попал случайно. Но оказавшись там, он получил возможность совершенствоваться в программировании едва ли не круглосуточно: благодаря небольшой ошибке в системе, студенты могли просиживать за компьютерами намного дольше, чем предполагало их расписание. Примерно такое же везение выпало и на долю Билла Гейтса: он смог реализовать свои таланты благодаря тому, что ходил в частную школу, в которой уже в 1960-е годы был свой компьютерный клуб. Ну, а кроме того, ему также удавалось “подворовывать” компьютерные часы у близлежащего университета.

 

Помимо способностей, обстоятельств, затраченного времени и усилий вероятность достижения успеха следует рассматривать и в более широком историческом контексте. Если взять 75 богатейших людей за всю историю человечества, то выяснится, что каждый пятый из них относится к “одному и тому же поколению одной и той же страны”. С 1830 по 1840 год в США родились Джон Рокфеллер, Эндрю Карнеги, Джей Гулд и еще десяток людей, которые стали невероятно богатыми, воспользовавшись плодами американского экономического взлета. Сходную закономерность можно отметить и для поколения законодателей рынка высоких технологий: Пол Аллен родился в 1953 году, Билл Джой – в 1954-м, Билл Гейтс и Стив Джобс – в 1955-м, а Стив Баллмер – в 1956-м. Они сформировали облик этой отрасли, начав работать в ней в самый подходящий момент: достаточно рано, чтобы внести решающий вклад в ее создание, и в то же время достаточно поздно для того, чтобы миновать начальный период господства перфокарт.

 

“Тесно связывая успех и личностные качества, мы напрасно растрачиваем человеческий потенциал. Мы упускаем возможность поднять других на высшие ступеньки успеха”.

 

Подобные исторические условия далеко не всегда выглядят благоприятными с самого начала. Условия успеха могут формироваться случайным образом, порой – вопреки противодействию социальных факторов.

 

Природной одаренности недостаточно

Кристофер Ланган прославился, когда выиграл 250 000 долларов в телешоу “Один против ста”. Его показатели IQ, по свидетельству психолога, были “слишком высоки для того, чтобы их можно было измерить безошибочно”. Интеллектуальное развитие Лангана с самого детства было необычным: он начал говорить в шесть месяцев, в три года сам научился читать, проштудировал “Основания математики” в шестнадцать, а “при сдаче SAT (экзамена на выявление академических способностей) набрал высший балл, несмотря на то, что заснул прямо во время тестирования”. При всех этих талантах он не слишком многого добился в жизни, если не считать победы в телешоу. Как мы опять убеждаемся, врожденные таланты должны быть подкреплены “практическим интеллектом”, которого Лангану категорически не хватало. Рос Ланган с матерью-одиночкой, у которой было четверо детей – все от разных мужчин. Отец Лангана был беспробудным пьяницей. Свою первую стипендию Кристофер потерял из-за того, что мать вовремя не заполнила нужные бумаги. Учебу в университете Монтаны пришлось бросить из-за того, что он не мог туда вовремя добираться: машина была не на ходу. Работал он сборщиком мидий, разнорабочим и вышибалой в барах. Профессионально зарабатывать на жизнь своим недюжинным интеллектом Ланган так и не смог.

 

“Что, если на математических способностях сказывается принадлежность к культуре, сформированной под влиянием тонкостей выращивания риса?”

 

Судьба Роберта Оппенгеймера, наоборот, представляет собой наглядный пример удачного сочетания природной одаренности и умения использовать ее в жизни. Его таланты проявились, как и у Лангана, в самом раннем возрасте. В третьем классе он уже проводил лабораторные опыты, а в девять лет мог изъясняться на латыни и древнегреческом. Во время обучения у него тоже возникли проблемы, не связанные с успеваемостью: в момент обострения депрессии он вознамерился убить своего научного руководителя! Ланган не смог доучиться, по сути, из-за пустяков: асоциального поведения матери и неисправного автомобиля. Оппенгеймеру же за покушение на убийство просто назначили испытательный срок. Выходец из благополучной семьи, Оппенгеймер прекрасно знал нормы, действующие в социуме, и умел обращать все происходившее с ним в новые возможности. В семье его всячески поддерживали и неизменно внушали, что рано или поздно он добьется очень многого. Его отдали в специализированную школу, где мальчику уделяли особое внимание. В результате Роберт стал выдающимся физиком. Судьбы этих двух человек свидетельствуют о справедливости выводов исследований: поддержка семьи оказывает значительное влияние на возможность добиться успеха в жизни – даже когда речь идет об очень одаренных людях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: