Консультация для родителей




Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей.

 

Защита маленького ребенка от всех форм насилия - актуальная, значимая задача семьи и детского сада. Жестокое обращение с детьми предполагает любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Детские эмоции отличаются от наших. Они более сильные, яркие, бурные. Все события, которые мы пережили когда-то, оставляют следы в нашей психике и нашем теле.

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное, в том числе и речевое) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Психологическое (или эмоциональное) насилие - это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

Сегодня мы акцентируем наше внимание на речевом насилии, которое совершается с помощью речевых средств.

 

И можно ль распущенно озлобляться,

Калеча и душу, и детский взгляд,

Чтоб после же искренно удивляться

Вдруг вспышкам жестокости у ребят.

 

Речевое насилие представляет угрозу психическому и психологическому здоровью ребенку. Доктор психологических наук, академик РАО И.В. Дубровина, вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем: первое - по сути имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; второе - характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями духа человека.

К речевому насилию относятся:

- угрозы в адрес ребенка;

-замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка (в том числе, публичные унижения);

-принижение его успехов;

-постоянная критика в адрес ребенка;

-подавление инициативы;

-обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

-наказание за неправильный ответ;

-некорректное высказывание о внешнем виде;

-привилегированное отношение к заискивающим детям;

-отказ в утешении, когда дошкольник действительно испуган или подавлен;

-негативная характеристика ребенка;

-отождествление ребенка с конфликтующим или неприятным для воспитателя родителем;

-перекладывание на воспитанника ответственности за свои неудачи;

-открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку.

Хотя речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых следов, в отличие от физического, последствия его могут быть катастрофическими. Известны случаи суицидов из-за оскорблений, присвоения унизительных прозвищ, угроз физического насилия и т. д. Душевные раны, нанесенные словом, не заживают годами.

 

Когда-то подавлены вашей силою,Не знаю, как жить они после будут,Но только запомните, люди милые,Они той жестокости не забудут.

Особая опасность речевого насилия состоит в том, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека. Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подвергаемые частым приступам гнева и агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. В результате жестокость в дальнейшем вновь и вновь воспроизводится. Пережитое речевое насилие оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности, в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных и тревожных расстройств. Более 30% участников исследований сообщают о том, что они иногда или часто подвергались речевому насилию (оскорбления, брань, угрозы физического насилия, язвительные замечания о поведении) со стороны родителей. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни. У людей могут наблюдаться трудности функционирования в супружеской и родительской ролях: выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают сложности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать их физически и нравственно здоровыми.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает в ст. 56 административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Признаки речевого и психического насилия над ребенком:

-постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;

-беспокойство, тревожность, нарушение сна;

-агрессивность;

-склонность к уединению, неумение общаться;

-нервный тик, энурез; различные соматические заболевания;

-вредные привычки;

-задержки умственного развития, плохая успеваемость;

-проблемы с едой;

-излишняя уступчивость или осторожность;

-низкая самооценка;

-антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Экстренные меры, помогающие справиться с бурными эмоциями:

1.Умение здраво мыслить во многом зависит от того, как мы дышим. Когда человек делает вдох и выдох спокойно, организм получает нужное количество кислорода. Взволнованный дышит прерывисто. Сделайте очень медленный вдох, задержите дыхание и затем - медленный выдох. И так несколько раз.

2.Отвернитесь, сделайте три коротких глубоких вдоха-выдоха, после чего замрите ненадолго. Когда снова хлебнете воздуха, волна гнева трансформируется в открытие: «Какая радость просто дышать!»

3.Медленно сосчитайте до 10 и одновременно поводите кончиком языка по небу - туда и обратно. Это щекотно, кроме того, монотонные движения успокаивают.

4.Жестко и громко хлопните, подняв руки ближе к ушам. Чем энергичнее вы это сделаете, тем быстрее сможете обрести душевное равновесие.

5.Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи. Приподнимите плечи с напряжением и опустите их. Повторите три раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Повращайте шеей. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь.

6.Скажите четко, медленно и искренне, что вы чувствуете в данный момент (важно выразить свои эмоции, а не оскорблять ребенка). Затем выйдите из помещения, в котором находитесь, и выпейте стакан воды, желательно холодной. Еще лучше - минеральной: пузырьки ударят вам в голову (в нос), мысли слегка прояснятся и примут другое направление.

7.Вырвите из тетради два листа бумаги. Один положите на правую ладонь, другой - на левую. Разведите руки в стороны. Одновременно каждой рукой начинайте сминать лежащие на ладонях листы. Делайте это до тех пор, пока не сомнете их полностью. Если к тому времени вы еще не успокоитесь, попробуйте распрямить скомканные листочки.

Берегите своих детей, -
Их за шалости не ругайте!
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте!
Не сердитесь на них всерьёз,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слёз,
Что с ресничек родных скатились!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: