Глава 13. ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА «ТРАНСЛОГ-2»
Общие сведения
Электронная.цифровая система «Транслог-2» разработана в Германии комбинатом «Электроаппарат» для замены системы элементов «Транслог-1».Количественный состав и габаритные размеры модулей в системах автоматики судов рыбопромыслового и транспортного флота остались теми же, однако номенклатура модулей увеличилась на 16 типов. Модули системы «Транслог 2» выполнены на температуростабильных кремниевых транзисторах с п-р-п проводимостью, пленочных сопротивлениях и пластмассовых мини-диодах. Расчет схем и выбор элементов выполнены с учетом наиболее тяжелых режимов. исходя из опыта эксплуатации модулей системы «Транслог-1».
В отличие от системы элементов «Транслог –1» модули рассматриваемой системы ремонтопригодны, что накладывает определенный отпечаток на их техническое обслуживание и эксплуатацию. Последние требуют от обслуживающего персонала (судовых электромехаников) глубоких знаний не только логики, но и физики процессов, происходящих в каждом из них. Известно, что выявление работоспособности любой сложной системы сводится к определению работоспособности ее элементов, в данном случае электрорадиоэлементов, на которых собраны модули "Транслог 2".
Практика эксплуатации показывает, что основными причинами неисправностей и отказов электрических схем являются: обрыв цепей из-за высокой вибрации; значительное увеличение или уменьшение сопротивления цепей вследствие старения электрорадиоэлементов; короткое замыкание из-за электрического пробоя изоляции или замыкание проводов электрорадиоэлементов на корпус; а также несоблюдение судовым экипажем правил инструкции по эксплуатации.
В конденсаторах. встречаются следующие неисправности: короткое замыкание (пробой), потеря емкости, обрыв выводов и. утечка (понижение сопротивления изоляции). Уменьшение или потеря емкости в электрических конденсаторах вызывает ухудшение фильтрации, ухудшение или исчезновение дифференцирования и интегрирования. Проверка электролитического конденсатора на пробой или утечку производится омметром. Для проверки переключатель шкал прибора устанавливается в положение, соответствующее измерению наибольших по величине сопротивлений. От конденсатора отсоединяются параллельные цепи. Если конденсатор исправен, то сразу после подключения к нему омметра стрелка прибора резко отклонится в сторону нулевых показателей, а затем по мере зарядки установится на некотором значении сопротивления. Если же при подключении прибор покажет какое-то сопротивление без резкого броска стрелки, это означает, что конденсатор высох или внутри его имеется обрыв (нарушен контакт с электродом). Короткозамкнутый конденсатор в результате пробоя можно обнаружить пробником.
В диодах неисправности могут быть следующего характера: обрыв, короткое замыкание или пробой, недостаточное соотношение между величинами прямого и обратного сопротивления. Полупроводниковый диод проверяется омметром методом измерения сопротивления в прямом и обратном направлении. При измерении обратного сопротивления плюсовой щуп омметра подсоединяют к минусовому выводу диода.
В транзисторах и тиристорах неисправности или отказы могут быть типа: обрыва выводов, короткого замыкания или пробоя и отклонения коэффициента усиления от номинала. Короткое замыкание или пробой проверить можно омметром.
В трансформаторах наблюдаются такие неисправности, как обрыв, межвитковое замыкание и замыкание на корпус. 3амыкание витков, когда они шунтируют значительную часть обмотки, так же как и обрыв можно обнаружить омметром по изменению величины сопротивления. Однако, во многих случаях межвитковое замыкание может не сказаться на величине сопротивления и единственным способом устранения неисправности является замена отказавшего элемента на исправный.
Проверка работоспособности модулей системы «Транслог 2» может быть произведена с помощью диагностического прибора, краткое описание которого приводится в судовой документации, а обнаружение неисправного модуля можно осуществить с помощью испытательного щупа, который оснащен двумя светодиодами для индикации сигналов логического нуля и логической единицы.
Конструктивно модули системы «Транслог 2» собраны так, что щупом легко можно проследить путь следования логического сигнала в устройствах управления, собранных на этих модулях. Плата с собранной электрической схемой помещена в пластмассовый прозрачный корпус. на верхней торцевой панели которого проставляется трехзначный номер модуля без первой цифры. Выход модуля через стандартную клеммную колодку соединяется с другими модулями и устройствами судовой автоматики.
Все модули системы структурно можно разделить на несколько групп, выполняющих операции ввода, обработки и вывода информации и группу блоков питания. Кроме того, система модулей снабжена, как отмечалось выше, испытательным прибором и щупом (пробником) для диагностирования состояния модулей в эксплуа- тации.
Основные параметры элементной базы системы «Транслог-2»
Элементы цифровой системы "Транслог 2" относятся к положительной логике типа РДТЛ (резисторно-диодно-транзисторная логика).
Цифровая система "Транслог 2" имеет следующие электрические характеристики:
1. Напряжение питания, коллекторных цепей транзисторов U1 :
U1 = 12 В ± 5%.
Напряжение питания силовых цепей (коммутационной аппаратуры, индикаторных ламп и т.д.):
U2 = + 24 В.± 25%;
U3 =. - 24 В ± 25%;
U4 = + 48 В.± 25%;
U5 = + 60 В ± 25%.
Общий (нулевой) провод - М.
2. Уровни логических сигналов:
напряжение соответствующее уровню логического нуля на входе и выходе схемы:
UЕО = (-1,0 ÷ 0,5) В; UАО (-1,0 ÷ 0) В;
напряжение, соответствующее уровню логической единицы:
UEL = UAL = (7 ÷ 12)В.
Система "Транслог 2" рассчитана на устойчивую работу при уровне сигнала помехи до 0,8 В от максимально допустимого значения «0» - сигнала и 1,0.В от минимально допустимого значения «L» - сигнала.
3. Частота следования импульсов системы:
f ≤10 кГц.
4. Температура окружающей среды:
-10 ≤ t о С ≤ + 65
Модули системы имеют четырехзначное цифровое обозначение. Например, 2002, 2011, 2027 и т.д. В отдельных случаях, когда один и тот же модуль используется для реализации различных назначений, применяется шестизначное цифровое обозначение. Нanример, 2001.01; 2001.02 или 2004.01; 2004,02, 2004.03. Первая цифра - двойка - означает принадлежность модуля к электронной цифровой системе "Транслог 2". остальные цифры указывают заводской номер. На чертежах и электрических схемах транслоговые модули обозначены буквой D с последующим номером места на рамке для устанавливаемого модуля. Например, D1, D15, D32.