О свободе и нравственном воспитании




В любом случае «свобода» является важнейшей темой, которая приводит И.Канта к размышлениям. Он задаётся вопросом о том, что: «Одна из труднейших проблем воспитания заключается в том, как соединить «подчинение законному принуждению» со способностью «пользоваться своей свободой». (И.Кант. О педагогике. – М.: 1980. – стр. 458). Философ напоминает: «принуждение есть необходимость. Каждый раз, как смотрю, я вижу свободу рядом с принуждением» (Там же, стр. 458).

Известно, что великий мыслитель, невзирая на всемирную славу, авторитет и всеобщее признание, считает себя крайне серьёзным и ответственным в вопросе исполнения отцовских обязанностей. Или же именно этим способом намерен объяснить другим цель и методы воспитания детей: «Я должен приучить своего питомца переносить ограничение его свободы и вместе с тем я должен наставлять его в том, чтобы он умел хорошо ею пользоваться. Без этого — всё пустой механизм. Ребенок, освободившийся от воспитания родителей, не сумеет воспользоваться своей свободой». (Там же, стр. 458).

Пунктуальный немецкий учёный объективно относится к жизненной действительности. Знает, что жизнь – это извилистый путь. На привыкание человека к плодотворной деятельности смотрит через призму всех имеющихся возможностей. Считает принуждение не только исключением, наоборот категорически подчёркивает: «Принуждение есть необходимость!» (Там же, стр. 458). В этом случае нечто интересное приходит на ум. Читателям своего труда, которые, возможно, являются относительно инертными, он пытается сказать: «Кто боится затруднения, печаль его от любви неискренна» (Хафиз).

И.Кант философским образом, крайне дальновидно и целенаправленно употребляет «использование ограничения ради свободы». На наш взгляд, плодотворная трата времени, квалифицированная деятельность, сочетание (вместе, совместно) рабочей деятельности с совершенствованием профессиональных навыков обязательно способствуют достижению удовлетворительных для человека результатов, что само по себе является логической свободой личности. Удовлетворённость результатом профессиональной деятельности является приятной формой личностной свободы.

И.Кант видит ценность результата воспитания в том, что ребёнок должен уметь мужественно пережить необычные жизненные ситуации: «Он должен с ранних пор чувствовать неизбежное противодействие со стороны общества (окружающих), чтобы освоиться с трудной задачей оберегать себя, уметь терпеть лишения и зарабатывать, чтобы быть независимым» (Там же, стр. 458).

Интересна мысль знаменитого философа об отношении к трудностям, легкомыслию и ветрености в жизни. В этом отношении он повелительно подчёркивает: «Склонность к удобствам в человеке хуже любого другого зла в жизни» (Там же, стр. 482).

Мысль о познании проблемы, интеллектуальный поиск путей их решения преследуют человеческую жизнь системным образом.

И.Кант основную суть трудов личности видит в порядочности и добродушии. В этом плане великий мыслитель отмечает, что «человек должен не только быть пригодным для всякого рода целей, но и выработать такой образ мыслей, чтобы избирать исключительно добрые цели. Добрые цели есть такие, которые по необходимости одобряются всеми и могут быть в одно и то же время целями каждого» (И. Кант. О педагогике. – М.: — стр. 454).

Интеллектуальное воспитание И.Кант считает важнейшей частью эффективной человеческой деятельности. По его мнению, того можно считать сообразительным и разумным, кто в обществе, среди народа, среди коллег занимает достойное место благодаря культуре общения, поступкам и отношению к работе. Его считают важным и эффективным. Вместе с тем, «уважение к другим, культура общения, соблюдение стиля, почитание людей создают условия для пользования их возможностями» (Там же, стр. 454). Такую же нравственную логику, имеющую смысл «Прислуживай, чтобы найти прислуг», намного лучше и в художественном стиле высказал Саади: «Исполнив чьё-то желание, ты подчинишь его своей воле» (Саади Шерози. Гулистон. –Д.: 2008. – стр. 173).

На наш взгляд, речь идёт о простом человеческом отношении, человечности и добропорядочности.

О воспитании характера

По мнению И.Канта, характер — есть относительно устойчивый комплекс душевно-психических состояний человека. Наряду с другими социальными факторами, физиологические аспекты человека, социальное положение, жизненная действительность, окружающая среда являются факторами, определяющими суть, содержание и ориентацию человеческого характера.

Анализ наследия И.Канта в его гносеологическом отношении к характеру человека в целом можно разделить на четыре элемента: первое, особенности, учитывающие поведение человека в целом, а именно, наличие ответственности, чести и достоинства, умение отчитываться перед собственной совестью, родителями, близкими и обществом за то, в какой мере он в рамках этих требований оправдал ожидание людей, как ответственный с социальной точки зрения человек; второе, отношение человека к близким, друзьям, коллегам, обществу; третье, мировоззрение, форма отношения к общественной действительности, приоритетное направление идейного, убежденческого позиционирования, его обоснование с точки зрения науки и просвещения; четвертое, и самое важное, отношение человека к труду, проблемам, способность пережить невзгоды. Эту часть человеческого характера И.Кант считает сутью и содержанием жизни — единственной нормой оценки качества человека, «из какой ткани он соткан».

Известный философ убеждён, что основу характера составляют принципы. То есть, каким приоритетам человек отдаёт предпочтение в жизни, что считает важнейшим, главнейшим фундаментом, основой, к чему питает особое уважение, верит, считает началом действия и святыней. От каких явлений хочет дистанцироваться. Поэтому в мире философское высказывание И.Канта «Характер – это способность действовать по принципам» признаётся одной из основных деталей структурного познания человеческого характера. По его мнению, «принципы – такие же законы, но субъективные». Источником таких принципов считает ум самой личности: «они проистекают из собственного ума человека».

Немецкий философ подчёркивает, что одно действие, хороший или негативный поступок не следует ошибочно считать характером личности и делать неправильный вывод. Наоборот, под характером и качеством подразумевается комплекс речей, поступков и действий человека. Неоднократное повторение стиля поступка – есть серьёзный сигнал и вывод о характере человека.

И.Кант важнейшую деталь характера умственной деятельности человеческого мозга видит в его воле. Под понятием «воля» подразумевается сознательное действие человека, не берущего в расчёт стоящую перед ним проблему и добивающегося своей целевой задачи. Другими словами, воля – сила и могущество человека над самим человеком. В действиях личности лишь тогда будет ощущаться наличие воли, если она сможет пережить возникающие трудности и преграды. Действовать не под негативными, необоснованными чувствами, не под влиянием внешних факторов, а на основе различия, перепроверенного умом и разумом понимания. И чтобы результат его решения впоследствии не огорчил его сознания. Чтобы не стыдился.

Личность, демонстрирующую недостаток своей воли, несмотря на навыки, знания, жизненный опыт, нельзя считать успешным человеком.

Мужественность является спутником преданности человека. Именно поэтому Хафиз категорично подчёркивает, что не откажется от мечты, пока не добьётся исполнения желания. Или его душа соединится с возлюбленной, или же он откажется от души. Иначе говоря, «победа достаётся тому, кто проявляет самоотверженность». Немецкий мыслитель лишь такого человека считает мужчиной.

И.Кант подчёркивает, что «нравственность относится к характеру. Sustine et abstine — терпи и воздерживайся. Вот в чём подготовка к мудрой умеренности. (И.Кант. О педагогике. — М.: 1980. – стр. 491). Ибо «терпение и выдержка – есть основа человеческого разума» (Платон). Кант подчёркивает, что человек, намеренный воспитать в себе добрый характер, должен быть способным воздерживаться от склонностей, страстей и желаний, мешающих его авторитету. Освободиться от страстей. Быть способным к самоконтролю при ощущении проблемы, неудачи. Известный философ напоминает: «Sustine – то есть терпи, привыкай переносить».

И.Кант не считает простым делом такие черты характера, как толерантность, выдержка, обретение личностью гордости и самостоятельности именно на этой основе: «Если хочешь научиться обходиться без чего-либо, требуется мужество и известная склонность» (Там же, стр. 491). И.Кант указывает путь для достижения этой цели: «Для этого нужно приучать себя к отказам, противодействию и т.п.» (Там же, стр. 491).

Изучение языка, метода и стиля изложения трудов И.Канта о нраве и характере является наилучшим материалом.

Известно, что философ всю жизнь страдал и трудился. Именно поэтому стал величиной глобального масштаба. Осознал ли он это сам или нет, не совсем важно. Форма и содержание его творений тому свидетельство. Но он всегда размышлял о лицах, лишённых твёрдой воли, чья дисциплина, саморегуляция нуждаются в серьёзном исправлении. Безразличным к таким людям он никогда не был. Мелодия его выражений по отношению к ним звучит повелительно, а слова – метки и категоричны. Наставляет, что «хочешь преданности от жизни, испытай страдания» (Хафиз).

Он пессимистичен в отношении тех, кто откладывает на завтра сегодняшнее дело. Ибо ленивые всегда только собираются сделать что-нибудь. В этом смысле И.Кант осуждающе и обещающе гарантирует: «Человека, который постоянно откладывает исполнение своих намерений, ценят невысоко. Сюда относится и так называемое будущее исправление. Не помогут здесь ни паломничества, ни посты» (Там же, стр. 492). Важнейшей частью личности является выработка характера. «Характер состоит в твёрдой решимости хотеть что-нибудь делать, а затем и в действительном исполнении предположенного. Ѵіг propositi tenax, говорит Гораций,— вот настоящий характер!» (Там же, стр. 492).

Интересный вопрос, на котором И.Кант желает заострить внимание читателя, это задача, ответственность и обязанность. Требует того, чтобы молодой человек понимал его: «Действие должно быть для меня ценно не потому, что оно отвечает моему желанию, но потому, что я благодаря этому исполняю свой долг» (Там же, 503).

И.Кант подчёркивает, что единственным средством, благодаря которому можно понять качество личности человека, степень его зрелости, является труд и результат его работы. Только действие и деятельность, эффективность которых связана со знанием, профессиональными навыками, разумом и интеллектом личности, определяют то, кем является человек. Уровень знаний, результат работы способны «освободить человека, а хозяина столкнуть с трудностями» (смысл от Саади Шерози).

В связи с подобной ответственностью всемирно известный мыслитель напоминает: «В нашей душе есть нечто такое, что заставляет нас интересоваться: 1) самими собой, 2) теми, с кем мы выросли и 3) возможностью способствовать всеобщему благу».

Генетика и воспитание

Осознание является бесконечным действием вступления в суть вопроса. Осознание закономерностей формирования человека, особенно с умственной, духовной точек зрения, от понятия «человек» до определения «качество личности» является бесконечным процессом «воплощения материи в самом человеке». В этом процессе ощущение, осознание и возникновение представления занимают ключевую позицию.

Помимо того, что человек формируется и взрослеет в определённом времени, пространстве и среде, мы также против «упрощённых представлений о том, что нет никаких природных детерминаций существования человека. Человек есть общественное существо, но как часть природы он и есть биологическое существо» (П.Н. Федосеев. Проблема социального и биологического в философии». – М.: 1977. – стр. 19). В утробе, под воздействием ситуации, особого состояния и времени возник и формировался отдельно. То есть, речь идёт о человеческой ткани, о том, в какой среде, в каких условиях и из какой материи он «соткан». Имеет ли эта ткань помимо способности к противодействию и твёрдости, способность к развитию или нет. Именно поэтому изучение фактора наследственности считается важнейшей частью распознания человека. В любом случае, ни коем образом нельзя его игнорировать, ибо «воспитание сходно, а природа – различна» (Саади Шерози).

О генетическом факторе в познании и воспитании личности существуют интересные размышления. Например, если личность похожа на своих родителей с точки зрения внешности, тогда почему не рассматривается подобное формирование внутреннего мира человека, может быть и наивысший материал природы – материальный орган рассуждения человека – мозг, его клетки и нейроны также имеют сходство?

Известно, что материально-физиологическое состояние мозга имеет решающее значение для будущей судьбы человека. Речь идёт о способности высшей формы материи. Готова ли она иметь свойство воспринимать, обрабатывать (размышлять, рассуждать), осознавать важность вопроса? Мы должны быть уверены, что человек не может иметь полностью плохой характер. Или же наоборот. «Мозг человека располагает великой силой тяготения к отражению всех форм информации. Это положение игнорирует трагическую генетическую программу». (Д.К. Беляев. Современная наука и проблемы исследования человека. – Вопросы философии. 1981. Т.3. – стр. 15). То есть, во всех ситуациях можно оказать положительное воздействие на человеческое чадо и ожидать от него желаемого социального результата. Однако, «всё это относится к личности, чья генетическая программа не имеет дефекта. Соответствует норме. В случае нарушения генетической программы, социальные потребности будут находиться в крайне серьёзной враждебности к биологическим возможностям» (Н.П.Дубинин, И.И.Карпец, В.Н. Кудрявцев. Генетика. Поведение. Ответственность. М.: 1989. – стр. 20).

Полное несоответствие ощущений, осознание событий и явлений, формирование представлений, а также познание окружающей среды, отражение процесса явлений, если они не равноценны действительности, полное несоответствие свойств, характера ребёнка с родителями, если их действия признаны с хорошей стороны, является крайне серьёзным признаком разрушения генетической программы между родителями и ребёнком. Аргумент таков, что ребёнок, воспитываясь под опекой родителей, ежесекундно видя их поступки, слыша их речи, контролируя их жизнь, не может научиться чему-нибудь от родителей. Наоборот, влияние среды и посторонних лиц берёт над ним верх. Слова Фирдоуси:

Если сын не имеет признаков отца,

Считай его чужим, не признай сыном.

не подразумевают только внешнее сходство сына. Они использованы в двух значениях. Как с точки зрения формы (явления), так и с внутренней (по характеру и сути) точки зрения. В этом бейте также присутствует тон гнева, протеста в отношении ребёнка, не оправдавшего ожиданий отца и окружающих, непохожего на отца и не соответствующего ему в плане характера, действий и поступков, особенно в отношении честного труда. Его поведение достойно сожаления. Это состояние вынуждает великого поэта и мыслителя отразить свой вывод относительно подлинной связи ребенка с отцом в форме сомнения.

Вызывает озабоченность то, что возникновение негативного материального противоречия в генетической программе неисправимо. Порой оно приводит к различным формам социальной неудачи. В некоторых случаях имеет трагические социальные последствия. К сожалению, в этом случае неразумность, как форма сознания, приступает к выполнению функциональных обязанностей органа восприятия, обработки и принятия решения (человеческого мозга). Можно привести тысячи таких примеров из истории человечества и современной жизни.

Известно, что степень генетического несоответствия в поколениях во многом связана с физиологической структурой нейронов, составляющих основу человеческого мозга. Кроме того, в отношении нейронов действуют тысячи других факторов внутренних органов человека. Все они находятся в различных состояниях в зависимости от внутренних функциональных процессов, качества веществ. Это положение, возможно состоящее из миллиардов функциональных частиц, в различной степени не учитывает полную «копию» человека от человека. Именно поэтому несовпадение людей («несовпадение звёзд») связано с внутренним фактором. А не с внешним.

В рамках интерпретируемого состояния вообще не предусматриваются лица, имеющие наследственные психические заболевания. Вероятность ненормального поведения их потомства имеет реальные и ожидаемые причины.

В любом случае, человек не может быть генетической копией. Не следует ожидать от него такого результата. Человеческий мозг имеет бесконечную способность дифференцированно осуществлять рефлексию явлений природы и общества. В зависимости от формы, содержания и образа представления окружающей действительности и среды биологическое вещество «становится пленником» социальной среды.

Вместе с тем, существует вероятность того, что ребёнок больше всего привыкает, привязывается к родителям. Не все поступки родителей, особенно заслуживающие подражания, для него остаются в качестве эффективного фактора.

Именно поэтому пример наблюдения, внешние личностные поступки – друзей, товарищей, наставников, героев художественных произведений, информация средств массовой информации отражают в мозге молодежи и подростков реакцию в форме чувства, осознания и воображения в качестве нового, интересного явления. Связи, друзья, товарищи, мировоззрение и их характеры порой играют ключевую роль в формировании молодых людей. Саади Шерози в этом плане даёт мудрые и научно-обоснованные советы, которые очаровательны и приятны в художественном изображении:

Когда целуют покрывало Каабы,

Не говорят, что оно изготовлено из

шелковичных червей,

Побывав с почитаемым явлением

несколько дней,

Поневоле сам стал таким же уважаемым.

(Саади Шерози. Гулистан. – Д.: 2008. – стр. 167).

Не менее значимый смысл содержит другой стих Саади, который гласит:

Ароматная глина в бане как-то,

Попала мне в руки из рук любимой…

Обязательная убеждённость заключается в том, что читатель полностью знает продолжение данного стихо-творения. И, возможно, нет необходимости в приведении его полного текста.

Родители, учреждение, нуждающееся в проверке и использовании человеческих ресурсов, заинтересованы знать связи ребёнка и определённую рассматриваемую личность. В этой ситуации следует различать определяющие и определяемые, односторонние, двусторонние и многосторонние связи. И изучать. Однако в обществе в большинстве случаев качество и структура связей меняются. Те, кто вступают в связи в беспристрастном, но целенаправленном состоянии, в будущем в зависимости от интеллектуальных, убежденческих и материальных возможностей, сами могут менять структуру планов в корыстных целях. Сами стать определяющими и началом определяемого. Открыто или закулисно быть пользователями или пользуемыми. Это представляет серьёзную угрозу для формирования человека в качестве личности и для его духовного будущего. Безусловно, хитрые, изворотливые, корыстные люди любыми путями ищут эффективные связи. Целенаправленно демонстрируют личную «дружбу», «товарищество» «преданность» и «обет братства» с ними. Входят в доверие. Коварно, скрытно реализуют свои цели и намерения. Однако злоупотребление подобными связями достигается теми, чья выбранная цель серьёзно нуждается в науке, просвещении, разуме и сообразительности. Подобные недостатки проявляются в них. Именно такое состояние Антисфен Афинский (444/435-370/360 до нашей эры, один из самых признанных учеников Сократа) комментирует следующим образом: «Образованного и умного человека трудно переносить (то есть обмануть, развратить, сбить с пути, использовать в корыстных целях), так как неразумие – вещь лёгкая и необременительная, а разум непреклонен, непоколебим, тяжесть его неодолима. Неразумный человек лёгок. В нём нет того, что было перечислено, то есть в нём нет разума в форме веса. Его легко переносить, использовать. Разум же сам по себе есть сила, могущество. Его вес не позволит направлять умного человека во все стороны. Он самостоятелен. Он не нуждается в том, чтобы брать взаймы (в долг) чужой разум. Он непоколебим». (Большая книга мудрости. М.: — стр. 55).

Именно поэтому человеческие связи в форме дружбы, товарищества, собеседничества должны быть прозрачными и легко изучаться. Незнание связей, отношений есть заблуждение.

По характеру друга, товарища обязательно выявляются качества личности, ребёнка, кого бы то ни было. То есть, «мой друг – есть я сам. Только в другом обличии».

Форма воплощения действительности в человеческом мозге и процесс отбора по ней вида действия является крайне сложным для выявления надёжного представления о качестве личности. К сожалению, анализ опыта показывает, что негативный поступок и следование ему занимает важное место в общественной практике. Наоборот, обучение добрым человеческим качествам всегда требует труда и усилий.

Когда возникает потребность в изучении связей и отношений, установлении общности в личностях людей, качествах, характерах и точках соприкосновения интересов, тенденций. Это можно назвать причинной диагностикой возникновения связей и отношений.

Генетическая принадлежность, как вид связи и отношений, является серьёзным фактором познания человеческого существа. Однако она никоим образом не может быть полным решением проблемы познания субъекта. Это положение осложняет задачи воспитания, одна из важнейших целей которого предусматривает строительство цивилизованного и здорового общества.

Однако для И.Канта любые различия (кроме наследственности, находящейся лицом к лицу с психическими проблемами), имеющиеся в мозге здорового человека, не имеют проблем для воспитания. Он категорически подчёркивает: «Воспитание есть искусство… Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может всё более и более осуществлять такое воспитание, которое пропорционально и целесообразно развивает все природные способности человека и таким путём ведёт весь род человеческий к его назначению» (И.Кант. Трактаты и письма. М.: 1980. – стр. 449).

Заключение

Иммануил Кант, основоположник классического немецкого идеализма, является величайшей личностью, обогатившей философию Запада своими чрезвычайно редкими и уникальными мыслями. На примирение материализма и идеализма он потратил свою долгую жизнь.

Мы умышленно воздержались от анализа мыслей И.Канта об обучении религии в подростковом возрасте. Хотим напомнить только один момент. Несмотря на то, что И.Кант был набожной личностью, он посвятил свой труд именно воспитанию человека и рекомендует воздержаться от изучения религиозных основ в подростковом возрасте. По его мнению, когда ребёнок недостаточно хорошо знаком со светской наукой, с закономерностями природы, основами существования общества и развития мышления, если узнает, что с религиозной точки зрения в мире есть сила, думающая вместо человека, заботящаяся о нём, определяющая его судьбу, возможно, он охладеет к науке, потеряет самостоятельность. Немецкий учёный рекомендует начать такое важное дело после достижения человеком совершеннолетия.

Великий мыслитель считает логически целесообразным воспитать личность, которая полезна для общества, чьи силы и мощь будут потрачены на изучение науки, освоение знаний, облегчающие повседневную жизнь человека.

И.Кант считает воспитание важнее обучения. Справедливо полагает, что обучение зависимо от воспитания, является его частью.

По его мнению, дисциплина, порядок, ответственность являются составными частями единой системы процесса формирования человека.

Великий учёный предъявляет высокие требования к личности, которой доверено воспитание и обучение. Он абсолютно уверен, что нельзя доверять воспитание ребенка непроверенным лицам, которые сами нуждаются в нём. Влияние экстремистских, чуждых, ненаучных идей отделяют ребёнка от той просвещённости, которой обладали родители. Отчуждают его.

И.Кант предупреждает богатых людей, чтобы именно они обращали больше внимание на воспитание детей. Если их родное дитя в раннем, подростковом и молодом возрасте не слышало таких слов, как «нет», «у нашей семьи нет такой возможности», «для таких условий нам нужно ещё немного потрудиться» и тому подобных, если у него нет ограничений в желаниях, удовлетворении потребностей, поступках, образах и стилях речи, серьёзного уважения к старшим, терпения выслушать и признать противоположные доводы от младших и старших, в будущем, при встрече с жизненной действительностью, ребёнок столкнётся с серьёзными трудностями.

На наш взгляд, открытием И.Канта следует считать мысль о том, что в результате принудительного труда (обычный рабочий режим) молодой человек может найти возможность свободы посредством труда, тягости, плодотворной творческой деятельности. Станет ещё больше обустраивать свою жизнь. Найдёт свободу, о которой мечтает, путём налаживания собственного комфорта и хозяйства.

И.Кант, который сорок лет жизни провёл в нелёгких трудах преподавателя университета, видит свободу в соблюдении закона, труде, тяготах деятельности, направленной на интересы общества. А не в другом.

Вместе с тем, И.Кант успех действий человека усматривает в наличии характера. Великий философ вновь и вновь подчёркивает, что каждый должен понимать своё «предназначение», чтобы быть совершенной и полноценной личностью. Должен иметь точное представление о том, кем он станет в будущем.

Уверенность автора этих строк заключается в том, что запросы И.Канта по отношению к содержанию, путям, способам и методам формирования личности, требования в отношении материи человека, который, несомненно, станет важным политическим субъектом, есть веление времени.

В заключение своего труда известный философ, осознавая великую ответственность, требует: «Наконец, нужно обратить внимание каждого молодого человека на необходимость ежедневного отчёта перед самим собой, чтобы в конце своих дней можно было правильно определить ценность своей жизни» (Там же, стр. 504).

Послесловие

Все существа мира, находящиеся в пространстве и времени, в каком бы то ни было виде, находятся друг с другом в диалектической связи. Действуют согласно системно-функциональному принципу.

То, что мы становимся ежедневными свидетелями «счастья» и «несчастья» наций, мы счастливы, но переживаем за другие народы, их разграбленные места и жилища перед нашими глазами (М. Турсунзаде), не является чрезвычайным и сверхъестественным явлением. Имеет простые, земные причины. Является плодом человеческого мозга, целеполаганием и результатом действия человека. Просвещённость, честь и достоинство каждого в отдельности являются архитектором его личной жизни и жизни нации, в совокупности граждане становятся определителями своей собственной судьбы. Именно поэтому Абуали ибни Сино велит: «Суть бытия следует искать в самом бытие».

Качество личности и в целом нации, при удаче и неудаче государств, как фактор и причина, тысячелетиями находится в поле зрения политических аналитиков и учёных. «Когда мы не полностью принимаем во внимание материальные факторы и учитываем лишь человеческий фактор в качестве определителя национальной силы и могущества, безусловно, имеем в виду количество и качество нации. В этом случае национальный характер, нравственность и духовность учитываются как качество нации» (Morghentay H.G.. Politics among natioms. N.York.: 1964. – р.121). Вместе с тем, знаменитый американский учёный немецкого происхождения видит силу нации (государства) не в её большой численности, а в качестве (уме, разуме, квалификации, ответственности, готовности к защите национальных интересов): «признание той точки зрения, что население есть фактор и признак могущества государства, ошибочно» (Там же, стр. 121).

Появление простого Сына Отечества, который с юности до зрелости закалялся в различных сферах, прошёл через тяжёлые испытания «жёсткой и безжалостной жизни», взял на себя «уход за увядшим садом», придал ему процветание, защитил свой народ от «бодрствующей смерти», с «полученными за сорок лет знаниями и мудростью» (Хафиз) спас его, является примером для подростков, молодёжи, каждого, кто родился на этой Земле. Бесстрашию перед трудностями, терпению и выдержке, толерантности, мужеству, уму и знаниям, проницательности следует учиться у Него. Поэтапно, из поколения в поколение следует передавать эту духовность потомкам во имя непоколебимости и долговечности нации.

Это непростая жизнь и опыт. Это совокупность мудрости, показатель ума и одарённости нации на протяжении столетий, отражённые в словах и делах одной её великой Личности. Необходимо гордиться этим явлением. Следовать за Ним. Брать с Него пример.

С. Ятимов,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: