Цель как основа формирования субъекта




Введение

Принципиальной и конечной целью деятельности человечества является обеспечение стабильности, устойчивости развития человека и общества. Мировой опыт свидетельствует о том, что эта цель может быть достигнута только путём совершенствования самого человека методами воспитания, обучения — соответственно, формированием духа цивилизованной личности.

В результате кардинальных политических, экономических, социальных и культурных преобразований, произошедших в стране за последние три десятилетия, благодаря усилиям Национального героя таджикского народа, национальный дух «нашёл своё убежище и живёт» на родной земле (выражение Гегеля). Теперь для нас жизненно важно «сохранить этот священный светоч, питать его духовной пищей. Заботиться о том, чтобы не угас. И не погибло самое высокое явление — сознательность и самосознание» (В.Ф.Гегель. Наука логики: Т.1. – М.:1974. – стр. 81).

Должно быть, очевидно, что это — непростая задача. Возможно, несложная только для тех «поверхностных умов и характеров…, которые собственные поверхностные знания и пустоту показывают чем-то превосходным, желанной целью и результатом всех интеллектуальных усилий» (высказывание В.Ф.Гегеля о качестве размышления. Там же, стр. 82). Наоборот, эта работа требует системного долгосрочного, квалифицированного и целенаправленного труда.

В центре решения проблемы стоит духовное и соответствующее ему физическое состояние Человека, Личности. Это не открытие. Оно ровесник человека. Любая нация в зависимости от степени развития мышления, познавательной, ценностной, поведенческой ориентации, повседневных потребностей, планов и прогнозирования относительно дальнейшего её формирования, мировоззрений и представлений, изложила свои учения и исследования по данному жизненно важному фактору.

Несомненно, ценность и прочность нации равны количеству и качеству национальных мыслителей, которые не только на словах, но и на практике способны содействовать и продвигать национальное развитие.

Таким образом, предмет дискуссии статьи включает в себя анализ и рассмотрение отдельных размышлений известного немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804) о воспитании и совершенствовании личности, способной обеспечивать национальные интересы в «этом бессердечном мире» (высказывание Хафиза).

Одним из основных принципов, который был сформирован и на который опирался И.Кант, является закон достаточного основания – направление мышления к степени реальных знаний, проверенных на практике. На этой основе немецкий учёный во всех формах деятельности, прежде всего, в формировании человека, на первый план ставит целеполагание.

Цель как основа формирования субъекта

Сущность государства, как отмечал Аристотель, составляет Человек. Именно поэтому формирование Человека является важнейшим проектом человека и, конечно же, самого государства.

В таком проекте постановка цели выполняет основную роль. То есть, родители, учебные заведения, общество готовят того или иного человека к определённой занятости.

Таким образом, цель воспитания «прежде всего в качестве конечного результата существует в мозге человека в форме мечты, надежды, плана». Представляется в рамках мышления. Благо, это действие не является инстинктивным против других биологических существ. Оно сознательное. По крайней мере, ради того, что в степени целеполагания возникает представление о качестве предполагаемого объекта (в данном случае человека) и его будущей занятости. Определяется, в каком обучении, воспитании, опыте, проверке и обобщении нуждается. И от какого содержания, ступеней, условий, среды, возможностей, атмосферы и времени зависит обеспечение цели. Степень и важность конечной цели равны ответственности обеспечения и подготовки человеческой материи. Содержание, соответствующее социальному назначению личности, должно быть устойчивым и эффективным.

В своем труде «О педагогике» (1803) И.Кант, рассуждая об идее, указывая на формирование человека, подчёркивает: «Идея есть не что иное, как понятие о совершенстве, ещё не осуществлённом на опыте» и мечтает: «Может быть, воспитание будет постепенно улучшаться, и каждое последующее поколение будет делать шаг вперёд по пути к усовершенствованию человечества» (Там же, стр. 448).

Нет сомнений, когда есть такое целеполагание, ответственный субъект более уверен в том, что объект воздействия (человек) в то же время несовершенен. Работа по нему нуждается в серьёзном планировании, особом внимании и опеке. Иначе говоря, с начала и до конца движение по направлению к идеальному, мысленному предвосхищению результата деятельности требует большого труда.

Воспитание в пределах ответственности и основного понятия нельзя считать личным вопросом. Человек создаётся не только для самого себя и нужд семьи. Это нереально и невозможно практически. Быть отдельным и изолированным индивидом неосуществимо. Сознательное существо с малых лет приобретает и до конца жизни сохраняет субъектно- объектный статус. Становится элементом среды. Входит в привычную атмосферу с унаследованными обычаями и традициями, адаптированными и подчинёнными нормами права, установленными обществом и государством. Среда его обитания имеет определённый уровень развития культуры и качеств отношений. Она всегда неоднородна. В неё входят люди со своими нравами, наличием воли и интересов. Другими словами, человек как часть материального мира диалектически вступает в единство противоположностей. Не знать и не учитывать их невозможно. Исходя из этого, цель воспитания предполагает, прежде всего, интерес общества и его основного учреждения, ответственного за его безопасность и развитие — государства. Наука, культура, образование, обучение и воспитание являются главным фундаментом обеспечения безопасности этого института.

Следует признать и ту проблему, что от целеполагания (определения идеи) до достижения реальности, равной желаемому результату, — длинная и крайне сложная дистанция. Причина заключается в том, что окружающая среда, в том числе связи, отношения, опосредования, общественная действительность — имеют свои особые формы функционирования, закономерности развития и формы отражения. Именно поэтому реализация предполагаемой цели порою может остаться неопределённой, нежеланной, следовательно, неосуществимой.

Несмотря на это, И.Кант воодушевлённо отмечает: «Цель — всегда предмет влечения, интереса, непосредственного желания обладать вещью с помощью своего поступка. Подобно тому как закон (повелевающий практически – С.Я.) есть предмет уважения» (И.Кант. Религия в пределах только разума. – М.: 1980. – стр. 31).

Великий учёный, считая не все цели благоприятными и соответствующими для человека, категорически заявляет: «Объективная цель (которую мы должны иметь — С.Я.) — это та, которую как таковую ставит перед нами только Разум». (Там же, стр. 31)

И.Кант напоминает, что субъективное явление — то как человек в зависимости от чувства и мировоззрения представляет суть цели. В какой форме желает видеть своё счастье. Однако вновь и вновь подчёркивает, что «высшей целью каждой личности должно быть добро и благодеяние. Несмотря на то, что сама цель считается синтетической (обобщённая, выражающая многое в едином – С.Я.). Она подразумевает результат абстракции положительного опыта (проверенного на практике – С.Я.)».

Особо привлекательно то, что мыслитель глобального масштаба использует эти слова в своём труде «Религия в пределах только разума». Кстати, под таким названием можно написать десятки книг.

О логике воспитания

И.Кант убеждён, что «Всё в природе, как в неживом, так и в живом мире, происходит по правилам, хотя мы не всегда знаем эти правила. Вода падает по законам тяжести, и у животных движение при ходьбе также совершается по правилам» (И.Кант. Логика. — М.: 1980. — стр. 319) Однако немецкий философ подчёркивает, что подобное представление не есть знание. Это — выражение, рефлексия форм явления, ставшие достоянием ощущения. «Если нам кажется, что мы нашли таковое, то в этом случае мы могли бы лишь сказать, что правила нам неизвестны» (Там же, стр. 319).

В этой связи, Кант между массовым представлением (простым, примитивным, повседневным, обывательским) и научными знаниями (закономерности возникновения, прогресса явлений природы и общества, утверждённых жизненным опытом) видит серьёзное различие. Именно с этой целью философ возлагает надежды на Человека – его физиологические особенности, как самого совершенного природного существа: «Человек – единственное создание, подлежащее воспитанию. Под воспитанием мы понимаем уход (попечение, содержание – С.Я.), дисциплину (выдержку, терпение, самообладание, обеспечение определённого действия – С.Я.) и обучение вместе с образованием» (И.Кант. О педагогике. – М.: 1980. – стр. 445).

Немецкий учёный убеждён, что неразумные биологические существа с момента рождения инстинктивным образом стремятся к своей чистоте, гигиеническому состоянию. По мере возможности, стремятся к обеспечению своей безопасности. Например, если бы маленькие звери, появившись на свет, закричали бы о своём рождении (как это делают новорожденные дети), то в условиях леса ни один из них не выжил бы. Стал бы добычей других зверей. «Действительно, большая часть животных нуждается в питании, но не в уходе». (Там же, стр. 445). Несмотря на то, что с рождением человека в мире появляется самый совершенный элемент природы, он нуждается в серьёзной заботе, уходе, воспитании. «Под уходом понимается забота родителей о том, чтобы дети не обращали своих сил во вред себе». (Там же, стр. 445).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: