Справедливость как черта характера




«Проблема социальной справедливости – одна из наиболее актуальных и в то же время наиболее сложных проблем современного мира. О ней говорят и спорят политики, ученые, журналисты, рядовые граждане. Тема справедливости занимает важное место в программах политических партий, общественных движений, неправительственных организаций. Проводится большое число социологических исследований, научных конференций, посвященных проблеме справедливости; появляется все больше монографий и статей, авторы которых предлагают свое видение проблемы справедливости в современном мире и пути ее решения» [13].

Несмотря на это, наука не знает, что такое справедливость.

Справедливость - черта характера, проявляющаяся в честных, принципиальных и оправданных – неосуждаемых поступках, действиях человека.

В этом определении отражается суть справедливости.

Во-первых, сообщается, что она принадлежит человеку. Человек порождает, развивает, ощущает, применяет ее в повседневной жизни. Животный и растительный мир ею не обладает. Если бы не было так, то сорняки не появлялись бы в наших огородах, гусеницы, жуки не уничтожали бы растения.

Во-вторых, определяется статус справедливости: она является чертой характера.

В-третьих, указывается «место обитания» справедливости. Она, как любая черта характера, находится в психике. Формируется с помощью педагогического процесса.

В-четвертых, утверждается, что она проявляется в честных, принципиальных, оправданных поступках, действиях. Недавно Хабаровское линейное управление МВД России на транспорте сообщило об одном интересном и поучительном случае. «По дороге в магазин 71-летняя жительница города наступила на небольшой сверток. Подняв его, она обнаружила 250 тыс. рублей и около 1,5 тыс. юаней (15 тыс. рублей).

Женщина отнесла находку в дежурную часть транспортной полиции на железнодорожном вокзале. Полицейские быстро нашли мужчину, который обронил деньги. Им оказался 33-летний житель Хабаровска» [17].

Аналогичный случай произошел и с моей мамой. Во второй половине ХХ века она, как и хабаровская пенсионерка, возвращалась из магазина и на дороге нашла сверток с деньгами. С достаточно большой суммой. Она вернулась магазин и спросила у покупателей, стоящих в очереди: «Кто потерял деньги?». Все почти хором ответили: «Я». Однако никто не смог точно назвать сумму содержимого в свертке. После этого мама решила оставить находку у себя, надеясь, что после такой гласности хозяин найдется. Действительно, хозяин нашелся… в тот же день.

Как видно, в этих поступках двух людей проявляется справедливость. А в действиях покупателей она отсутствует. Они хотели присвоить чужие деньги.

Следует отметить, что справедливость иногда проявляется и в нечестных, но оправданных поступках, действиях. Вот примеры, подтверждающие этот вывод.

Оценка работы ученика не всегда бывает объективной. Иногда приходится ставить ему завышенную отметку. Это бывает тогда, когда работа по своему качеству не соответствует установленным нормам, но, несмотря на это, учитель оценивает ее положительно. Почему? Потому что он у ученика замечает: а) продвижение в достижении пока еще не значительных, но определенных результатов; б) старательность; в) неуверенность в своих силах.

В такой ситуации действие учителя считается оправданным, хотя оно не является честным. Ведь в данном случае завышенная оценка вызывает уверенность, активизирует, окрыляет ученика, способствует улучшению учебы.

Второй пример связан с моим старшим братом. Он плохо учился в школе, но своим детям говорил, что был отличником. Обманывал для того, чтобы они хорошо учились.

Можно ли действия учителя и моего брата считать проявлениями справедливости? Да. Ведь они реализовали добрую цель, не ущемляли при этом чьих–то прав, не причиняли кому-то боль. Поэтому их действия оправданы и не осуждаются.

Бывают ли резкие и грубые действия человека во время самообороны справедливыми? Да, если они не превышают допустимые пределы.

А вот действия героя из кинофильма «Берегись автомобиля», который угоняет, на его взгляд, незаслуженно приобретенные хозяевами автомобили и, перепродав их, вырученные деньги переводит детским домам, справедливыми назвать нельзя. Потому что его благородные цели: а) наказание воров; б) улучшение материальной базы детских домов реализуются неоправданными действиями.

В объяснении справедливости ученые допускают ошибки.

1. Справедливость отождествляется с ее проявлением.

«В правовой теории выделяются два понятия справедливости, - пишет Г.Р. Маликов. - Во-первых, раскрывается как характерная черта личности, относящаяся к четырем добродетелям наряду с рассудительностью, мужеством и разумом. Во-вторых, справедливость в социальных институтах воспитания (семья, общество, школа), а также политическая справедливость в области права, государства и политики, если первое определение относится к субъективной, то второе относится к объективной справедливости» [11].

«Справедливость в социальных институтах воспитания (семья, общество, школа), а также политическая справедливость в области права, государства и политики…» - не справедливость, а проявление справедливости.

Семья, школа, общество, государство, политика, право, конституция, законы, правила, программы создаются и реализуются психикой людей, в которой находится и справедливость. Справедливость никогда не выходит из психики, за пределами психики находятся только ее проявления. Поэтому понятие «справедливость» употребляется только в одном варианте. Она – черта характера.

2. Утверждается, что «справедливость всегда носит конкретно-исторический и социальный характер». «Трудно спорить и с тем, что у каждого человека (группы людей) – собственное представление о справедливости, - пишет В.Н. Руденкин. - Так, по мнению известного российского политолога-американиста Н. Злобина, « справедливость всегда носит конкретный исторический и социальный характер. То, что справедливо для одного человека или социальной группы, то может оказаться вопиющей несправедливостью для кого-то другого» [13].

«Каждая эпоха и культура порождает свои представления о справедливости», - пишет О.А. Гулевич, ссылаясь на Бобневой [2, с. 8].

«Были времена, когда рабство в этой стране (в США- Ф.С.) вовсе не считалось предосудительным и нарушающим принципы справедливости, - продолжает В.Н. Руденкин. - Потом эти представления американцев о справедливости претерпели кардинальные изменения, хотя еще более века чернокожие в США продолжали оставаться фактически гражданами второго сорта – и многие белые американцы считали это вполне справедливым» [13].

Из этих высказываний можно сделать два вывода: а) справедливость не имеет постоянного содержания; б) каждый человек, социальная группа справедливость понимает по-своему.

Да, с мнением о том, что каждый человек справедливость понимает по-своему, можно согласиться, так как это зависит от его уровня осведомленности и воспитанности. Однако такое положение не отрицает наличия стандартного общечеловеческого содержания справедливости. Что будет, если бы правила уличного движения не состоялись из стандартных, всеобщих норм, а понимались и реализовывались каждым человеком по своему усмотрению? Представляете? Поэтому справедливость имеет и должна иметь общечеловеческое содержание. Только тогда между людьми, народами, государствами будет согласие и мир. А если когда-то в США рабство считалось нормальным, непредосудительным явлением, то это же было проявлением не справедливости, а несправедливости. Поэтому этот факт не служит основанием для вывода о том, что справедливость «всегда носит конкретно-исторический и социальный характер». Конечно, со временем представления народов, отдельных людей о справедливости расширяются, развиваются. Но это происходит в рамках углубленного познания стандартного, общечеловеческого содержания этого явления.

3. Справедливость классифицируется. «От Аристотеля идет традиция различения двух видов справедливости — распределительной (или воздающей, дистрибутивной) и уравнивающей (или направительной, коммутативной), - пишут А.А. Гусейнов и Р.Г. Апресян. - Первая связана с распределением почестей, имущества и других материальных благ между гражданами или, шире, членами какого-либо сообщества. Здесь справедливость заключается в том, чтобы ограниченное количество благ было распределено по достоинству — пропорционально заслугам. Вторая связана с обменом, и справедливость призвана уравнять стороны, участвующие в обмене. Здесь достоинство лиц не принимается во внимание. При этом неважно, осуществляется ли обмен (в широком смысле слова — как взаимодействие) произвольно, как при разного рода сделках (хозяйственных или финансовых), где действие производится по воле участвующих в нем, или непроизвольно, как при разного рода тайных действиях (распутстве, сводничестве, лжесвидетельствовании, колдовстве, краже, убийстве), или подневольно, как в случаях навязывания действий (брань, унижение, посрамление, ограбление, пленение, умерщвление)» [3].

Где здесь две справедливости? Ведь и в первом случае - распределения, и во-втором случае - обмена справедливость остается неизменной. Меняются только действия. То есть вместо справедливости классифицируются ее проявления. А справедливость не делится на виды. Она может отличаться только по степени сформированности у разных людей.

4. Справедливость считается принципом взаимных отношений между людьми. Статья Г.Р. Маликова, опубликованная в журнале «Молодой ученый», называется «Справедливость как основной принцип в общественно-правовых взаимоотношениях в представлении тюркских средневековых утопистов-гуманистов» [11].

Такое же утверждение встречается в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона». В нем говорится: «Справедливость является одним из высших принципов взаимных отношений между людьми» [14].

Принцип – это теоретическое положение, содержащее в себе важную закономерность, которым руководствуются при организации деятельности, а в данном случае во взаимоотношениях людей. Содержит ли справедливость в себе какую-то важную закономерность? Может быть, да. Ведь любая положительная черта характера имеет важное значение. Возьмем, например, точность, аккуратность, внимательность, вежливость. Если справедливость – принцип, то и они должны быть принципами. Однако их не называют принципами. И справедливость назвать принципом неуместно.

5. Справедливость считается отношением. «Справедливость – справедливое отношение к кому-либо, чему-либо» написано в «Современном толковом словаре русского языка» [4].

Отношение – позиция человека к чему-либо, кому-либо. Например, существуют бережное отношение к природе, добросовестное отношение к труду и т.д. Отношение играет большую роль в формировании справедливости, но не является ею. Они – разные психические явления.

6. Справедливость считается врожденным свойством человека. «Идея справедливости может быть закреплена в поведении уже на инстинктивном уровне», - пишут С. К. Нартова-Бочавер и Н. Б. Астанина [12].

Однако такое мнение не вызывает доверия. Новорожденного нельзя считать справедливым. Эта черта отсутствует не только у новорожденного, но и у некоторых взрослых людей. Если бы она была врожденной, то все люди были бы справедливыми. Справедливость формируется с помощью педагогического процесса.

Таковы некоторые ошибки ученых в объяснении справедливости. Они не способствуют правильному пониманию ее сущности, затрудняют процесс формирования. Это серьезное упущение. Ведь справедливость имеет огромное значение в жизни человека, для всего общества. Сократ считал ее «драгоценнее всякого золота». «Справедливость – такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб», - писал Карл Людвиг Берне [5].

Высоко оценивает ее и народ. Его оценка отражается в следующих пословицах: справедливость мертвого воскресит; справедливое слово камень раздробит; справедливость – залог процветания и т.д.

Справедливость развивает, совершенствует человека, приносит ему уважение, авторитет, делает счастливым. «Будь справедлив, и будешь счастлив», - говорит народ. «Соблюдение справедливости создает у человека общий позитивный настрой, благодаря которому он высоко оценивает себя и окружающих, испытывает по отношению к ним положительные эмоции и активно включается в общую деятельность», - пишет О.А. Гулевич. [2, с. 68].

Справедливость приводит к созданию идеального общества, укрепляет государство. «На протяжении многих веков философы рассматривали справедливость как основной принцип, лежащий в основе идеального общественного устройства, обеспечивающий кооперацию между людьми и, как следствие, выживание человечества», - пишет О.А. Гулевич [2, с. 9].

Отсутствие справедливости имеет плохие последствия. «Справедливость нужна как чистый воздух, наличие которого не осознается, а отсутствие делает жизнь невыносимой» [1]. «Нарушение норм справедливости порождает отрицательные эмоции» [2 с. 77-78]. Несправедливый человек не имеет стыда. Из-за отсутствия справедливости в его психике появляются отрицательные черты характера, такие, как эгоизм, нечестность, двуличие, подхалимство и т.д. Как говорится в арабской пословице, «несправедливость человека поражает его самого».

Несправедливость, как и справедливость, проявляется в поступках, действиях, деятельности. Её можно «встретить» на улице, в автобусах, в подъезде, в магазине, на экране телевизора и в других местах. Возьмем продукты питания. Например, колбасу. «Недавно общественные контролёры заявили о том, что 75% колбас в России — фальсификат. По данным экспертизы, проведённой обществом защиты прав потребителей «Росконтроль», из 33 наименований варёно-копчёных и полукопчёных колбас самых популярных марок 25 не соответствуют понятию «качественный продукт». Что это значит? «В этих продуктах содержатся дешёвые заменители говядины и свинины — соевый и коллагеновый белок, мясо птицы, шкура животных, крахмал, целлюлоза и специальные влагоудерживающие агенты», — объясняет Александр Борисов, сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль» [15].

А ведь эти не соответствующие госстандартам вредные для здоровья продукты производятся людьми. В такой колбасе проявляется не только несправедливость, но и другие отрицательные черты характера, как безответственность, жетокость, стремление к наживе и т.д.

Несправедливость проявляется и в подделных лекарствах. «По исследованиям ВОЗ, каждое десятое лекарство в странах СНГ – подделка и не содержит ничего, кроме мела (и это в лучшем случае)» [16]. Каким человеком надо быть, чтобы выпускать бесполезные и вредные лекарства, наживаться за счет больных?!

Фактов проявления несправедливости в нашей повседневной жизни можно привести много. Преступления, коррупция, обман, мошеннические действия, блат возникают из-за несправедливости людей. Одним из ярких примеров проявления несправедливости является плагиат. Многие люди с помощью его стали кандидатами и докторами наук.

А.М. Кумушкулов в 2006 году на специализированном совете Д 212. 112. 01 тогдашнего Магнитогорского государственного университета защитил диссертацию на тему «Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов-психологов».

Однако, как выяснилось позже, диссертация не написана, а конструирована из так называемых «некорректных заимствований». Они присутствуют почти на каждой странице. Даже описание эксперимента, его ход и результаты объясняются чужими текстами.

Получив нечестным путем ученую степень, А.М. Кумушкулов не прекратил похищать чужие тексты. Наоборот, расширил его масштабы. Конструировал две книги: «Организация процесса подготовки к профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов-психологов» [6.]; «Совершенствование подготовки к профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов-психологов в высшей школе»[7].

Ощущая безнаказанность, начал действовать более свободно, без страха, без стыда. Появились «его» статьи, состоящие целиком из похищенных текстов: «Теоретические и методические основы моделирования процесса подготовки к профессионально-педагогической деятельности будущих специалистов» [8]; «Формирование научно-исследовательской компетенции будущих педагогов в вузе» [10], «Формирование культуры поведения будущих педагогов-психологов» [9]. В них фамилии настоящих авторов заменены фамилией Кумушкулова.

Полученные нечестным путем ученые степень и звания, присутствующие в характере такие черты, как двуличие, подхалимство, лицемерие позволили ему стремительно подниматься по служебной карьере. В Сибайском институте (филиале) БашГУ он был заместителем директора по науке, по учебной работе. Стал «отличником образования Республики Башкортостан» (2013 г.).

Эти факты свидетельствуют о том, что А.М. Кумушкулов не обладает справедливостью. Из-за ее отсутствия он совершает неправильные действия.

В 2016 году «Прокуратура города выявила нарушения законодательства в местном филиале Башкирского государственного университета. Заместитель директора в прошлом году был незаконно зачислен на бюджетное отделение юридического факультета. Согласно законодательству, бесплатным может быть только первое высшее образование, а у него уже имелся диплом педагога, полученный в этом же университете. Ректору БашГУ внесено представление об устранении нарушений, которые были допущены при попустительстве приемной комиссии. Приказ о приеме сотрудника филиала на юридический факультет опротестован – замдиректора перестал быть студентом. Кроме того, он возместил незаконно полученные образовательные услуги за первый курс обучения, выплатив 38 тысяч рублей, сообщает пресс-служба прокуратуры РБ» [18].

В этом сообщении речь идет о Кумушкулове. За это он был освобожден от занимаемой должности.

Сегодня он является заместителем директора по учебной работе в Сибайском педагогическом колледже.

Как видно, А.М. Кумушкулов легко отделался. Принятые по отношению к нему меры недостаточны для искоренения несправедливости из его характера. Допущение его к руководящей должности в воспитательном учреждении - проявление равнодушного отношения общественности к несправедливости, что отрицательно влияет на воспитание молодого поколения.

Учитывая педагогическое, общественное значение справедливости, необходимо принимать эффективные меры по формированию ее у людей.

Для этого нужны определенные условия.

Одним из них является использование примера. Он оказывает на воспитанника внушающее воздействие. Это объясняется тем, что пример служит живым наглядным «пособием», доказывает реальность справедливости, демонстрируя ее проявления, воспитывает положительное отношение к ней. Все это облегчает и ускоряет процесс ее формирования.

Идеальные примеры для подражания всегда есть. Их можно найти и в своем окружении, и в литературных, фольклорных произведениях и т.д. Для эффективного использования примера необходимо у воспитанника вызывать интерес к биографиям людей, к литературе, воспитать наблюдательность, умение замечать положительное в человеке, желание подражать.

Многие родители хотят, чтобы их дети были справедливыми. Некоторые даже дают своим детям имена, способствующие, на их взгляд, воспитанию этого качества. Так, среди башкир довольно распространенным является имя Гадель (переводится на русский «справедливый»).

Создание вокруг человека атмосферы, способствующей формированию справедливости, является следующим условием появления этой черты в его характере. Такая атмосфера должна быть в семье. Для этого в семье должна царить уважительное отношение к справедливости. Оно проявляется в поведении родителей, других членов семьи, родственников и тех, кто постоянно общается с этой семьей. Адекватная оценка справедливых поступков, своевременная корректировка несправедливых действий помогут появлению этой черты в характере детей. Для создания атмосферы, способствующей формированию справедливости, можно использовать литературные произведения, материалы СМИ, спортивные игры и т.д. Средств много. Просто родителям надо проявлять творчество в поиске и в применении их.

Такая атмосфера должна быть и в первичных коллективах людей: в детских садах, в школе, в вузе, в воинской части, на предприятии и т.д. Ведь большую часть времени человек проводит там. Они влияют на процесс формирования личности.

Избегая подробного анализа роли первичных коллективов в формировании справедливости, скажу несколько слов о собственном опыте работы со студентами.

В учебном коллективе, в том числе и в студенческом, несправедливая оценка труда обучающихся, к сожалению, встречается, что отрицательно сказывается на формировании их характера. Поэтому оценку студентов мы организовали по другому. В начале семестра, чтобы оценка была более значимой, обеспечиваем студентов серьезными заданиями. Они по экзаменационным вопросам готовят доклады и в течение 80 минут по очереди проводят лекционные занятия в группе. Для оценки их труда избирается суд (жюри), в составе которого находятся «прокурор», «адвокат», «судья». Они сидят отдельно от группы в конце аудитории и за 5-7 минут до конца лекции выходят в коридор – в «совещательную комнату». В их отсутствии в группе проводится предварительное обсуждение занятия (чтобы не оказать давление на членов суда), указываются его плюсы и минусы, даются рекомендации, советы и т.д. Затем «члены суда» официально и детально анализируют занятие, ставят отметку по 10 балльной системе. (В некоторых группах суд не избирается, а оценивают все студенты письменно на заранее приготовленных бумажных карточках. Все эти анонимные отметки и замечания, советы вслух читаются). На экране, сделанном на обратной стороне аудиторной доски, мелом записываются баллы, занимаемые места каждого лектора-студента. В конце семестра первая тройка победителей, получает «автоматический» зачет или экзамен.

Организация работы по такой методике создает в группе атмосферу, способствующую формированию у студентов справедливости.

Такая атмосфера должна быть во всей стране. К сожалению, в настоящее время в ней имеются некоторые условия для совершения несправедливых поступков, действий. Задержка зарплаты, взяточничество, блат, злоупотребление служебным положением, коррупция, фейковые новости, нечестные выборы, фальшивые диссертации и многие другие отрицательные явления свидетельствуют об этом.

Отсутствие у значительной части населения справедливости показывает неэффективность существующей в стране системы воспитания (образования). Воспитание у нас недооценивается. В обществе, где воспитание недооценивается, человеку быть воспитанным невыгодно. Такое общество характеризуется следующими признаками:

- общечеловеческая мораль, выработанная тысячелетиями, перестает быть механизмом регулирования поведением для большинства людей;

- исчезает или ослабевает правильное общественное мнение;

- трудно или вообще невозможно найти справедливость;

- честное выполнение своих обязанностей становится смертельно опасным;

- на руководящие должности, как правило, выдвигаются невоспитанные и некомпетентные люди;

- нарушителями норм морали и законов становятся те, кто по долгу службы призван контролировать их соблюдение;

- невоспитанные люди начинают заниматься воспитанием других;

- наука, талант, мудрость не ценятся;

- талантливые люди начинают пьянствовать;

- процветает двуличие, формализм, некомпетентность;

- родственные связи между людьми ослабевают;

- воспитанный человек выглядит «белой вороной»: у него мало друзей, много врагов;

- преступность растет ускоренными темпами и становится массовой;

- образовательный уровень преступников становится высоким;

-появляются «преступники-предприятия», «преступники-банки», «преступники-фирмы» и т.д.;

- борьба с преступностью становится неэффективной;

- смертность превышает рождаемость;

- чем невоспитанней человек, тем он хорошо живет и т.д.

Несправедливость особо не осуждается в нашей стране. А «безразличие к несправедливости есть предательство и подлость» [5]. Конечно, есть люди, борющиеся с этим злом. Например, правозащитники, блогеры, оппозиционеры… Особую активность в этом проявляет А. Навальный.

Однако их усилия недостаточны для создания атмосферы, способствующей формированию справедливости в масштабе страны. Борьба с несправедливостью должна быть общенародным делом.

Вооружение людей знаниями о справедливости является следующим условием ее формирования. «Никто не рождается на свет с уже готовыми понятиями о праве и справедливости», - писал Вольтер [5].

Справедливость можно изучать по следующей программе:

1. Понятие о справедливости.

2. Значение справедливости.

3. Содержание справедливости.

4. Проявление справедливости.

5. Причины нарушения справедливости.

6. Последствия несправедливости.

7. Формирование справедливости.

8. Критерии определения сформированности справедливости.

9. Ошибки в объяснении справедливости.

10. Взаимосвязь справедливости с другими чертами характера.

Однако не стоит ограничиваться этими знаниями. Не зная норм, стандартов, правил выполнения и оценки тех или иных действий, трудно совершать справедливые поступки.

Главным источником знаний о справедливости является человек. Поэтому методами наблюдения, анализа, сравнения, зрительного восприятия необходимо внимательно изучать человека. Как он стал справедливым, как проявляется у него эта черта характера - на эти и другие вопросы надо искать ответы. Большую информацию о справедливости можно получить, изучая биографии известных людей, образы литературных произведений, документальные источники. Но при этом полученные знания не должны находиться мертвым грузом в психике. Необходимо обеспечить их взаимодействие с умениями, эмоциями, отношениями, чертами характера и т.д. Такое взаимодействие образует взгляды, убеждения, мировоззрение. При соблюдении этих требований знания будут участвовать в формировании справедливости.

Для формирования справедливости нужны и чувства. При наличии у человека таких чувств, как любопытство, интерес, увлечение справедливость появляется быстрее.

Еще одним условием формирования справедливости является наличие в психике таких черт характера, как честность, принципиальность, ответственность, уверенность, доброжелательность и т.д. А эгоизм, двуличие, жестокость, равнодушие и некоторые другие качества не допускают ее к психике. Поэтому эти отрицательные черты необходимо заменить близкими к справедливости качествами.

В формировании справедливости кроме внешних факторов воздействия большую роль играют внутренние силы воспитанника. Воспитанник должен воспринимать усилия воспитателей. Однако этого недостаточно. Качество справедливости будет высоким тогда, когда воспитанник сам будет стремиться к приобретению справедливости. Поэтому внешние воздействия должны вызывать у него желание, стремление быть справедливым.

Следующим условием формирования справедливости является наличие у человека умения проявлять ее. Без этого умения даже самый справедливый человек в определенных ситуациях может поступать несправедливо. Умение проявлять справедливость означает умение доказывать свою правоту, умение эффективно бороться с нарушениями ее и т.д.

Качество формирования справедливости проверяется системой критериев, состоящих из таких показателей: а) проявляемость справедливости; б) эффективность борьбы с несправедливостью; в) постоянное совершенствование справедливости как черты характера; г) тип эмоций, вызванных справедливостью или ее нарушениями; д) оперативность в исправлении собственных нарушений справедливости.

Существует система исправления нарушений справедливости. К ним, например, относятся: признание своей вины; извинение; опровержение; отмена решения, приговора; возмещение ущерба; отказ от претензий и т.д. Имеются специальные контролирующие и экспертные организации, занимающиеся выявлением и исправлением нарушений справедливости и т.д.

Справедливость должна восторжествовать. «Когда справедливость исчезнет, то не останется ничего, что могло бы придать ценность жизни людей», - говорил И. Кант.

 

Литература

 

1.Алексина Т.А. Деловая этика: учеб. пособие для высш. уч. заведений. – М.: Юрайт, 2014. – 384 с.

2.Гулевич, О.А. Социальная психология справедливости / О.А. Гулевич. – М., 2011. – 284 с. - Режим доступа: https://kartaslov.ru/книги/Гулевич_О_А_Социальная_психология_справедливости/2

3.Гусейнов, А.А., Апресян, Р.Г.Этика: учеб. пособие для высш. уч. заведений / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. -М.: Гардарики, 2000. - 472 с. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1863908/page:23/

1.4.Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. – М., 2005. – Режим доступа: https://www.ozon.ru/context/detail/id/2653304/.

5.Жемчужины мысли. – Режим доступа: https://жемчужины-мысли. рф/цитаты/по%20разделам/Справедливость.html

6.Кумушкулов, А.М. Организация процесса подготовки к профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов-психологов / А.М. Кумушкулов. – Уфа: БашГУ, 2006. – 108 с.

7.Кумушкулов, А.М. Совершенствование подготовки к профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов-психологов в высшей школе / А.М. Кумушкулов. - Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 153 с.

8.Кумушкулов, А.М. Теоретические и методические основы моделирования процесса подготовки к профессионально-педагогической деятельности будущих специалистов / А.М. Кумушкулов // Особенности организации педагогического процесса в высшей школе: сб. науч. статей преподавателей кафедры педагогики и психологии Сибайского института БашГУ. – Сибай, 2005. – 232 с. – С. 62-65.

9.Кумушкулов, А.М. Формирование культуры поведения будущих педагогов-психологов / А.М. Кумушкулов // Научные доклады региональной конференции «Неделя науки - 2009». В 4-х частях. Ч.IV. Педагогические и социально-гуманитарные науки / изд-е Сибайского института (филиала) БашГУ. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – 213 с. – С. 60-63.

10.Кумушкулов, А.М. Формирование научно-исследовательской компе-тенции будущих педагогов в вузе / А.М. Кумушкулов // Человек. Общество. Образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции (15-17 марта 2010 года). В 2-х ч. Ч. 1. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - 408 c. – С. 12-15.

11.Маликов, Г. Р. Справедливость как основной принцип в общественно-правовых взаимоотношениях в представлении тюркских средневековых утопистов-гуманистов / Г. Р. Маликов // Молодой ученый. — 2010. - №12. Т.1. - С. 240-242. - URL https://moluch.ru/archive/23/2281/

12.Нартова-Бочавер, С. К., Астанина Н. Б. Психологические проблемы справедливости в зарубежной персонологии: теории и эмпирические исследования / С. К. Нартова-Бочавер, Н. Б. Астанина // Психологический журнал. – 2014. Т. 35. - №1. – С. 16-32. - Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/146761558

13.Руденкин, В.Н. Проблемы справедливости в современном российском обществе / В.Н. Руденкин // Вопросы управления. – 2014. - №1. - С. 117-126. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-spravedlivosti-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve

14.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб. - 1890-1907- Режим доступа: https://gufo.me/dict/brockhaus/Справедливость

15.https://fishki.net/1908475-vredno-no-ochen-hochetsja-mozhno-li-est-poddelnuju-kolbasu.html © Fishki.net

16.https://medpost.com.ua/poddelnye-lekarstva-v-aptekah-neskolko-sposobov-opredelit-poddelku/

17. https://pensionerrossii.ru/news/2367-chuzhogo-ne-nado-pensionerka-vernula-naidennuyu-krupnuyu-summu.html

18.https://ufa.bezformata.com/listnews/zamdirektora-filiala-bashgu-obyazali/52494542/].

23-29 12. 2018. Сибай.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: