Смоделируйте уроки по теме «Дыхание» с использованием модульных технологий. Разработайте модульную программу и технологическую карту модуля.




Учитель должен научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда, т.е. научить учиться. Убеждение в этом привело меня к изучению и использованию в своей работе модульной технологии, с которой нас, учителей биологии, познакомила Т.И. Шамова, доктор педагогических наук, профессор, чл.-корр. РАО. Модульное обучение как педагогическая технология эффективно решает данную проблему.

Основателем модульного обучения считают Дж. Рассела ("Modular instruction", 1974). Модульное обучение в России стало известно в конце 80-х годов благодаря исследованиям Юцявичене П.А. и его учеников.

П.А. Юцявичене под модулем понимает "целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности".

Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с определенной дозой самостоятельности) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.[2] Ему предлагается инструкция, в которой определены: цель усвоения модуля; где найти учебный материал; как овладеть им (прочитать, найти ответы на вопросы, составить конспект, заполнить таблицу и т.д.); ткак проверить правильность выполнения задания (контроль - тесты, письменные работы и т д. - определяет степень усвоения материала).

 

№учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Руководство по Усвоению учебного материала
УЭ 0 Интегрирующая цель (на все уроки): Знать: строение и функции органов дыхания Уметь: обосновать основные гигиенические правила дыхания Знать: строение и функции лёгких связанных с обменов веществ Уметь: объяснять взаимосвязь дыхательных и кровеносных систем Знать: механизм вдоха и выдоха, понятие жизненная ёмкость лёгких Уметь: объяснять механизм вдоха и выдоха; определять частоту дыхания Знать: процесс регуляции дыхательных движений; о возможных заболеваниях и нарушениях органов дыхания Уметь: объяснять взаимосвязь дыхательных процессов оказания первой мед. помощи: показать приёмы первой мед. помощи Уметь: работать с индивидуальными заданиями, самостоятельно контролировать время и управлять им. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием библиотек и интернета. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. Самостоятельная работа. Внимательно прочтите цель модуля. Время выполнения 3 минуты.
УЭ 2 Цель: Изучить строение и значение органов дыхания. «Пока дышу надеюсь» Овидий Прочтите текст учебника на страница 158 -161. В тетради зарисуйте схему «дыхательная система» Ответьте на вопросы после параграфа. Самостоятельная работа. Внимательно прочтите текст, обращайте внимание на выделенные термины. Время выполнения работы 35 мин. За каждый правильный ответ 1балл.
УЭ 3 Цель: Изучить газообмен в легких и тканях: перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Запишите дату и тему модуля в тетрадь. Прочтите текст учебника на стр. 163-164 до (газообмен в тканях) Пользуясь учебником зарисуйте картинку«газообмен в легких». Самостоятельная работа. Прочтите цель модуля. Выполните задания. Будьте внимательны время выполнения 15 мин.
Прочтите текст учебника стр 164. К уже имеющемуся рисунку добавьте газообмен в тканях. Укажите, как происходит газообмен в легких и тканях. Самостоятельная работа. Будьте внимательны. Время выполнения 15 мин.
Для закрепления учебного элемента ответьте на вопросы: Углекислый газ образуется: А. в легких Б. клетках тела В.эритроцитах В. альвеолах Кислород поступает в организм: А. через легкие Б. альвеолы В. гортань Г. дыхательные пути и альвеолы Самостоятельная работа. Время выполнения 15 мин.. За каждый правильный ответ поставьте 1 балл.
УЭ 4 Цель модуля: Дыхательные движения. Жизненная ёмкость легких. Частота дыхания. «Дыхание это жизнь» Запишите в тетради дату и тему модуля. Прочтите текст учебника «дыхательные движения» В тетради заполните самостоятельно схему. механизм дыхательных движений. 1.
Механизм вдоха. Сокращение дыхательных мышц.

 

Увеличение объема грудной полости  

 

Уменьшение давления в грудной полости и в полости легких

 

Засасывание атмосферного воздуха  

 

Механизм выдоха. Опускание ребер и расслабление.

2.

 

Уменьшение объема грудной полости

 

Увеличение давления в легких

 

Выталкивание части воздуха наружу

Прочтите. Объясните друг другу свою точку зрения, аргументируйте. Причина вдоха и выдоха издавна интересовала ученых, врачей. В свое время было предложено несколько гипотез, объясняющих это явление;

А) воздух самотеком входит, раздувает легкие и расширяет грудную клетку.

Б) легкие в грудной полости расширяются и засасывают атмосферный воздух внутрь (вдох), а сжимаясь выталкивает его (выдох). С какой гипотезой вы согласны.?

Самостоятельная работа. Время работы 20 мин. За работу с таблицей поставьте от 1 до 3 баллов. Работа в паре. Поставьте друг другу от 1 до 5 баллов.
УЭ 5 Прочтите текст учебника «жизненная емкость легких». Запишите в тетради определение «жизненная емкость легких». Пользуясь дополнительными источниками № 1,2,3,4,заполните таблицу по образцу.
Спортсмен Показатели ЖЕЛ. Мл
   
   
   
Самостоятельная работа. Время выполнения работы 15 мин. За каждые 3 заполненные строки таблицы поставьте по 1 баллу.
УЭ 6 Цель: Определить частоту дыхания. Пользуясь дополнительными источниками №4, решите задачу и запишите решение в тетрадь. «Сколько воздуха проходит через легкие человека при спокойном дыхании в 1 мин, в 1 час, в сутки. Если дыхательный объем воздуха равен 500 мл, а частота дыхания- 18 раз в 1 мин?» «Зная, что выдыхаемый воздух содержит 4 % углекислого газа. Определите, сколько ученик выделяет СО2 в 1 мин. в 1 час. Сколько все учащиеся класса в 1 час. Самостоятельная работа. Время выполнения 10 мин. За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу.
УЭ 7 Цель: Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания. Запишите в тетрадь дату и тему модуля. Прочтите текст учебника на стр. 166. Как осуществляется регуляция дыхания, кратко схематично запишите ответ в тетради. Самостоятельная работа. Время выполнения 10 мин.
УЭ 8 Цель: Оказание первой помощи при отравлении угарным газом, спасании утопающего. Разбейтесь на пары продемонстрируйте друг на друге оказание помощи в разных ситуациях. Самостоятельная работа. Работа в паре. Ваше время 15 мин.
УЭ 9 Цель: Познакомиться с возможными заболеваниями и нарушениями органов дыхания. Прочтите текст учебника стр 166-170. В чем вредное влияние курения на органы дыхания? Тезисно записать в тетради. Самостоятельная работа. Время выполнения 20 мин.
УЭ 10 Цель: обобщить знание по теме «Дыхание». Запишите в тетрадь дату и тему модуля. Повторите основные элементы содержания учебного материала. Сделайте основные выводы по каждому элементу, кратко запишите их в тетрадь. Самостоятельная работа. Время выполнения работы 20 мин.
УЭ 11 Выходной контроль. Цель: Подведение итогов модульного занятия, выявление результатов. Выполните тест. Ответы запишите в тетрадь.  

Модульная программа:

Дыхание (5ч.).

Комплексная цель.

В результате овладения содержаниям всех модулей, вы будете:

– знать строение и функции органов дыхания, их взаимосвязь, изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу, меры профилактики заболеваний органов дыхательной системы;
– уметь обосновывать основные гигиенические правила дыхания, вредное воздействие курения на органы дыхания;
– раскрывать сущность понятий: дыхание, жизненная емкость легких, процесс газообмена в легких и тканях;
– распознавать на таблицах органы дыхания, объяснять взаимосвязь их строения и функции;
– соблюдать гигиенические требования;
– оказать первую доврачебную помощь при нарушении дыхания.

Обязательная литература.

План программы.

Урок № 1. Значение дыхания. Органы дыхательной системы: дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

Урок № 2. Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

Урок № 3. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Урок № 4. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации.

Урок № 5. Тестовый контроль знаний по теме “Дыхание”.

Технологическая карта:

Урок № 1.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

УЭ – 0 Цель урока: в результате овладения содержанием модуля вы будете знатьзначение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения, строение органов дыхания в связи с их функциями и функцией образования звуков и формирования членораздельной речи; познакомитесь с некоторыми гигиеническими правилами; продолжите навык работы с таблицами. Внимательно прочитайте цель урока
УЭ – 1 Подготовка к работе. 1. Анализ контрольной работы учителем по теме “Кровеносная и лимфатическая система”. 2. Внимательно проанализируйте свою работу, если возникли вопросы, задайте их учителю. 3. Если вопросов нет, сдайте контрольную тетрадь.   Работайте вместе с учителем. Индивидуально.
     
УЭ –2 Цель: раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения, рассмотреть строение органов дыхания, функции гортани как органа голосообразования. Лекция “Значение дыхания. Органы дыхания”. План лекции. 1. Значение биологического окисления. 2. Распределение функций между дыхательной и кровеносной системами в обеспечении тканей кислородом. 3. Органы дыхательной системы. 4. Обзор верхних дыхательных путей. 5. Строение гортани. Работайте вместе с учителем. Выделяйте при записи новые термины.
УЭ – 3 Цель: познакомиться с инфекционными и хроническими заболеваниями дыхательных путей. Сообщение и презентация обучающегося из класса. Внимательно слушайте и смотрите сообщение и презентацию одноклассника
УЭ-4 Цель: перечертите таблицу в тетрадь, к ее заполнению вы приступите дома.
Органы дыхательной системы. Функции. Особенности строения.
1. Носовая полость.    
2. Гортань.    
3. Трахея.    
4.Главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы.    
5.Легкие.    

 

  Индивидуально в тетради
УЭ – 3 Подведение итогов урока. 1. Прочитайте цель урока. 2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? 3. Какие затруднения возникли у вас на уроке. 4. Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “плохо”. 5. Запишите в дневник домашнее задание: изучить § 26 ответить на вопросы в конце параграфа, заполнить таблицу строки 1,2,3. Вместе с классом.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: