Практическое занятие № 1.
Становление и истоки психолого-педагогической диагностики.
Вопросы для обсуждения.
1. Предыстория психолого-педагогической диагностики
- Найдите в рекомендованной литературе свидетельства проведения испытаний тестового характера в Древнем Вавилоне, Древнем Египте, Древнем Китае и др. странах.
- В чем сходство и различие этих испытаний?
2. Истоки научной психолого-педагогической диагностики. Возникновение психологического тестирования.
- Когда возникла психодиагностика как самостоятельная научная дисциплина?
- Какие направления психологии, возникшие на рубеже XIX - XX веков, предшествовали появлению психодиагностики?
- Какие потребности практики вызвали появление психологического тестирования?
- Какой вклад в становление тестологии внесли Ф. Гальтон, А. Бине, Дж. Кеттелл?
3. Основные этапы, тенденции и итоги развития психолого-педагогической диагностики в XX столетии.
- Почему тестовый бум 20-х годов прошлого столетия не привел к существенному прогрессу в развитии психологического тестирования? С чем был связан и в чем проявился характерный для данного периода кризис в тестировании?
- Кто из советских психологов и педагогов активно занимался проблемами диагностики в 20-30-е годы? Какие идеи были положены в основу разработки отечественных подходов к психолого-педагогической диагностике?
- В чем заключается вклад Г.И. Россолимо в отечественную и мировую психолого-педагогическую диагностику?
- Чем было обусловлено развитие в России педологических учений?
- Назовите аргументы сторонников и критиков тестовых методик в педологии Чем был обусловлен разгром этой науки?
|
- С чем был связан, в чем проявился и к чему привел всплеск интереса к психолого-педагогической диагностике в 60-80-е годы в нашей стране? Каково значение работ Б.Г. Ананьева и других представителей ленинградской психологической школы для становления советской психодиагностики?
Упражнения и задания.
1. Найдите пословицы, поговорки, сказки, мифы содержащие психодиагностические наблюдения.
2. Охарактеризуйте френологию, физиогномику, хиромантию, графологию как методы паранаучной психологической диагностики.
3. Подготовьте краткое сообщение (на 5-7 минут) на тему:
- Ф. Гальтон – основоположник тестовой диагностики.
4. Используя материалы таблицы в книге Л.Ф. Бурлачука [1, С. 96-98], выпишите в рабочую тетрадь 15-20 наиболее важных, с вашей точки зрения, событий, произошедших в психодиагностике (или оказавших существенное влияние на ее развитие) с момента ее зарождения по конец ХХ-го века.
5. Охарактеризуйте идеи и методики диагностики, разработанные видными отечественными педагогами. Оформите свои данные в таблицу:
Педагог | Диагностические идеи | Диагностические методики |
К. Д. Ушинский | ||
А.Ф. Лазурский | ||
Г.И. Россолимо | ||
Ф.Е. Рыбаков | ||
А.М. Шуберт | ||
Г.И. Челпанов | ||
А. П. Болтунов | ||
……………………. |
Что полезного можно было бы использовать в работе современных педагогов?
Список литературы
1. БурлачукЛ.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2002.
2. Введение в психодиагностику. /Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М.- М., 2004.
3. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М., 2002.
|
4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, ВВ. Столина. М: Изд-во МГУ, 2007.
5. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. М.; Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
6. Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПБ, 2005.
7. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981.
8. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 2006. С. 411-433.
Практическое занятие № 2.
Методы психолого-педагогической диагностики и их характеристика.
Основные понятия темы: метод, методика, наблюдение, контент-анализ, диагностическая беседа, опрос, интервью, анкетирование.
Вопросы для обсуждения.
1. Метод наблюдения в диагностике (общее представление о методе наблюдения, виды наблюдения, требования, предъявляемые к психолого-педагогическому наблюдению).
2. Анализ продуктов деятельности (сущность данного метода, сущность и специфика контент - анализа; процедура контент-аналитического обследования)
3. Опросные методы:
• Беседа в диагностике (специфика диагностической беседы и способы ее ведения; особенности беседы с детьми).
• Интервью (виды интервью, процедура интервьюирования, требования к интервьюеру).
• Анкетирование (особенности анкетирования; анкета, требования к ее построению и оформлению; виды и структура анкет)
4. Биографический метод (сущность, источники, варианты биографического метода (биографическая анкета, психологическая автобиография).
- Тест как основной инструмент психодиагностики. (Понятие теста.Виды тестов, применяемых в психодиагностике.Достоинства и недостатки тестирования.
Практические задания и упражнения.
|
1. Знаменитый американский психолог А. Маслоу оспаривал требование объективности и беспристрастности в наблюдениях. «Восприятие любящего человека, например, родителя или влюбленного, позволяет любящему так тонко чувствовать объект своей любви, так полно познавать его, как никогда не сможет тот, кто его не любит. <….> Любовь такого рода сопряжена с большим интересом к объекту, и благодаря этому интересу становится возможным терпеливое наблюдение за объектом», - писал он. Насколько вы согласны с мнением психолога? С чем именно вы согласны? В чем бы поспорили с ученым?
2. Разработайте систему опросных методов (анкету, интервью, план беседы) по одной и той же проблеме. В каком порядке и почему вы будете применять эти методы? Какие специфические задачи они будут решать в вашей комплексной программе опроса? 9Рабта в микрогруппах)
Вопросы для размышления.
1. Каковы преимущества и ограничения каждого вида наблюдений?
2. Чем различаются изучение опыта и диагностический эксперимент? В чем они схожи?
3. В чем преимущества и ограничения каждого из видов опроса (беседы, интервьюирования и анкетирования)?
4. Для чего необходимо владеть различными методами диагностики?
Литература.
1. Абрамова Г.Н. Практическая психология. – М., 2001.
2. Данилова Е.Е. Беседа как один из методов работы школьного психолога //Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1990.
3. Назарова И.Б. Качество опроса: факторы неответов. //Социс, № 11, 1999.
4. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. – СПб, 2003.
Никандров В.В. Экспериментальная психология. - СПб, 200