Практические задания и упражнения.




Практическое занятие № 1.

Становление и истоки психолого-педагогической диагностики.

Вопросы для обсуждения.

1. Предыстория психолого-педагогической диагностики

- Найдите в рекомендованной литературе свидетельства проведения испытаний тестового характера в Древнем Вавилоне, Древнем Египте, Древнем Китае и др. странах.

- В чем сходство и различие этих испытаний?

2. Истоки научной психолого-педагогической диагностики. Возникновение психо­логического тестирования.

- Когда возникла психодиагностика как самостоятельная науч­ная дисциплина?

- Какие направления психологии, возникшие на рубеже XIX - XX веков, предшествовали появлению психодиаг­ностики?

- Какие потребности практики вызвали появление психо­логического тестирования?

- Какой вклад в становление тестологии внесли Ф. Гальтон, А. Бине, Дж. Кеттелл?

3. Основные этапы, тенденции и итоги развития психолого-педагогической диагно­стики в XX столетии.

- Почему тестовый бум 20-х годов прошлого столетия не при­вел к существенному прогрессу в развитии психологического тестирования? С чем был связан и в чем проявился характерный для данного периода кризис в тестировании?

- Кто из советских психологов и педагогов активно занимался проблемами диагностики в 20-30-е годы? Какие идеи были положены в основу разработки отечественных подходов к психолого-педагогической диагно­стике?

- В чем заключается вклад Г.И. Россолимо в отечественную и мировую психолого-педагогическую диагностику?

- Чем было обусловлено развитие в России педологических учений?

- Назовите аргументы сторонников и критиков тестовых методик в педологии Чем был обусловлен разгром этой науки?

- С чем был связан, в чем проявился и к чему привел всплеск интереса к психолого-педагогической диагностике в 60-80-е годы в нашей стране? Ка­ково значение работ Б.Г. Ананьева и других представителей ле­нинградской психологической школы для становления советской психодиагностики?

Упражнения и задания.

1. Найдите пословицы, поговорки, сказки, мифы содержащие психо­диагностические наблюдения.

2. Охарактеризуйте френологию, физиогномику, хиромантию, графологию как методы паранаучной психологической диагностики.

3. Подготовьте краткое сообщение (на 5-7 минут) на тему:

- Ф. Гальтон – основоположник тестовой диагностики.

4. Используя материалы таблицы в книге Л.Ф. Бурлачука [1, С. 96-98], выпишите в рабочую тетрадь 15-20 наиболее важных, с вашей точки зрения, событий, произошедших в психодиагности­ке (или оказавших существенное влияние на ее развитие) с мо­мента ее зарождения по конец ХХ-го века.

5. Охарактеризуйте идеи и методики диагностики, разработанные видными отечественными педагогами. Оформите свои данные в таблицу:

Педагог Диагностические идеи Диагностические методики
К. Д. Ушинский    
А.Ф. Лазурский    
Г.И. Россолимо    
Ф.Е. Рыбаков    
А.М. Шуберт    
Г.И. Челпанов    
А. П. Болтунов    
…………………….    

Что полезного можно было бы использовать в работе современных педагогов?

Список литературы

1. БурлачукЛ.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2002.

2. Введение в психодиагностику. /Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М.- М., 2004.

3. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М., 2002.

4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, ВВ. Столина. М: Изд-во МГУ, 2007.

5. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. М.; Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

6. Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПБ, 2005.

7. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981.

8. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 2006. С. 411-433.

 

Практическое занятие № 2.

Методы психолого-педагогической диагностики и их характеристика.

Основные понятия темы: метод, методика, наблюдение, контент-анализ, диагностическая беседа, опрос, интервью, анкетирование.

Вопросы для обсуждения.

1. Метод наблюдения в диагностике (общее представление о методе наблюдения, виды наблюдения, требования, предъявляемые к психолого-педагогическому наблюдению).

2. Анализ продуктов деятельности (сущность данного метода, сущность и специфика контент - анализа; процедура контент-аналитического обследования)

3. Опросные методы:

• Беседа в диагностике (специфика диагностической беседы и способы ее ведения; особенности беседы с детьми).

• Интервью (виды интервью, процедура интервьюирования, требования к интервьюеру).

• Анкетирование (особенности анкетирования; анкета, требования к ее построению и оформлению; виды и структура анкет)

4. Биографический метод (сущность, источники, варианты биографического метода (биографическая анкета, психологическая автобиография).

  1. Тест как основной инструмент психодиагностики. (Понятие теста.Виды тестов, применяемых в психодиагностике.Достоинства и недостатки тестирования.

Практические задания и упражнения.

1. Знаменитый американский психолог А. Маслоу оспаривал требование объективности и беспристрастности в наблюдениях. «Восприятие любящего человека, например, родителя или влюбленного, позволяет любящему так тонко чувствовать объект своей любви, так полно познавать его, как никогда не сможет тот, кто его не любит. <….> Любовь такого рода сопряжена с большим интересом к объекту, и благодаря этому интересу становится возможным терпеливое наблюдение за объектом», - писал он. Насколько вы согласны с мнением психолога? С чем именно вы согласны? В чем бы поспорили с ученым?

2. Разработайте систему опросных методов (анкету, интервью, план беседы) по одной и той же проблеме. В каком порядке и почему вы будете применять эти методы? Какие специфические задачи они будут решать в вашей комплексной программе опроса? 9Рабта в микрогруппах)

Вопросы для размышления.

1. Каковы преимущества и ограничения каждого вида наблюдений?

2. Чем различаются изучение опыта и диагностический эксперимент? В чем они схожи?

3. В чем преимущества и ограничения каждого из видов опроса (беседы, интервьюирования и анкетирования)?

4. Для чего необходимо владеть различными методами диагностики?

Литература.

1. Абрамова Г.Н. Практическая психология. – М., 2001.

2. Данилова Е.Е. Беседа как один из методов работы школьного психолога //Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1990.

3. Назарова И.Б. Качество опроса: факторы неответов. //Социс, № 11, 1999.

4. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. – СПб, 2003.

Никандров В.В. Экспериментальная психология. - СПб, 200

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: